Урок в 7-м классе по теме "Лирические образы в музыке"

Разделы: Музыка


Цель урока: развитие активного, осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения.

Задачи урока: сформировать представление о лирическом образе, как форме художественного мышления; развивать навык ассоциативного мышления в процессе слушания и исполнения лирических произведений Л. Бетховена, побуждать к более глубокому осознанию своего внутреннего пространства.

Технологии: информационные, коллективного взаимодействия, проблемного обучения, ассоциативно-рефлекторные.

Методы: частично поисковый с элементами исследования, беседа, метод наглядно – слухового показа, репродуктивный, практический, перекодирования одного вида искусства в другой; метод погружения.

Ход урока: Приложение. Слайд 1.

Учитель: Здравствуйте ребята, здравствуйте, гости. Мы продолжаем познавать смысл понятия художественного образав искусстве, музыке и его разновидности. Мы с вами выяснили, что художественный образ – одно из центральных понятий в искусстве. Объясните, пожалуйста, что значит – художественный образ?

Ученики: художественный образ – это …

Учитель: Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, например, образ воина, образ народа. Слайд 2.

Учитель: Мы также выяснили, что образы в художественном произведении различны, к примеру, обратимся к нашему песенному творчеству: если я вам скажу, что сейчас прозвучит наша любимая песня “Марш мальчишек”, какой образ вы себе представите?

Ученики: ответы.

Учитель: А если я скажу, что звучит песня “Мама знает”?

Ученики: ответы.

Учитель: Так почему образы разнообразны?

Ученики: ответы учеников.

Учитель: Да, действительно, жизнь наша разнообразна, значит и образы, отображающие жизнь разнообразны. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Любой человек, обладающий простым физическим слухом (к этому мы еще вернемся), может определить, где звучит музыка, а где просто шум. Но услышать в звуках музыки отражение серьезных, глубоких переживаний дано не каждому. Сегодня мы попытаемся поучиться: слышать, чувствовать, понимать. Слайд 3.

Для того, чтобы обозначить тему сегодняшнего урока, послушайте, пожалуйста, небольшую пьесу и постарайтесь понять: какое настроение, состояние я хочу вам передать, слушайте и смотрите, только… Я буду играть сердцем, а вы слушайте сердцем.

Звучит пьеса В. Ребикова. “Вечерние огни”. Слайды 4–22.

Учитель: Какие настроения вы услышали в музыке?

Ученики: ответы учеников…

Учитель: Вы правы, я старалась звуками передать вам состояние – грусти, горечи, уныния, безнадежности, глубокой печали, тоски, фотографии играли роль своеобразной подсказки – это моя попытка создания образа одинокого человека. Вы это поняли, значит, мы на правильном пути.

Теперь я могу назвать тему нашего урока – лирические образы в музыке. Слайд 23.

Это образы, которые передают личные переживания автора, что я сейчас и попыталась вам продемонстрировать. Давайте попробуем дать определение этому понятию. Слайд  24.

Слово лирика происходит от слова "лира" – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях. Слайд  25.

Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений. Слайд 26.

Вот главные свойства лирики:

  • чувство
  • настроение
  • отсутствие действия

Для того, чтобы глубже раскрыть понятие лирического образа в музыке мы создали научную группу искусствоведов. Искусствоведы – это люди, которые занимаются изучением сущности искусства, художественного образа. Мы собирали информацию о композиторе, его творчестве, а также обсуждали и решали какой материал, и в какой форме вам его предоставить. Мой опыт показать вам чувство одиночества, не случайность, так как дальнейшее наше объяснение будет связано с именем великого одинокого человека – Людвига ван Бетховена. Евгений, пожалуйста. Слайд 27.

Ученик: Говорить о творчестве Бетховена интересно и сложно одновременно, так как его жизнь и творчество многогранно. В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. Современник событий французской революции конца XVIII века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ. Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости – идеалы свободы, равенства, братства. “Наше время нуждается в людях, мощных духом” – говорил композитор.

С какими произведениями мы с вами познакомились в прошлом году, подтверждающими эти слова?

Ученики: ответы.

Учитель: В этих произведениях мы слышим, прежде всего – героические образы, назовите, чему была посвящена 7 симфония?

Ученики: ответы.

Учитель: А помните, в девятой симфонии с ее финальным призывом – “Обнимитесь, миллионы”! – стала идейным завещанием композитора человечеству, но повторюсь, творчество этого композитора – многогранно и Бетховен умело создавал не только героические, но и лирические образы.

Учитель: Спасибо за повторение пройденного. Слайд 28.

Ученик: Сейчас нам рассказали, что лирические образы воспроизводят личное чувство или настроение автора. Одним из известных изречений Бетховена звучит так: “От сердца это исходит и к сердцу должно привести”, мне кажется, что эти слова великого композитора тоже можно считать определением лирического образа.

Так как лирика – это чувственное восприятие мира, значит, мы продолжаем учиться слышать, чувствовать, понимать. Слайд 29.

