Открытый урок "Единицы измерения площадей. Повторение"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные:

  • повторить и закрепить единицы измерения площадей и соответствия между ними;
  • систематизировать полученные ранее знания с помощью наглядного материала;
  • повторить и закрепить формулы нахождения площади квадрата и площади прямоугольника.

Развивающие:

  • закрепить навыки перевода одних единиц измерения площадей в другие;
  • использовать полученные знания и умения при решении задач.

Воспитательные:

  • развитие внимания и аккуратности;
  • умение излагать свое отношение к нравственным понятиям.

Оборудование: интерактивная доска, компьюторы воспитанников,“Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”,
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

  • “Дидактические материалы по математике для 5 класса”, Чесноков А.С., Нешков К.И.;
  • карточки на печатной основе;
  • шкала соответствия единиц измерения площадей (плакат);
  • формулы площадей квадрата и прямоугольника (плакат).

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Ход урока

I. Организация начала урока. Сбор тетрадей. Запись домашнего задания. (2 мин.)
п. 19 № 761, № 764, № 767 а), таблица площадей

II. Устные упражнения. Проверка навыков устного счета. (5 мин.)

Учебник: № 743 а), № 742 а), б), № 746.

Воспитанники отвечают по цепочке. Для поддержания внимания ребят учитель несколько раз прерывает цепочку отвечающих, начиная с другого человека.

№ 743 Восстановите цепочку вычислений:

№ 742 Вычислите устно:

а) 39 : 3

+37

: 5

*11

: 55

?

Ответы:

13

50

10

110

2

б) 28 : 2

+40

: 3

*5

: 15

?

Ответы:

14

54

18

80

3

№ 746 согласны ли вы с утверждением:
а) равные фигуры имеют равные площади; (да)
б) неравные фигуры имеют различные площади; (нет)
в) любой квадрат есть прямоугольник; (нет)
г) некоторые прямоугольники являются квадратами; (да)
д) если периметры прямоугольников равны, то равны и эти прямоугольники? (нет)

III. Обобщение и повторение материала (5 мин.)

(Фронтальная беседа/)

Какие единицы измерения площадей Вы знаете?

Отметим названия единиц измерения площадей на шкале с ценой деления 4 клетки тетради. Заполняем шкалу, отвечая на вопросы:

Сколько в 1см2 квадратных миллиметров? Сколько в 1дм2 квадратных сантиметров?

…Вы заметили, что каждая следующая единица измерения площади в 100 раз больше предыдущей на нашей шкале?

Теперь Вам будет легче запомнить соответствие между единицами измерения площадей и переводить одни единицы измерения площадей в другие.

IV. Тренировочные упражнения (20–25 мин.)

Дидактические материалы 5 класс стр. 38 № 158, № 155, № 159, № 160.

№ 158
(Hабота у доски по цепочке: один ученик решает пример у доски, остальные – в тетради.)

Выразите:
а) в квадратных метрах: 12 га, 8 га 7 а, 3500 дм2;
б) в арах: 17 га, 8 га 7 а, 3500 м2;
в) в гектарах: 8 400 000 м2, 57 000 а, 7 км2;
г) в гектарах и арах: 1850 а, 324 500 м2.

Решение:а) 12 га=1200 м2, 8 га 7 а=807 м2, 3500 дм2=35 м2;
б) 17 га=1700 а, 8 га 7 а=807 а, 3500 м2=35 а;
в) 8 400 000 м2=840 га, 57 000 а=570 га, 7 км2=700 га;
г) 1850 а=18 га 50 а, 324 500 м2=32 га 45 а.

Ребята, мы повторили единицы измерения площадей, а теперь будем решать задачи на нахождение площади квадрата и прямоугольника.

Как найти площадь квадрата со стороной а?

Как найти площадь прямоугольника со сторонами а и b?

 № 155 (Работа у доски по цепочке.)

Периметр квадрата 44 см. Найдите площадь квадрата.

Решение:
Формула периметра квадрата P=4a;
Значит, 4а=44; а=44:4; а=11 (см).
Формула площади квадрата S=a2;
Значит, S=112=121 (см2).
Ответ: 121 см2.

№ 159 (Устное проговаривание по действиям.)

Длина прямоугольника 720 м, а ширина на 80 м меньше. Найдите площадь прямоугольника и выразите ее в гектарах и арах.

Решение:

  1. 720 – 80 = 640 (м) – ширина прямоугольника
  2. 720 · 640 = 4608002)
  3. 460800 м2 = 46 га. 8а.

Ответ: площадь прямоугольника равна 46 га 8а.

№ 160 (Взаимопроверка.)

Площадь поля, имеющего форму прямоугольника, равна 54 га. Найдите ширину этого поля, если его длина 900 м.

Решение:
54 га = 540 000 м2
540 000 : 900 = 600 (м)
Ответ: ширина прямоугольника равна 600 м.

V. Подведение итогов повторения в виде дидактической игры (игровой момент).
Выставление оценок за работу на уроке (7–10 мин.)

Решая примеры в карточке, воспитанники отгадывают зашифрованное слово “доброта” и объясняют его значение.

Итог урока. (Оставшее время.) Обсуждение значения слова ДОБРОТА и других качеств личности.

Расшифруйте слово, решив все задания и выбрав нужные буквы по ответам из таблицы.

24700 м2 4300 а 5190 га 4300 м2 4300 а 51900 а 43 га

Фамилия имя ____________________________________ класс 5 “А”

Подумайте и напишите, что означает отгаданное слово?

Технология дидактической игры.

Каждый ученик получает карточку на печатной основе, содержащую таблицу с ответами на некоторые из предложенных ниже примеров.

Ученик должен решить примеры, и если ответ на пример совпадет с ответом в таблице – написать букву, стоящую напротив примера в соответствующую ячейку таблицы. Если ученик выполнил задание правильно, у него получится зашифрованное слово. В данном задании должно получиться слово ДОБРОТА.