Урок-конференция "География народных промыслов России"

Разделы: География, Внеклассная работа


Цели: познакомить обучающихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, художественной ценностью; воспитывать патриотизм.

Оборудование: изделия народных умельцев Волгоградской области; посуда Хохломы, Гжели, изделия Гжели, матрёшки; вязаные изделия; иллюстрации по теме, DVD-проигрыватель, телевизор, мультипликационный фильм «Ночь перед Рождеством».

Ход урока-конференции

Тихо звучит народная музыка.

Учитель. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и историческую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснёшься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

Для того чтобы любить, нужно всё это видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что знаем. Сегодня мы познакомимся с искусством народных промыслов.

Итак, открываем урок-конференцию «Географию народных промыслов России».

Ученик. Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства — хохломской росписи.

Впервые упоминая об этом селе встречаются в документах XVI века. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (место, расчищенное от леса под пашню). В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне Загорск).

Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство золочёной деревянной посуды, т.к. в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные красками и золотом.

Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло искусство Хохломы. В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон икон серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность икон лаком, приготовленного из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры плёнка лака приобретала золотистый оттенок, и просвечивающееся сквозь неё серебро отливало золотом.

Росписью посуды занимались крестьяне, живущие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящи и Куличино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т.е. беглыми, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнёта. Среди них были и художники-иконопицы, и мастера рукописной миниатюры. Они-то и смогли применить технику золочёной окраски при изготовлении посуды.

Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекались своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз празднчностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и просты в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла своей красивой росписи.

Холомской росписью в XIX веке украшали деревянную посуду как самый массовый вид изделий. А посуда была доступна каждому.

В конце XIX – ХХ века хохломское живописное искусство пришло в упадок. Попадавшие в полную зависимость от скупщиков мастера постепенно разорялись, уходили на другие заработки или нищенствовали. О тяжёлых условиях труда в этот период участникам экспедиции в район Хохломы рассказывали старые мастера – супруги Родичевы из города и братья Подоговы из деревни Хрящи. К началу ХХ века за одну тысячу окрашенных ложек вместо 25 рублей платили 1 руб. 30 коп.

Расцвет хохломского искусства приходится на 60-е и 70-е годы ХХ века. Именно в это время вместо старинных мисок и блюд стали делать комплексы посуды для праздничного стола: сверкающая золотом большая миска ставится в центре стола, а вокруг неё такие же, но маленькие, и к тем и к другим полагаются маленькие ложки.

Учитель. Сейчас я вас всех приглашаю в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором ещё М.В.Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».

Ученица. К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трёх десятков сёл и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.

Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. С тех пор это – одна из прибыльных волостей. На протяжении столетия роду великих московских князей и царей Гжель переходит по наследству. Именно отсюда распространился народный промысел в Серпуховский, Коломенский и другие уезда Московской губернии.

Плоскую форму гжельские сосуды для напитков переняли у старинных походных фляг. Отверстие в центре круглого тулова такого сосуда предназначено для мешочка со льдом, чтобы напиток оставался прохладным. Цвета для росписи всех этих нарядных изделий в основном жёлтые, зелёные, коричневые и синие.

Отвлекаясь от создания художественных работ, гжельцы не чурались изготовления и насущно необходимых хозяйственных изделий, например, канализационных труб для московских улиц, или выполняли заказы на производство изразцов для печей и каминов.

Ученик. В наши дни Палех не просто популярен – он знаменит. С каждым годом растёт поток туристов, российских и иностранных, которые хотят деть Палех «в натуре».

Славу этому небольшому посёлку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси. Изделия палехских художников из папье-маше: коробочки, пудреницы, броши, тарелки, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом, - расходятся по всему миру. Альбомы, буклеты, путеводители, наборы открыток о Палехе, издающиеся большими тиражами, делают искусство Палеха доступным миллионам людей.

Лаковая живопись на папье-маше расцветает в четырёх основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе.

Пятьдесят лет назад о Палехе знали и судили главным образом как об одном из центров иконописи.

Из рода в род, из поколения в поколение передавалось, укреплялось и совершенствовалось мастерство палехских изограф, его навыки и приёмы, настрой образов. В Палехе насчитывается несколько династий художников, внесших вклад в развитие его искусства.

Палех славил историческое прошлое России, её природу, песни, сказки, былины, легенды, раскрыли красоту и глубокий общественный смысл лучших произведений русской классической и современной литературы, шедевров мировой классики.

