Масстер-класс "Словотворчество"

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает период реформ. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Литература как учебный предмет предлагает школьникам такое знание о мире, которое не дает никакой другой учебный предмет, потому что литература как искусство словесного образа — это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, обладающей таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия.  Кроме того, литературное творчество как своеобразная игра со словом — это и одно из проявлений игрового начала, присутствующего в самых разных сферах нашей деятельности.

Литература – один из видов искусства, отличительной особенностью которого является создание художественных образов при помощи слова, или «искусство слова». Исходя из данного подхода, была поставлена цель: привить интерес к родному  слову, формировать  умение выразить себя через слово, предполагающее реализацию свободы личности, т. е. формирование творчески активной личности.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
–  развитие  в детях способности, которую называют даром слова;
–  углубление уже имеющихся знаний о слове (лексике);
–  изучение и исследование вместе с детьми  конкретных лексических понятий;
– подбор технологий, методов, форм для развития речи, речевых творческих способностей  и обогащения словарного запаса учащихся.

Данное направление в работе способствует активизации читательского интереса, позволяет повысить культурный и речевой уровень учащихся, что является общей частью культуры человека.

Процесс социализации личности средствами родного языка в современном информационно-гуманитарном образовательном пространстве приобретает первостепенное значение. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Решению этой проблемы способствует концептный или смысловой подход к речевому развитию школьников, который объединяет усилия двух учебных предметов (русского языка и литературы) в развитии  речи учащихся на основе концептов русской культуры, то есть на глубинном семантическом уровне.  Поэтому воплощение концептов в языке в первую очередь осуществляется  при помощи слов с опорой на их значения (как фундамента национальной языковой картины мира).  Отсюда можно выделить три взаимосвязанных между собою этапа освоения конкретным учеником культурного концепта в процессе его литературного, языкового и речевого развития.

1. Этап овладение синтаксической единицей – словом.
2. Этап овладение синтаксической единицей – предложением (воплощение мысли в словесную оболочку).
3. Этап овладение синтаксической единицей – текстом (речевое творчество).

Первичность работы со словом объясняется тем, что  концепт русской культуры связан с его языковым воплощением, то есть концептуальным анализом слова как единицы языка, как одно из условий понимания смысла художественного текста.

Второй этап является освоением новых видов языковой деятельности, ученик снова возвращается на более высоком уровне понимания текста, обогащая и развивая свои речевые способности.

Таким образом, на этапах литературной установки и языкового воплощения концепта идет процесс целенаправленного накопления читательского, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого на третьем этапе становится собственное «творение концепта», то есть индивидуально-авторское решение.
«Дар слова есть сила, врожденная душе человека, и, как, всякая сила, телесная или душевная,  крепнет и развивается не иначе как от упражнений. Наставник, желающий развивать в учащемся дар слова, должен беспрестанно упражнять эту силу», – говорил Ушинский

Словотворчество

Что такое словотворчество?  Это значит создавать новые слова. Сравним два слова: ручеек и журчеек. Первое слово известно всем, а второе придумали  мы с вами. Теперь мы не только видим, как бежит ручеек, но и слышим его радостное журчание, а передается оно в самом названии ручейка – журчейка. Как еще можно назвать  ручеек в соответствии с теми звуками, которые он может издавать?

Шепчет – шепчеек
Ворчит – ворчеек
Гремит – гремчеек
Ревет – ревчеек, ревун, ревунчей

Как много слов мы придумали для того, чтобы рассказать об одном ручейке. Слово заменяет ноты и краски, песню и картину. Новые слова, созданные нами, помогают заметить разные детали, по-новому обозначить уже известные предметы и действия. Вы заметили, что все новые слова, которые мы с вами придумали, основаны на звучании, которое издает предмет. Таких слов в русском языке много: кукушка, хрюшка, квакушка.  Эти слова не только указывают на звуки, издаваемые животными, Но и подражают этим звукам. Это звукоподражательные слова.

Часы – тикают
Кот – мяукает
козлик – мекает

Чтобы назвать по-новому предмет, нужно заметить какую-то его особенность. Рассмотрим спичечный коробок. Как называется боковая  полосочка?

