Интегрированный мастер-класс "Конфликт поколений"

Разделы: Литература, Школьная психологическая служба


Цель: выяснить, почему возникают конфликты между «отцами» и «детьми», опираясь на текст «Притчи о блудном сыне», понятия обществознания и психологии; определить, как можно разрешать подобные конфликты.

Оборудование: листы бумаги и ручки для каждого, текст «Притчи о блудном сыне», мультимедийная система, видео с репродукциями картин, музыкальное сопровождение для чтения притчи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вызов

Учитель литературы: Сегодня мы проводим интегрированное занятие, в основе которого лежат три дисциплины: психология, обществознание и литература. Работа ведется в группе следующим образом: заданный вопрос обсуждается всеми, а затем кто-то один озвучивает ответ.
Попробуйте сформулировать тему и цели нашего занятия, опираясь на прослушанный текст и ключевые слова.

Ключевые слова: сын, блудный, Евангелие (Приложение 1, слайд 1).

(Звучит текст «Притчи о блудном сыне» на фоне звучащей музыки и показа слайдов с репродукциями)

– Помпео Батони. Возвращение блудного сына.
– Харменс ванн Рейн Рембрандт. Возвращение блудного сына.
– Ян Сандерс ванн Хемессен. Блудный сын.
– Пюви де Шаванн. Блудный сын.
– Эстебан Мурильо. Возвращение блудного сына.
– Гюстав Доре. Возвращение блудного сына.
– Иероним Босх. Возвращение блудного сына.
– Лионелло Спада. Возвращение блудного сына.

 Учитель литературы: Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему занятия.

 (участники обсуждают в группах и выходят на тему: «Конфликт поколений»)

Учитель литературы: Каковы, на ваш взгляд, цели нашего занятия?

(Участники обсуждают и формулируют предполагаемые цели занятия)

Цели: (Приложение 1, слайд 2)

  • выяснить, почему возникают конфликты;
  • определить, как можно разрешить конфликты.

Учитель литературы: Ключевое слово в теме – конфликт, а что такое конфликт?

2. Осмысление

Психолог: Как Вы думаете, на какой период приходится пик отчуждения между родителями и детьми? (Ожидаемый ответ групп: Подростковый возраст)
– Действительно, подростковый возраст самый трудный в этом отношении. Подросткам необходимо признание себя, как личности, со своими желаниями, мнениями, принципами. Главным новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости», которое нередко и приводит к своеобразному «бунту на корабле», конфликту.
Дайте, пожалуйста, определение понятию «конфликт» в одном, двух словах.

(Обсуждение в группах, ответы участников)

Психолог: Действительно, на уровне житейских представлений слово «конфликт» часто употребляется в одном ряду с такими словами, как «ссора», «разногласие», «непонимание», «размолвка».
Психология определяет понятие «конфликт» так (Приложение 1, слайд 3):
Конфликт – это вид отношений – межличностных, личности и группы, межгрупповых, – в основе которых лежит объективное несовпадение или даже противоречие целей, интересов, мнений участников.
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Давайте сначала посмотрим, в чём видят причину конфликтов с родителями наши ученики (Приложение 1, слайд 4)
Причиной конфликта между родителями и детьми может быть...

  • Непонимание – 43%
  • Родители хотят уберечь детей от ошибок, а дети хотят учиться на своих – 20%
  • Распределение свободного времени – 14%
  • Плохая успеваемость – 9%
  • Непослушание – 9%
  • Бытовые проблемы – 6%

– Каковы же психологические причины конфликта «отцов и детей»? Существует несколько точек зрения на природу конфликта между поколениями, одна из доминирующих говорит о том, что в основе конфликта поколений лежит непонимание (Приложение 1, слайд 5) Обратите внимание, как это соотносится с тем, что ответили опрошенные нами учащиеся.
В чём, на Ваш взгляд, причины этого непонимания?

(Обсуждение в группах, ответы участников)

Психолог: Правильно, причины непонимания – в различии интересов, жизненных целей, обусловленных возрастной разницей поколений.

Учитель обществознания: Понятием «поколение» активно пользуются социология, демография, педагогика, история. В социологии поколением называют генерацию в семье, т. е. дед, отец, сын рассматриваются как представители старшего, среднего и младшего поколений родственников по прямой нисходящей линии (Приложение 1, слайд 6).
Определите в каждом поколении возраст представителей по восходящей линии. В чём, по – вашему, особенность поколения в социологии? (Приложение 1, слайд 7).

