Игра "Счастливый случай" по теме "Четырехугольник"

Разделы: Математика


Цель игры - развитие математического кругозора, мышления, речи, воспитание интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры, развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, общения, совместной деятельности, ответственности за коллектив и его сплочение.

Оборудование - программа игры (для команд и жюри), компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск и карточки с заданиями, ответами, черный ящик, танграм, бумага, ручки, карандаши, часы, таблица для подведения итогов.

Программа игры

  1. Оргмомент.
  2. Представление команд (3 балла).
  3. Разминка (разминка не оценивается).
  4. Сказочный гейм (3 балла ).
  5. Гейм "Бой теоретиков" (по одному баллу за каждый верный ответ).
  6. Гейм "Знатоки формул - вперед" (по одному баллу за каждый верный ответ).
  7. Математический калейдоскоп (по одному баллу за каждое слово).
  8. Гейм "Дальше, дальше:" (по одному баллу за каждый верный ответ).
  9. Гейм "Конкурс капитанов" (5 баллов).
  10. Гейм "Черный ящик" (8 баллов).
  11. Гейм "Таинственный танграм" (5 баллов).
  12. Конкурс болельщиков (по 1 баллу за каждый верный ответ), вопросы болельщикам задаются в перерывах между геймами.

Ход игры

Ведущий:

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То радостью станет любое ученье.

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы начинаем очередную игру- игру "Счастливый случай" между командами восьмых и девятых классов по теме "Четырехугольники". Но перед тем, как начать игру давайте познакомимся с жюри, командами (идет 2. представление жюри, команд), программой игры.

2. Разминка.

1. Т.к. мы живем в мире чисел, то первый вопрос о числах. Сумма каких трех чисел равна их произведению? (1, 2, 3).

2. О погоде. Много лет тому назад в Москве шел дождь. Возможно ли, чтобы через 72 часа в Москве сияло солнце? (Нет, через 72 часа тоже будет ночь).

3. О путешествиях. Герои русских сказок часто отправлялись в путешествие " в тридевятое царство, в тридесятое государство". Какая же по счету страна их интересовала? (27+30=57).

4. О политике. Проверим, насколько хорошо вы знакомы с политической историей нашей страны.

Как звали президента России 10 лет назад? (Владимир).

5. О женщинах. Как звали первую женщину-математика России? (Софья Ковалевская).

3. Гейм " Сказочный вопрос".

Предлагается заслушать сказку, которая заканчивается вопросом. " Собрались все четырехугольники на одной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И тогда один старый параллелограмм сказал: " Давайте отправимся в царство многоугольников и кто первым придет туда, тот и будет королем". Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие.

На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: "Переплывут меня только те, у которых диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам". Часть четырехугольников остались на берегу, остальные благополучно перебрались на другой берег и отправились дальше. На пути им повстречалась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников остались у подножия горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и стал королем".

Вопросы:

  1. Кто стал королем? (квадрат)
  2. Кто был основным соперником? (прямоугольник)
  3. Кто первым выбыл из соревнования? (трапеция).

4. Гейм "Знатоки формул - вперед".

Командам предлагаются формулы, они должны написать их названия или что они означают.

  8 класс 9 класс
11. (х-у)(х+у)= (разность квадратов) =(х-у)(х+у)(разность квадратов)
22.

33.

(Теорема Пифагора)

44. Д=-4ас

(Дискриминант)

Х=

(формула корня квадратного уравнения)

55.

(сумма кубов)

(теорема косинусов)

66.

(формула произведения степеней с одинаковым основанием)

(формула деления степеней)

77. S=0,5 (площадь ромба) (формула n-го члена геометрической прогрессии)
88. =1. (нулевая степень любого числа, отличного от нуля, равна 1) =
99. S=(формула площади трапеции) r =Rcos(формула для нахождения радиуса вписанной окружности в правильный многоугольник)

5. Гейм "Математический калейдоскоп"

Ведущий:

Ну, а теперь, команды, стоп!
Математический калейдоскоп!
Кто в терминах не знает затруднения,
Напишет все сейчас без промедления!

Участники команды пишут математические термины на заданную букву - "п"(время-2 мин).

6. Гейм "Дальше, дальше:"

Участникам команд предлагается за 2 минуты ответить на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы команде 8 класса.

1. Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет (трапеция).