Чиркун                 боковушка
Чиркалка              бочок
Чиркушка             боковник

Почему не все новые слова мы употребляем в речи?

Важно не только уметь создавать новые слова, но еще нужно уметь чувствовать слово, оценивать его. Например: космический корабль садится на Землю – он приземляется; на Луну – прилуниться. А если корабль приземлился на созвездие Большой Медведицы? – прибольшемедведиться?, прикосеопеиться?

Иногда  образованные новые слова неуклюжие, нелепые, смешные. Такие образования не стоит употреблять в речи. Нужно всегда помнить о красоте слова!

Загадка

Загадка –  это  игра на сообразительность,  в ней надо догадаться, о чем идет речь. Потому что вместо одного предмета называется совсем другой, но в чем-то похожий предмет, то есть загадка имеет иносказательный характер. Народ говорит о загадке: «Без лица в личине», «Лицо» – это загадка, «личина» – ее метафора.

Загадка требует знания признаков окружающих явлений, умения сопоставлять и открывать неожиданное сходство в совсем разных явлениях. Загадка заставляет заострить свой ум, проявить смекалку, почувствовать себя умным и находчивым. А еще загадка удивляет и радует нас складной речью и метким словом. В загадке всегда есть неожиданность; то предмет называют другим именем, то признаки предмета предстанут в непривычном виде, то вообще высказывание кажется противоречащим здравому смыслу. «Пришли воры, людей забрали, а дом в окошки ушел» – рыбаки, рыба, сети, вода.

Обычно загадки строятся так:

– вместо одного предмета называется другой, на первый взгляд непохожий, но приглядишься – в них есть сходство:

Был ребенок  – не знал пеленок,
Стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)

– называют признаки предмета:

Два конца, два кольца, в середине гвоздик.  (Ножницы)

– высказывание, противоречащее здравому смыслу:

Встанет – выше коня, ляжет – ниже воробья.

– выключение признаков:

Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

Загадка способствует развитию образно – ассоциативного, поэтического и логического мышления.
К загадкам  мы можем отнести  и  анаграммы, метаграммы, шарады и другие  языковые явления, связанные с загадкой слова, в слове, в его образовании.

Анаграмма – загадка с перестановкой букв  в слове для образования другого слова.

Прочтешь ли сначала,                                        Я – мера времени,
С конца ли прочтешь –                                      Про это знает всякий.
Всегда в колпаке меня                                        Обратно же прочти –
Белом найдешь.  (Кок)                                       Залаю я собакой. (Год – дог)

Я по полену бью, звеня,                                    Его любой легко найдет,
Дровами на зиму снабжаю.                               Он – музыкальное творенье,
Когда ж с конца прочтешь меня –                     А прочитай наоборот,
Я недовольство выражаю. (Топор – ропот)    Он  – след на коже от раненья . (Марш – шрам)

Метаграмма – это загадка,  в которой из загаданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово.

С «Т» – на полке нахожусь,                                   С «К» – на море я бываю,
С «Д» я для жилья гожусь                                     С «Т» – я мусор убираю
(том – дом)                                                             (качка – тачка)

С «Д»  меня ты в шашках встретишь,                   С буквой «Р» – борьба, сраженье,
С  «Р»   вокруг картин заметишь.                          С «К» – снаряд для упражненья.
(дамка – рамка)                                                      (турнир – турник)

Шарада – это загадка,  в которой загаданное слово разбивается на части, по описаниям которых и восстанавливается слово.

Начало слова – лес,
Конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение.
(бор – ода)
Три предлога соединяя,
Можешь ими покрыть коня.
(по – по – на)
Между союзом и предлогом
Проставь небесное явление,
И три составленные слога
Дадут забор иль загражденье.
(о – град – а).

Стихотворчество

Не каждый человек может стать поэтом, для этого требуется особый талант. Но писать стихи могут все.  Стихи – особая форма словесного выражения. Легко отличить стихи от прозы.  Во-первых, в стихах текст разделен на строчки, записанные в столбик. Во-вторых, стихи «складные»,  строчки похожи друг на друга. В-третьих, концы стихотворных строк звучат похоже, это рифма. Рифма – созвучие концов  стихотворных строк, начиная с последней ударной гласной. Зачем нужна рифма? Во-первых, она делает звучание красивым.
Во-вторых, она помогает почувствовать ритм: говорит нам о том, что строка закончена.
В-третьих, она придает стиху единство, связывает рифмующиеся строки между собой.
Составим самую простую рифму.

