Музейно-образовательная программа "Школьный музей космонавтики: вчера, сегодня, завтра"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Образовательная программа "Школьный музей космонавтики: вчера, сегодня, завтра" определяет основные направления деятельности школьного музея космонавтики МБОУ СОШ № 24 г. Волжского Волгоградской области. Может быть использована во внеурочной деятельности, в работе школьных клубов любителей космоса, в мероприятиях, посвящённых памятным датам истории космонавтики.

Программа является по содержанию - социально-педагогической; по функциональному предназначению - общекультурной; по форме организации - музейно-кружковой; по времени реализации - пятигодичной.

Новизна программы состоит в том, что она предлагает систему по патриотическому, гражданско-нравственному и историко-культурному воспитанию детей в разновозрастной группе во внеурочное время в условиях музейного пространства.

В данной программе конкретизируются понятия "школьный музей" и "музееведение", показано значение музейной педагогики как уникального средства для решения многих воспитательных и образовательных задач.

Основной метод работы - метод проектов, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и позволяет активно развивать основные виды мышления, творческие способности и стремление к созиданию.

Актуальность программы

Космическая тема активно входит в повседневную школьную жизнь. Знакомство школьников с космонавтикой позволяет вернуть в школу элемент романтики, воодушевления и энтузиазма, побуждает ребят к поиску нового, расширяет кругозор. В умах детей формируется образ национального героя - летчика, летчика-космонавта.

Космонавтика, являясь показателем достигнутого уровня научно-технологического и социально-экономического развития страны, катализатором и двигателем прогресса, в настоящее время уже становится одним из самых приоритетных направлений международного сотрудничества и мировой ареной для коммерческой деятельности, а в XXI веке, безусловно, станет научно-технической базой для устойчивого развития и важным элементом новой космической культурой человечества.

Неуклонно возрастает значение космической деятельности для связи, телевидения, навигации, метеорологии, наук о Земле и Космосе, контроля над выполнением международных договоров и соглашений, образования, культуры, информатизации общества, экологического мониторинга, рационального природопользования, сохранения окружающей природной среды и других насущных для всего мирового сообщества практических задач.

Определяющим направлением в деятельности музея является экспозиция музея как историко-информационный центр изучения вопроса космонавтики. Работа в музее дает знания, навыки и умения действовать в музейном пространстве, знакомит с основными музейными понятиями, профессиями, раздвигает горизонты обыденной жизни, увлекая обучающихся в культурное пространство России, частью которого является музей.

В этой ситуации обращение к устойчивым, непреходящим ценностям, одной из которых является музей, является вполне естественным. Очень важно прививать детям чувство патриотизма, ведь патриот - это человек, преданный своему отечеству, служащий его интересам. Патриотическое воспитание - это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.

Музейная педагогика расширяет возможности в решении задач, связанных с историческим, культурологическим и патриотическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему новый инструмент для познания мира.

Педагогическая целесообразность

В число главных приоритетов образовательной политики государства на современном этапе включается формирование у школьников целостной системы знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности в виде ключевых компетенций, ориентация деятельности всей системы образования на развитие познавательных и созидательных способностей. Основной методической задачей школы является формирование ключевых компетенций выпускника, то есть способности решать проблемы в различных сферах общественной и интеллектуальной деятельности.

Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информацией педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной коммуникативной деятельности учащихся.

Школьный музей космонавтики является структурным подразделением муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №24 г. Волжского Волгоградской области. Действует на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации".

Функции музея космонавтики:

  • центр историко-патриотической работы школы,
  • хранилище документов и материалов по истории и развитию космонавтики в Российской Федерации, по истории становления и развития школы;
  • центр развитие детского самоуправления;
  • центр исследовательской и просветительской деятельности в микрорайоне городе.

Такие принципы работы школьного музея, как комплексность, систематичность преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности.

Краеведческий подход предполагает рассматривать человека не просто как отдельного индивидуума, личность. В краеведении человек выступает структурным элементом некой общности: семьи, общины, коллектива, этноса, народа, т.е. с разных позиций формирование человека предполагает включенность в группу, обучение в коллективе и через коллектив. Школьный музей в этом аспекте отражает коллективные, духовные и материальные достижения народа, а поэтому роль музейной экспозиции в сохранении традиционных базовых ценностей старшего поколения и осознание их новыми поколениями незаменима.

Цели программы

  • выявление, воспитание и поддержка одаренной и творческой учащейся молодежи;
  • популяризация достижений отечественной и международной космонавтики;
  • внедрение в образовательный процесс научно-исследовательской и проектной деятельности;
  • разработка и реализация школьниками проектов на космические темы

Задачи программы

  • способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к другому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
  • формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
  • формировать научные взгляды;

развивать индивидуальность ребенка, навыки работы в коллективе, детское самоуправление.

Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из учащихся школы выбирается орган ученического самоуправления - совет школьного музея. Численный состав совета определяется в зависимости от объема планируемой работы, от количества учащихся, принимающих участие в работе музея, от тех видов работ, которые необходимо осуществить при создании и в дальнейшей деятельности музея.

Совет школьного музея работает под руководством педагога-руководителя школьного музея. При совете создаются различные рабочие группы. Каждая группа выполняет конкретные задачи по основным направлениям музейной деятельности.

Для организации плодотворной работы музея из числа активистов могут быть созданы поисковая, фондовая, экскурсионная, лекторская (две последних можно объединить), экспозиционная, пропагандистская группы.

Поисково-собирательская группа организует работу по комплектованию фондов. Она разрабатывает перспективный и годовой планы поисково-собирательской работы по каждой конкретной теме, готовит краеведческие походы и экспедиции, участвует в разработке маршрутов и программ этих экспедиций.

Члены поисково-собирательской группы должны уметь вести учет, описание находок, знать условия их хранения, владеть навыками анкетирования, заполнения тетради с записями воспоминаний и рассказов, осуществлять текущее комплектование музейного фонда, вести переписку с ветеранами, другими частными лицами, архивами и музеями, заниматься вопросам комплектования музейного фонда.

Фондовая группа отвечает за учет и хранение фондов школьного музея. Она осуществляет прием материалов от экспедиционных отрядов, от дарителей, местных учреждений и организаций, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей, в книгах поступлений, работ по шифровке материалов, организует научное определение и описание памятников, обеспечивает их сохранность и использование.

Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию - тематический экспозиционный план экспозиции и школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетки и охранно-топографические описи, организует монтаж экспозиции, ее художественное оформление. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции.

Экскурсионная группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит экскурсии и лекции.

Группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия на базе музея тематические вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.

Одна из важнейших функций музея, образовательно-воспитательная, осуществляется посредством массовой и просветительной работы.

Формы просветительной работы можно разделить на основные категории: традиционные (экскурсии, лекции) и массовые мероприятия.

Музейная экскурсия - это коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы. Экскурсии подразделяются на обзорные, тематические, учебные.

Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще. Для обзорной экскурсии характерны широкие хронологические рамки, значительный объем освещаемых вопросов. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.

Тематические экскурсии отличаются четкой тематической определенностью по хронологии и содержанию, они посвящены конкретному вопросу. Поэтому они проводятся не по всему музею, а по материалам конкретного раздела экспозиции или даже одного комплекса. Тематические экскурсии по своему целевому назначению носят учебный характер.

Экскурсии учебно-образовательной направленности предназначены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в школе, их конкретизации на основе подлинных памятников - музейных предметов.

Лекция отличается от экскурсии целью и подачей материала. Основная цель музейной лекции - донести до слушателей теоретический материал, проиллюстрировав его музейными предметами. Для лекции характерен принцип последовательного изложения материала. Подготовка лекции аналогична подготовке экскурсии.

Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительные мероприятия. К ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям, встречи с интересными людьми, викторины, спектакли, фольклорные праздники, недели "Музей и дети" и т.д.

В настоящее время в учебной деятельности все больше используется метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и позволяет активно развивать основные виды мышления, творческие способности и стремление к созиданию. Так как одним из условных этапов проектной деятельности является поисково-исследовательский этап, этот метод возможно применить и в работе совета школьного музея, он объединяет поисковую и краеведческую работы школы.

Исходя из этого, на Совете школьного музея разрабатывается план, каждый пункт которого можно считать одним из компонентов полного проекта поисково-краеведческой работы:

  1. Анализ предложенных тем для работы.
  2. Определение потребности разрабатываемой темы и её практического использования.
  3. Краткая формулировка задач и целей работы.
  4. Выбор и развитие идеи для выполнения работы, планирование проектной деятельности:
  5. Определение разделов работы; определение объема поиска и исследований;
  6. Исследовательская работа:
  7. Сбор необходимой информации; изучение собранной информации, её исследование; обработка информации.
  8. Оформление работы.
  9. Выбор наиболее оптимального варианта представления данной работы.
  10. Заключительный этап: представление работы на городском конкурсе.
  11. Оценка качества реализации проекта, анализ результатов.
  12. Возможности использования проекта, участие в конкурсах проектов.

Презентация проекта проводиться в самой разнообразной форме: реферат, доклад, макет, альбом, карта, оформление экспозиционного стенда, экскурсия, мультимедийная презентация, видео представление и др.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 11 до 17 лет. Это две возрастных группы: средний (с 10-11 до 14-15 лет) и старший (с 14-15 до 16-17 лет) школьный возраст.