Для вас задание: сейчас прозвучит одно из ранних произведений Бетховена – соната для скрипки и фортепиано, приготовьте, пожалуйста, ручки и тетради и, слушая, напишите по 4 слова, отражающие чувства, которые вы будете испытывать слушая.

Учитель: Только…музыкант играет сердцем, и вы слушайте сердцем.

Звучит “Весенняя соната”

Учитель: Опишите, что вы почувствовали.

Ученики: ответы

Учитель: Правильно! Красота, изящество, жизнерадостный характер – вот что характеризует эту сонату. Однако прозвучавшее произведение имеет название – “Весенняя”. Трудно сказать что-либо определенное о происхождении наименования сонаты – “Весенняя”. Известно, что Бетховен лишь в редких случаях давал своим произведениям названия. О своих произведениях, рисующих лирический образ природы Бетховен когда – то написал, что это “…более выражение чувств, чем живопись”.

Ученик: И все же, мы решили подробнее рассказать об этом периоде жизни композитора. Всем известно, Бетховен был глухим, но писал музыку. Это традиционно, банально, да писал музыку. Хотя если поговорить с врачами, когда человек глохнет, он забывает земные звуки, у него лишь звон и шум в ушах. Правда, глухим он стал не сразу. Проблемы со слухом у композитора появились в 28 лет. Можете себе представить, какой ужас должен испытывать человек, для которого способность слышать – самое важное в жизни. “День и ночь у меня беспрерывный шум и гудение в ушах” – писал в те годы Бетховен. Обращения к врачам не приносили облегчения. Глухота делалась очевидной. Как же тогда он писал музыку, и ответ мы нашли у Александра Сергеевича Пушкина в стихотворении Пророк. Послушайте отрывок этого стихотворения. Слайд  30.

Пророк.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.

Учитель: В чем смысл этого стихотворения?

Ученики: ответы.

Ученик: выходит, что когда ангел коснулся ушей пророка, он оглох с земной точки зрения, у него открывается другой слух, он начинает слышать внутреннюю музыку.

Учитель: Вы правы, он начал слышать звуки космоса, но ужас от прогрессирующей глухоты сменило счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. Слайд 31.

Тогда ей не было и семнадцати, но жизнелюбие и очарование молодой девушки покорили тридцатилетнего композитора, и он сразу же признался друзьям, что влюбился пылко и страстно. Он был уверен, что и в сердце насмешливой кокетки зародились такие же нежные чувства. В письме своему другу Бетховен подчеркивал: “Эта чудесная девушка так сильно любима мною и любит меня, что я наблюдаю поразительную перемену в себе именно из-за нее”. Слайд 32.

Ученик:…В начале июня к Людвигу пришло письмо. От письма
исходил запах фиалок, но оно содержало слова, 
означавшие крушение всех надежд. Глаза глохнущего
музыканта пробегали по строчкам и наполнялись слезами. Письмо кончалось жестокими словами: "Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем". Джульетта предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Он долго бродил по лесу, не возвращаясь домой. Ни одной жалобы никто не услышал от него, все было сказано музыкой. Мы рассказали историю создания поистине шедевра музыкального фортепианного искусства – сонаты, которую после его смерти назовут “Лунной”. Слайд 33.

Учитель: продолжаем слушать, чувствовать, понимать, мы предлагаем вам разбор средств выразительности этого произведения, Александр, пожалуйста.Александр: Объяснение сопровождает показом на фортепиано.

Слайд 34.

Первая часть – в медленном движении, сумрачная, довольно скорбная музыка. Один из русских композиторов, охарактеризовал ее, как “смертельное уныние”. Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса, как бы кружение на месте, показывающее безысходность положения и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам но, в конце, падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадежного отчаяния.

Учитель: Сейчас прозвучит фрагмент сонаты. Вспомните, были ли в вашей жизни события, созвучные этой музыке?

Звучит “Лунная” соната.

Учитель: Кто может поделиться своими воспоминаниями?

Подведем итоги: сегодня мы узнали, что такое лирические образы в музыке и выяснили, что – это:

Ученики: ответы. Слайд 35.

Запишите домашнее задание. Слайд 36. Я прошу моим помощникам помочь поставить оценки за урок.

Литература:

  1. Музыка. 7 класс: Абдулин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учебн. заведенй / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева.– М.: Академия, 2004. – 336 с.
  2. В мире искусств. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетики, педагогике и психологии искусства / сост. Т. К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев. – М., 2001. – 334 с.
  3. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методич. Пособ / Т. А. Затямина – 2-изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства); Музыка. 2–8 классы.
  4. Художественно-образное развитие школьников: разработки уроков / авт.-сост. Н. Б. Абудеева, Л. П. Карпушина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 157 с.

Интернет ресурсы:

  1. classic-music.ru
  2. beethoven.ru
  3. muzik-party.narod.ru
  4. sosnovo-school.ucoz.ru
  5. art.1sept.ru