Ба-бу-бы                на дворе стоят столбы
бу-бы-ба                из окна торчит труба
до-ду-да                 гудят провода
уж-жу-жу               молока дадим ужу
жа-жа-жа               есть иголки у ежа
жи-жи^жи             здесь живут ежи
же-же-же               дождь прошел уже
за-за-за                   уходи домой коза
зу-зу-зу                   моем Катю мы в тазу
ма-ма-ма                дома я сама
му-му-му                молока кому
мо-мо-мо               едим. эскимо
мы-мы-мы             прочитали мы
ми-ми-ми               поем ноту ми
ри-ри-ри                 двор убрали       раз, два, три
ры-ры-ры                не заметили жары
са-са-са                    в лесу бегает лиса
со-со-со                   у Вовы колесо
ос-ос-ос                   на поляне много ос

Научившись составлять рифмы, переходим к составлению стихотворений – двустиший, затем  – четырехстиший.
Знакомимся с видами рифм

Кипит, шипит, свистит, бурлит.          а   
С плиты его снимаем –                         б       перекрестная
Он нас с гостями напоит                      а
Горячим сладким чаем.                         б 

Мой веселый,  звонкий мяч,                а 
Ты куда помчался вскачь?                    а  парная, смежная
Красный, желтый, голубой,                  б
Не угнаться за тобой.                             б

Смотри, как облаком живым,               а
Фонтан сияющий клубится;                  б
Как пламенеет, как дробится                 б         кольцевая         
Его на солнце влажный дым.               а

В зависимости от возраста учащихся   сведения о лирическом произведении увеличиваются и усложняются.

Предложение

Когда мы говорим или пишем, мы используем не отдельные слова, а связываем их в предложение. Предложение – это главное средство выражения и сообщения мысли.
Предложения бывают разные. Построим предложения!

1. Дополни предложение.

Мы играем. 
Мы играем в футбол.
Мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на стадионе.
Летом   мы  играем  в  футбол  на  школьном стадионе.
Серёжа учит.
Серёжа учит уроки.
Брат Серёжа учит уроки.
Брат Серёжа учит уроки по математике.
Мой брат Серёжа учит уроки по математике.
Мой  брат  Серёжа  два  часа  учит  уроки  по математике.

2.  Измени одно слово.

Дети пришли из школы Ребята пришли из школы.

Мальчики пришли из  школы
Ученики пришли из школы.
Девочки пришли из школы.
Сыновья пришли из школы.
Озорники пришли из школы.

Дети вышли из школы
Дети прибежали из школы.
Дети вышли из магазина

Смысл высказывания  во многом зависит от того, какими словами передана мысль. Познакомившись с различными языковыми средствами, начинаем задумываться , какие использовать  для выражения того или иного содержания. Тем самым мы учимся владеть словом, находить самые точные слова для передачи собственных мыслей. Изучая загадки, мы познакомились со  сравнением. Но сравнения бывают разные. Познакомимся с риторическим сравнением.

Схема  риторического   сравнения

Тема сравнения – то, что сравнивается Показатель сравнения (подобен, похож, словно…) Образ сравнения – то, с чем сравнивается Пояснительная часть

Ложь будто оружие, нарисованное на картине: они доставляют приятность, а пользы никакой.

Результатом  работы с учащимися на первом  этапе являются творческие работы учащихся (стихи, сказки, баллады), участие в городских, областных, всероссийских конкурсах.  Но, несмотря на положительные моменты, были выявлены и проблемы:

– недостаточный уровень психологических исследований  учащихся.
– недостаточное применение  разнообразных форм, методов и средств для формирования интереса к работе со словом,  к чтению.
– применение  не эффективных технологий для формирования мотивации  к чтению.

Я считаю, что решение данных проблем, частичное или полное, возможно на втором  этапе работы со словом и при использовании эффективных педагогических технологий (информационные технологии).