Междисциплинарный экзамен как новый инструментарий оценки качества обучения и аттестации учащихся

Разделы: Математика, Физика, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Внедрение образовательных стандартов второго поколения подразумевает использование в оценке качества обученности учащихся нового  инструментария  с целью улучшения оценивания результатов освоения образовательных программ.  В данной статье   представлена программа   междисциплинарного экзамена по физике и математике, которая расширяет возможности системы оценки качества образовательных достижений учащихся по данным дисциплинам в рамках  перехода на профильное обучение, позволяющая оценивать сформированные   учебные компетентности учащихся, а также  межпредметные знания и умения.

Творческая группа учителей-экспериментаторов ГОУ СОШ № 828  участвует  в работе окружной экспериментальной площадки “Создание новой системы оценки качества образования в Северо-Западном округе Москвы”.  Результатом  данной работы является внедрение инновационной формы проведения промежуточной аттестации обучающихся – междисциплинарного экзамена по физике и математике.

Междисциплинарный экзамен – способ итоговой проверки и оценки сформированности учебных компетенций учащихся по физико-математическомому профилю

Цель итогового междисциплинарного экзамена – комплексная оценка качества и уровня подготовки учащегося, соответствие уровня его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по  предметам  « физика и математика»

Основанием разработки государственного образовательного стандарта к экзамену является   теория формирования предпрофильной подготовки учащихся, т. е. обеспечение практическо-теоретического  усвоения обучающимися основных УУД за счет интеграции предметов, которая ориентирует учеников на целостное видение будущего направления  трудовой деятельности.

Государственный  стандарт  предполагает выявления уровня предметной компетенции  в области физики и математики, которой обладает ученик.

При проведении экзамена учащиеся  выполняют комплекс заданий, упражнений, задач, направленных на выявление интеллектуальных и практических умений, необходимых для выполнения в целом профильного уровня, а также ее составных частей – действий и операций. Задания позволяют организовать проверку уровня овладения изученным материалом по физике и математике.

В ходе выполнения практически-ориентированных заданий обучающимся предоставляется возможность продемонстрировать освоенные компетенции.

Междисциплинарный экзамен проводится в формате, позволяющей  дать полную и объективную оценку полученным знаниям, умениям и навыкам.

На первом этапе проводится тестовый контроль, цель которого заключается в проверке соответствия требованиям образовательного стандарта в части содержания учебной  подготовки учащегося  по указанным выше дисциплинам.

При этом тестовые задания подразделяются на три группы по уровням сложности, ориентированы на разные учебные возможности студентов и разные уровни их подготовки. Соответственно осуществляется и оценка данного задания. Итоговая оценка формируется из суммы всех набранных на этапах экзамена баллов, затем балльная оценка переводится в пятибалльную.

Данная форма проведения итоговой  аттестации позволяет дать полную комплексную оценку полученных знаний.

По итогам работы была разработана  примерная программа междисциплинарного экзамена на основе государственного образовательного стандарта по физике и математике и образовательных программ по этим дисциплинам (Приложении 1).

Форма проведения экзамена, структура заданий

Междисциплинарный экзамен по физике и математике проводится в письменной форме – она позволяет правильнее и глубже оценить предметные знания и все виды умений (теоретические, интеллектуальные, организационно-коммуникативные), которыми должен владеть учащийся, по всем изучаемым темам.

Для проведения междисциплинарного экзамена по физике и математике предлагаются  задания:

  • 1-я часть – 3 задания с кратким    ответом (с 1 по 3 вопрос)
  • 2-я часть – практическое  задание (4 вопрос)
  • 3-я часть – графическое задание (5 вопрос)
  • 4-я часть – задания с вариантами ответов (6-8 вопросы; 3 ответа, один из них –правильный)
  • 5-я часть – анализ текста с  заданием (дать ответы на 3 вопроса)

При отборе заданий для тестов учитывалось содержание теоретического материала, чтобы вопросы и задачи не дублировали одни и те же понятия, явления и законы.

Содержание теста может меняться, в зависимости от тех программ, по которым обучались учащиеся. Образец экзаменационной работы приведен в Приложении 2.

Рекомендации по оцениванию экзаменационной работы

Выполнение каждого задания части 1 оценивается в один балл, части 2, 3, 4 – в два балла, части 3 – в три  балла. Максимальное количество баллов – 35.
Выставляются отметки:

  • "5" – если учащийся получил 19-22 баллов (при этом ученик должен правильно выполнить хотя бы одно задание части 3);
  • "4" – 15-18 баллов;
  • "3" – 11-14 баллов.