Словно по взмаху волшебной палочки, будто выкупавшись в живой воде, палешне вошли в искусство в совершенно новом обличье. И не только родная земля, но и весь мир буквально ахну от невиданной доселе красоты и силы нового творчества палешан. Мы теперь уже привыкли к восторгам от палехских лаковых шкатулок, пудрениц, портсигаров, ларцов, брошей, мы воспринимаем эти произведения как цветение несравненного, ароматного цветка, но уже с привычной признательностью к труду их мастеров. Но что делалось с теми, кто впервые увидел эти дивные, полные волшебных красок палехские художественные лаки!

С тех пор Палех как бы в одно мгновение стал драгоценной, самой тонкой ветвью русского народного творчества.

Реализм палехского творчества необычен. Через особую декоративную форму, через веками добытое понимание национальной красоты он по-народному соединяет живое восприятие жизни с ярчайшим чувством, фантазией.

Ученица. Подмосковный Сергиев Посад. Раньше этот город называли «русским Нюрнбергом», «столицей потешного царства», где жили сотни, тысячи кустарей-ремесленников. Первоклассные резчики, токари, столяры мастерили деревянные игрушки, «лепили, красили, отделывальщики» работали (в смысле «делать, мастерить»), из папье-маше и мастики, «кустарихи-одевальщицы» наряжали кукол и шили мягкие игрушки, специальные мастера делали механические и озвученные забавы, изготовляли металлические и фаянсовые игрушки. Ни один промысел в России не знал такого многообразия тем и сюжетов, материалов и технологий в игрушечном мастерстве. Оно передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось, приобретая массовый характер. Этому способствовал широкий потребительский спрос.

В Сергиев Посад, в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов страны съезжались и сходились на богомолье православные, и каждый мог увезти с собой памятную потешку. Сделать такую потешку значительно совершать богоугодное дело. Ведь сам Сергей Радонежский, основатель монастыря, резал из дерева игрушки и одаривал ими детей в утешение – об этом гласит живое народное предание. Эта духовная сторона имела важное значение в развитии игрушечного ремесла.

До сих пор точно не установлен год появление русской матрёшки. Предположительно её возникновение относят к середине 90-х годов XIX века, между 1893 и 1896 годами. Считается, что прообразом матрёшки стала привезённая из Японии традиционная деревянная игрушка с росписью – разъёмные вкладные фигурки восточных мудрецов. Возможно, японская кукла и повлияла на замысел сделать русскую игрушку такой же конструкции. Воплощение этого замысла происходило на основе национального искусства, на базе народного ремесла.

Демонстрация русской матрёшки.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году была награждена бронзовой медалью за матрёшку владелица мастерской М.А.Мамонтова. Успех матрёшки за границей и содействовал её массовому выпуску в России.

Ценностью матрёшки во многом определяется тем, что она – результат коллективного гармоничного труда и творчества, мужского и женского, часто семейного.

И сама она всем своим ясным простонародным обликом напоминает о материнстве, семье, потомстве, несёт идею единства, множество, повторяемости – идею рода.

Учитель. Дымковскую игрушку знают все и очень любят. Рецепт её изготовления не так прост. Сначала замешивали из красной глины и песка тесто. Из него лепили игрушки (фигурки), затем обжигали в печи. Раньше это делали в русской печке, отчего из труб шёл тёмный дым. Вероятно, он и послужил толчком для названия Дымковской слободы, а потом и игрушки.

Итак, вы поняли, ребята, что родиной дымковской игрушки является село Дымково, что на реке Вятке (притоке реки Камы).

Ученик. Дымково – бывшая заречная слобода города Вятки. В ней уже больше 200 лет мастера лепят глиняную декоративную игрушку. Раньше делались только свистульки, поскольку они были нужны для ритуальных обрядов – свистком поминали усопших. Постепенно обряд сменился весёлым праздником «Свистунья», с непременной ярмаркой, дрессированным медведем и Петрушкой-зазывалой.

Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками, в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Высотой они около 20 – 25 сантиметров. Их лепят из местной жирной глины, перемешанной с просеянным речным песком. При лепке под рукой всегда должна быть мокрая тряпка – подсохшая глина быстро растрескивается. А уже вылепленные фигуры следует хорошенько просушить. Сначала при комнатной температуре – от нескольких дней до двух недель. Потом их отправляют в печь, на обжиг. Остывают игрушки обязательно в печи.

Роспись начинается с того, что и барынь, и индюков, и всадников покрывают слоем мела, разведённого на снятом молоке. И на этот ослепительно-снежный фон начинают наносить многоцветные узоры. Чаще всего – геометрический узор из кругов, полос, клеток, горохов, волнистых линий. Применяют до восьми цветов, порой добавляя золото. Из цветных красок используют гуашь, разведённую на яйце.