2. Прямоугольник с равными сторонами (квадрат).

3. Отрезок, соединяющий две противолежащие вершины (диагональ).

4. Часть окружности (дуга).

5. Фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки (угол).

6. Утверждение, принимаемое в математике без доказательства (аксиома).

7. Свойство смежных углов.

8. Треугольники, у которых 2 угла равны (подобные).

9. Треугольник, у которого все высоты пересекаются в вершине (прямоугольный).

10. Гипотенуза- это :

11. Самое малое простое число (2).

12.Обыкновенная дробь, большая единицы (неправильная).

13. Формула площади треугольника.

14. соs0 (1).

15. Уравнение прямой, параллельной оси Ох (у=а).

16. Площадь круга вычисляется по формуле:

17. Равенство, верное при определенных значениях переменных (уравнение).

18. Результат умножения двух чисел (произведение).

19. Чему равны 25% развернутого угла? (45 градусов).

20. Автор учебника геометрия 7-9 классов (Атанасян).

Вопросы команде 9 класса.

1). Четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны (параллелограмм).

2). Параллелограмм с равными сторонами (ромб).

3). Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана).

4). Отрезок, соединяющий две точки окружности (хорда).

5). Две непересекающиеся прямые в одной плоскости (параллельные).

6).Утверждение, истинность которого необходимо доказать (теорема).

7). Свойство вертикальных углов.

8).Треугольник, у которого 2 стороны равны (равнобедренный).

9).Треугольник, у которого все высоты пересекаются в точке, находящейся вне треугольника (тупоугольный).

10). Катет - это:

11). Наибольший общий делитель взаимно простых чисел (1).

12).Обыкновенная дробь, меньшая единицы (правильная).

13).Формула площади параллелограмма-:

14).Sin90 (1).

15). Уравнение прямой, проходящей через начало координат (у=кх).

16). Длина окружности равна-:

17). Равенство, верное при любых значениях переменных (тождество).

18). Результат деления одного числа на другое (частное).

19). Сколько градусов содержит угол, если он составляет 2/3 развернутого угла (120).

20).Автор школьных математических таблиц (Брадис).

7. Конкурс капитанов.

Ведущий:

Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным.

Сейчас очень популярен английский язык, мы тоже не отступим от требований моды и предлагаем капитанам задачу на английском языке. Вот она

"A group of schoolchildren was swimming in a forest lake. A forester was passing by with his dachshund and he asked, how many children were there. One of the boys said: "If one of all children goes out of the water, there will be one third of one boy or girl goes into the lake. But if one boy or girl goes into the water, there will be a half of all children. And the rest of us are in the tent". The forester smiled and soon he calculated the answer. And do you know the answer too?

Перевод: Группа школьников купалась в лесном озере. Мимо проходил лесник со своей таксой и спросил, сколько тут детей. Один мальчик сказал: "Если из воды выйдет один ребенок, то там останется третья часть группы. Если же один человек пойдет купаться, то там окажется половина всех ребят". Лесник усмехнулся и вскоре вычислил ответ. А ты тоже знаешь ответ?

(Ответ: В группе 12 школьников).

8. Гейм "Черный ящик".

В "Черном ящике" находится циркуль. Учитель задает участникам игры наводящие 9 вопросов-подсказок относительно предмета, находящегося в ящике. Цена подсказок постепенно падает с 8 до 0 очков.

8 очков. Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастере, сделавшем крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.

7 очков. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.

6 очков. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.

5 очков. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась, настолько была совершенна.

4 очка. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума.

3 очка. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.

2 очка. Известный писатель Ю.Олеша, автор "Трех толстяков", писал: "В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку".

1 очко. Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.

0 очков. Об этом предмете придумана загадка:

"Сговорились две ноги
Делать дуги и круги".

9. Гейм "Таинственный танграм".

Ведущий: Относительно этой головоломки существует следующее предание.

Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали такую игру ...

Правила игры исключительно просты. Из семи исходных геометрических фигур нужно сложить силуэт заданной фигуры. Во время составления заданной фигуры обязательно используются все семь исходных фигурок. При этом их нельзя накладывать одну на другую. Они должны плотно прилегать друг к другу.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

10. Подведение итогов.

Ведущий:

Вот и закончилась наша игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре он отличился?

Жюри объявляет результаты. Идет вручение призов, подводятся итоги игры.