Условия реализации программы

Музейно-образовательная программа предназначена для учеников, интересующихся космосом в рамках музейно-образовательного пространства школьного музея космонавтики.

Программа предусматривает пятигодичный срок реализации, который делиться на три периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной - она определяется не временем, а достигнутыми результатами.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с рядом культурологических терминов и понятий, которые являются базовыми при работе в музейном пространстве. Такие сложные и многогранные понятия, как окружающий мир, время, культура, культурное наследие, музеи, вещ музейного значения, подлинник, копия, реставрация требуют специального разъяснения и размышления.

Второй период направлен на базовую подготовку детей. В этом периоде детям важно дать представление о том, что процесс становления окружающего мира сложен и длителен, и не менее сложен и интересен путь его познания. Необходимо "посеять" в сознании школьников зерна исторической памяти и музейной культуры, которые должны произрасти в ходе дальнейших занятий с использованием элементов музейной педагогики.

Третий период посвящен реализации творческих проектов.

Занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую и индивидуальные формы организации деятельности детей. Занятия проводятся в виде лекций, дискуссий, практических семинаров. Количество часов - 68 часов в год (2 часа в неделю). Всего 280 часов за пять лет.

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате освоения программы ученики усвоят необходимый объем информации для успешной ориентации в вопросах освоения космоса, научатся ориентировать музееведческими понятиями, овладеют практическими навыками музейной деятельности, узнают историю своей школы. Они научатся работать с информацией, планировать свою деятельность, принимать решения, прогнозировать результат.

Обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;
  • выявлять предметы музейного значения дома, в школе, на улице, в окружающем мире;
  • иметь представление о вкладе различных организаций в мировую культуру;
  • проявлять устойчивый интерес к музею, как к уникальному феномену культуры;
  • владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;
  • эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах;
  • овладевать навыками обращения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

Воспитанники, участвовавшие в течение 5 лет в работе музея должны отличаться от своих сверстников повышенным интересом ко всем сферам окружающей действительности, особенно к истории материальной и духовной культуры. Исходным материалом для оценки эффективности усвоения данной программы служит непосредственная реакция детей на занятиях, а также продукты творческой деятельности учащихся: рисунки, сочинения, поделки, выполнения творческих заданий, отзывы родителей, использование учащимися полученных знаний и навыков на занятиях по другим предметам. В конце каждого года готовиться выставка творческих проектов.

Тематическое планирование

  1. Музей в культурно-образовательном пространстве. Виды музеев. Роль музея в социализации подрастающего поколения.
  2. Музейное дело. Архивная работа. Создание экспозиций. Работа с экспонатами. Разработка экскурсий и лекций. Виды экскурсий. Правила проведения экскурсии.
  3. Ведение музейной документации.
  4. История космических полётов.
  5. Первый в мире космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин.
  6. Первые спутники Земли.
  7. Учёные-исследователи космоса.
  8. Космические места России.
  9. История создания школьного музея космонавтики.
  10. Современные исследователи космоса

Основные направления и содержание работы

Направление работы Содержание работы
1 Работа в музее 1. Ознакомление учеников с историей музейного дела, своеобразие музейного отношения действительности.

2. Раскрытие основных понятий музееведения: музейный предмет и его свойства, коллекция, социальный функции музея, классификация музеев.

3. Обучение умениям и навыкам, необходимым в профессии хранителя.

4. Пробуждение интереса к исследованию загадок прошлого, привитие навыков научной работы.

5. Овладение умениями и навыками экскурсионной работы.

6. Знакомство с понятиями "Актив школьного музея"

7. Составление планов работы, самоопределение в деятельности.

2 Летопись музея 1. Сбор материалов о выпускниках школы.

2. Сбор материалов об учителях.

3. Составление картотеки выпускников и учителей школы.

4. Изготовление книжек-раскладушек "Имена, которыми мы гордимся".

5. Реставрация и оформление альбомов "Выпускники школы".

3 Игротека музея 1. Создание викторин по экспонатам музея.

2. Разработка и составление игр и викторин по истории освоения космоса.

4 Подготовка к празднованию памятных дат 1. Реставрация стендов школьного музея

2. Разработка и корректировка текстов экскурсий по музею.

3. Изучение автобиографии С.П. Королёва, К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера.

4. Проведение классных часов "Первые исследователи космоса"

5. Изучение биографии Ю.А. Гагарина

6. Разработка и составление викторин для начальных классов "Первые полёты в космос"

7. Разработка сценария праздника

8. Составление презентаций "Первые космонавты Земли"

9. Проведение праздника для начальных классов.

10. Проведение праздника для 5-8 классов.

11. Проведение праздника для 9-11 классов.

5 Экскурсионная деятельность Проведение экскурсий для обучающихся школы и города
6 Проектная деятельность Разработка проектов о космосе