Не просто красива, а очень выразительна дымковская игрушка. Из всех игрушек она едва ли не самая известная, однако было время, когда этот старинный промысел держался всего на одном человеке – Анне Афанасьевне Мезриной. В 1908 году эта потомственная мастерица была единственным в мире человеком, лепившем игрушки. Виновата в этом тогдашняя повальная мода на гипсовые копии с заграничных фарфоровых статуэток. Однако ремесло выжило и возродилось. Помог этому вятский художник А.И. Деньшин.

Сегодняшние мастера в лучших своих работах сочетают традиции и современность. Их изделия привлекают коллекционеров, ценятся в качестве национальных сувениров.

Да и просто все эти яркие, весёлые всадники, петухи, львы, утки и дамы в шляпах поднимают настроение своим радостным и независимым видом. Какую бы из игрушек вы ни взяли, сразу видно: это несравненная дымковская. Нарядные важные барыни, няньки с детьми – это неповторимые произведения искусства.

Честь и хвала дамковским мастерицам!

Учитель. Есть такие промысли, которые можно встретить в любом уголке России, – это вышивка и кружево. Вышивка в прошлом была присуща каждому народу, как наиболее доступный способ создания вручную в домашних условиях красивых вещей. В северных районах России вышивали узор – изображали животных, птиц, людей; для средней полосы более характерны геометрические фигуры, а для южной России - обилие цветов. Издавна на Руси принадлежность женского костюма был платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор.

Ученица. В XIX веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас в России, так и за рубежом.

Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Одним из первых учёных, рассказавших об Оренбургском крае и его богатствах, был Пётр Иванович Рычков. В 1762 году в журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих» появилось его статья «Топография Оренбургской губернии». Рычков также одним из первых серьёзно заинтересовался козами, которые «около Яика; а особливо на Заицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно».

Оренбургские «паутинки» Шамсури Абдуллиной побывали на Всемирных выставках в Канаде и Японии, она участник многих Всероссийских и Всесоюзных выставок.

Но славой своей оренбургский пуховый платок во многом обязан искусству козоводов.

Оренбургская пуховая коза… На земле много пород коз, живущих почти во всех широтах. Но у всех этих коз нет такого пуха, как у козы оренбургской.

Должно быть, для защиты от лютого зимнего холода и от немилосердной летней жары растёт на козах подшерсток – пух, – то самое сказочное руно, из которого вяжут знаменитые оренбургские платки.

Текут пуховые реки из козоводческих совхозов в Оренбург, на комбинат и фабрику пуховых платков. Там молодые работницы на станках с программным управлением ткут добротные серые и белые «паутинки», а в деревнях Оренбуржья, в двадцати отделениях комбината, рождается оренбургский платок ручной работы, слава которого не стареет.

Ученик. В истории человечества лишь немногие материалы имели такое же решающее значение, как железо. Знания и навыки в области обработки железных руд были мерилом зрелости народа и его богатств.

Железо, производившееся вначале самым примитивным способом, служило, с одной стороны, для изготовления инструмента, предназначавшегося для обработки других материалов, например, дерева и камня, с другой стороны – для изготовления оружия и даже украшений.

Человека влечёт к железу. Следовательно, мы можем причислить железо к материалам, обрабатываемым не только с целью получения полезных вещей, но и создания произведений искусства. С момента своего появления железо стало художественным материалом.

Наверное, первым коваными художественными изделиями на Руси были светцы. Немало выдумки проявляли сельские кузнецы при украшении входных ворот и наружных дверей. Навешивали кузнечной работы диковины, массивные секирные замки, ручки-стукалы. Особую выдумку проявляли при изготовлении «головок» ключей, декоративность вносили даже в кованые гвозди, болты, заклёпки. Но во всей красе кованый металл в России предстал в оградах и балконных решётках второй половины XVIII века, неповторимых по рисунку и технике кузнечного искусства.

Кузнецы, как и художники, сначала набрасывают эскизы будущего изделия, а затем уже делают его ковку, при этом они должны знать многие приёмы: закруты, чеканку, просечку, воронение, рифление, промывку, сварку. Санкт-Петербург является великолепной школой кузнечного искусства. Рукотворная живописность архитектуры старого Петербурга веками органично сливалась с планировкой города, и в ней не последнее место занимало кованое узорочье. Решётки и ограды, выездные ворота, ограждения мостов и балконов, фонари и кронштейны козырьков подъездов, созданные талантливыми мастерами XVIII – XIX столетий, придавали и придают городу особую привлекательность.

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Ночь перед Рождеством» (казаки Запорожской Сечи приехали на приём к царице во дворец).

Учитель. Сегодня вы узнали много нового о промыслах России, и я уверена, что с не меньшим интересом вы послушаете о промыслах, которые развиты в нашей родной Волгоградской области.

Ученица. Уважение к труду, к творчеству, предприимчивость предшествующих и живых поколений – непременное условие трудного дела возрождения России. В народе говорят: «Что не ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».

