Урок русского языка "Как найти основу в слове"

Разделы: Русский язык


Цели урока: развитие орфографической зоркости и умения находить в слове основу, умение различать форму одного и того же слова; обучение действию по инструкции; воспитание любви к родному краю.

Оборудование: слайд со строчками из стихотворения А. Прокофьего “Люблю берёзку русскую…”, карточки со словами для работы в группах, музыкальная видео-физминутка, карточки для игры “Догадайка”.

Ход урока

Этап урока, цель этого этапа

Действия (вопросы и задания) учителя

Действия учеников

I. Орг. момент

– Давайте, ребята, сегодня на уроке будем продолжать делать наши маленькие открытия?

– Разогреем наши пальчики….(физминутка для рук)

– Запишем число…

…декабря.

Классная работа.

II.Актуализация знаний.

Цель: повторение и развитие умений находить в словах изученные орфограммы, повторение изученного об однокоренных словах и форме слова.

1. – Прочитаем строчки из стихотворения…

– Как относится автор к берёзке? Почему?

– Запиши и подчеркни знакомые орфограммы. Обязательно укажите, в какой она части слова.

2……..,пожалуйста, придумай и запиши всевозможные однокоренные слова к слову “берёзка”.

– Для выполнения следующей грамматической задачи нам нужно объединиться в группы.

– Вам предстоит исследовать пару слов. Должны будете догадаться “Это одно и то же слово или разные слова?”

3. Проверка работы групп (выслушивание версий)

4. Проверка работы ученика у доски.

Люблю берёзку русскую.
То светлую, то грустную…

А.Прокофьев

У доски ученик.

Работа в группах (высказывание версий)

светлую – светлеет (6,3 гр.)
грустную – грустит (2,4 гр.)
русскую – русские (1,5гр.)

Примерный ответ: однокоренные, потому что близкие по смыслу, одинаковый корень.

Это форма одного слова. Основа не изменилась. Значит, это форма слова.

Версии детей верно, неверно. Почему?

III. Постановка проблемы.

Цель: создание проблемной ситуации, формулировка темы урока

– Значит, какова роль приставок и суффиксов в слове? Для чего служит окончание?

– Выделим основу слова. Как будем действовать? (проблемный вопрос)…пауза

– Кто догадался о теме урока?

Ответы детей.

При помощи приставок и суффиксов образуются однокоренные слова.

Окончание служит для связи слов в предложении.

Дети высказывают свои предположения, ищут ответ на вопрос “Как найти основу в слове?”

 

ФИЗМИНУТКА

 

IV. Открытие нового знания.

Цель: составление инструкции по теме урока.

– Итак, какие мысли, версии, предположения можете назвать…? С чего нужно начать?

– Как найти окончание?

– Сравним ваше маленькое открытие с инструкцией в учебнике…

Примерные ответы (на слайде)

1. Прочитать слово.

2. Найти окончание…

(Изменить форму слова…)

3. Выделить окончание и основу условным знаком.

Дети читают текст инструкции по учебнику.

V. Закрепление.

Цель: выпонение тренеровочных упражнений в нахождении основы слова по инструкции.

VI. Применение новых знаний.

Цель: развитие умения самостоятельно действовать по инструкции.

1. Пользуясь инструкцией, выделим основу в однокоренных словах.

2. Игра “Догадай-ка”

Чья группа составит больше слов.

Крас-5 шт., а-3шт., от-2 шт, к, пре, н, ый, у, ит.

– Запишем эту группу слов во второй столбик и выделим основу.

Самостоятельная работа: Упр.188.

– Если возникнут сомнения можно посоветоваться (в паре).

– Проверю работу каждого и выставлю отметки.

По одному у доски и в тетрадях берёза, берёзка, подберёзовик…

В тетрадях:

  • красота;
  • красотка;
  • прекрасный;
  • украсит.

VII. Итог урока.

Цель: обобщение нового материала. Самоанализ и самооценка обучающихся.

1. – Какое открытие вы сделали сегодня?

– Какие части слова встречались в словах?

– Кто все задания выполнял сам? Кто советовался с соседом по парте?

2. Д/з: упр.189 или упр.190 по выбору, повторить главные выводы.

– Молодцы! дружно поработали! Всем большое спасибо! Урок закончен.

Чтобы найти основу, надо выделить окончание.

Основа может состоять из корня. Из корня и суффикса…