(Обсуждение в группах, ответы участников)

Вывод: в данном случае понятие поколение не имеет жесткой прямой связи с понятием возраста.
В демографии под поколением понимают интервал между средним возрастом родителей и детей (Приложение 1, слайд 8).
Геродот полагал, что три поколения образуют столетие. Мы с вами сейчас проверим истинность предположения древнегреческого учёного.
Высчитываем поколение в группах (Приложение 1, слайд 9) В моей семье поколение – 21 год, а в вашей? Высчитывается это по формуле
Средний возраст родителей – средний возраст детей

(Возраст мамы + возраст папы) : 2 – (возраст дочери + возраст дочери) : 2 = (45 + 44) : 2 – (25 + 21) : 2 = 21,5 лет – поколение (пример ведущего)

В настоящее время в нашей стране поколение составляет 27 лет. Был ли прав
Поколения естественным образом сменяют друг друга в процессе исторического развития: при этом новые поколения, занимая место предыдущих, в чём-то наследуют им, а в чём-то отрицают опыт своих предшественников. При этом смена поколений происходит, как правило, не одномоментно. В одно и то же историческое время в обществе живут и взаимодействуют люди разных поколений.
В нескольких словах определите, чем поколение 20-летних отличается от поколения 50-летних?

(Обсуждение в группах, ответы участников)

Учитель обществознания: Отличия носят как объективный характер (возраст, состояние здоровья, характер деятельности, положение в обществе) так и субъективный (привычки, вкусы, стиль одежды, музыкальные и иные предпочтения). Что касается объективных различий, то это означает движение жизни рано или поздно поставит нынешних детей на место родителей (Приложение 1, слайд 10). Субъективные различия формируются во многом под влиянием извне, задаются общественными условиями (Приложение 1, слайд 11).Сам факт существования в одном обществе нескольких поколений людей предполагает наличие между ними определенных, в том числе и принципиальных, различий.

Заполните пробелы в таблице (Приложение 1, слайд 12):

Ценности «Отцы» «Дети»
Благосостояние Результат труда  …
Работа, труд  … неизбежность
Принятие решения На симпатиях и антипатиях
Жизненный компас Социальные нормы  …

Учитель обществознания: Какие выводы об отношениях поколений в обществе, в семье можно сделать на основе сравнения различий между поколением отцов и детей?

(Обсуждение в группах, ответы участников)

(Предполагаемый вывод: конфликты неизбежны. Это и понятно: изменения в уровне жизни ведут в перемене в мышлении, поведении, выборе ценностных ориентаций).

Учитель литературы: Итак, конфликты неизбежны. Давайте посмотрим, как учит их разрешать художественная литература, в частности, притча.

(Работа в группах с текстом притчи)

 Группам даются карточки с заданиями:

– В чем выразилось непослушание сына?
– Почему отец не стал удерживать сына?
– Как отец встретил блудного сына?

Учитель литературы: Младший сын не приумножил имение, значит, он не имеет право требовать то, что не заработал. И как добр отец, который, несмотря на это, выделил ему часть. По обычаям того времени, именно младший сын должен находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот закон. Отец поступил мудро, он понимал, что в данной ситуации удержать сына было невозможно, запрет может привести к тому, что сын возненавидит его, но сделает по-своему. Нельзя заставить любить себя насильно. Когда блудный сын вернулся домой, он не услышал от отца ни одного упрека. Мудрый родитель понимал, что, пройдя через все испытания, сын многое понял и что жизнь его уже наказала.
Так учит разрешать конфликты притча, а психология?

Психолог: Сотрудничество является наиболее предпочтительной формой выхода из конфликта и возможно лишь тогда, когда стороны взаимно учитывают интересы друг друга. Поскольку дети не всегда понимают интересы родителей, именно родителям приходится занимать более активную позицию в разрешении конфликта. Чем чаще родители проявляют сотрудничество (предъявляя свои интересы, выясняют и интересы ребёнка, учитывают его позицию), тем больше вероятность, что ребёнок будет вести себя подобным образом в других ситуациях, причём, не только со своими родителями, но и с другими детьми. Конфликт «отцов и детей» порождают всегда отцы. И самих детей и конфликт с ними. Потому что дети сначала ничего породить не в состоянии, а потом если и испорчены, то этими самыми родителями. Задайте себе вопрос, чего Вы хотите от своих детей? Какими способами Вы этого добиваетесь? Помните: от любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви километры шагов (Приложение 1, слайд 13).

3. Рефлексия

Учитель литературы: Давайте обобщим услышанное, выполнив творческую работу – написание даймонда.

(Приложение 1, слайд 14)