В наш край промысел вязания пуховых платков пришёл с воронежскими переселенцами. В начале ХХ века они поселились в городе Урюпинске, и уже с 20-х годов промысел становится традиционным для этих мест. К 50-м годам ХХ века слава об урюпинских платках уже не уступала славе оренбургского платка. Этому промыслу активно учились и в окрестных селениях.

То, что коза спасла Урюпинск, не знают сегодня даже многие волгоградцы. А вот «Голос Америки» ещё 30 лет назад называл Урюпинск «козьим городком», то есть местное население жило благодаря пуху этой особенной козы, из которой вязали носки и красивые изделия.

Коза из Урюпинска – особенная. Многочисленные эмпирическими наблюдениями доказано: как только её вывозят за пределы района, она перестаёт пушиться. Почему – наукой не выяснено. То ли трава особенная в Урюпинске, то ли вода «живая». Только на своей родине коза даёт такой пух, который, как вода, льётся и блестит.

Однако в родном Отечестве знаменитая коза долго предавалась забытью, а о платочном бизнесе, несмотря на его расцвет, не принято было ни писать, ни говорить.

В «годы застоя» один пуховой платок стоил от 100 до 300 и даже 400 рублей. За месяц женщина могла связать три платка в месяц – это самый минимум, даже рядовая вязальщица связывала их 7 – 8 за месяц.

Спасает коза местных жителей и сегодня. Как рассказывают сами урюпинцы, обойти стороной этот промысел не могут даже дамы, которые приезжают сюда жить из Волгограда. Хотя платочное ремесло сложное, многоэтапное, учат ему с детства.

Сегодня не только пуховые изделия, но и сам пух стал урюпинской валютой. Им можно расплатиться за покупку, услугу. Если тот, кому достался фунт пуха (а измеряют в Урюпинске по сей день исключительно старой, дореволюционной мерой – фунтом), сам и не вяжет, то он может материализовать подаренное в рубли, продав пух.

Урюинскую валюту в народе так и называли «фунт пуха». Она не менее «тверда», чем английская, за один «урюпинский фунт» дают 200 рублей.

Сегодня местные власти пытаются организовать сбыт пуховых изделий и сделать его более цивилизованным.

Изделия специализированного предприятия «Урюпинские узоры», собравшего опытных платочниц, поступают не только в «морозные» города – в Новосибирск, Екатеринбург, но и в Чебоксары, Нижний Новгород. Давние поклонницы пуховых изделий – выходцы кавказских республик и чукчи.

Знаменитый модельер Вячеслав Зайцев решил предпринять «ноу-хау» на базе старого вязального промысла. Он попросил урюпинских мастеров связать изделия по пяти его моделям. Умелые мастера смогли даже соткать пуховое полотно, которое можно кроить. В.Зайцев планирует создать свою коллекцию из пуха и показать её на выставке в Париже.

Ученик. Урюпинск в очередной раз удивил страну своим экстравагантным бытиём. В «столице российской провинции» поставлен самый настоящий памятник...козе.

На открытии скульптуры мэр города Валерий Сушко сказал, что отныне на (коза) станет «символом города».

Для местного населения симпатичная животинка является неплохим источником дохода. В платках, шалях, свитерах их урюпинского козьего пуха ныне ходят по всей России-матушке.

Мало того, сейчас за границей настоящий бум на пуховые изделия. На одном парижском показе мод костюмы, палантины и прочие вязаные вещицы из России произвели поистине фурор.

Естественно отношение урюпинцев к своей козе как к тотему. Существует, например, поверье, что коза – капризное, «обидчивое» животное, она не даст хорошего пуха, если держать её в грязи или кормить и поить холодным. Так и появилась идея, которая потом воплотилась в жизнь – создать памятник кое.

Двухметровый памятник козе в центре города – это событие не только для Урюпинска, но и для всего постсовесткого пространства. Изваяли этот нежный образ из светлого дымчатого гранит известные волгоградские скульпторы В.Фетисов и О.Дедов.

Материал для памятника взят ещё из запасов Вучетича, автора скульптурного ансамбля на Мамаевом Кургане.

Открытие памятника приурочили ко Дню горда, которому в 2000 году исполнилось 382 года. А изображена коза с козлёнком, потому что это не простая коза, которая даёт пух и приносит деньги. Это коза-кормилица, защитница. Не зря в Урюпинск на празднование 382-й годовщины города прислал телеграмму сам московский модельер Слава Зайцев.

Коза стоит, сверкая позолоченными рогами на солнышке, на специальной лужайке рядом с детским городком. Ребятишкам она не сразу понравилась. Взрослые тоже не отставали и резвились, как дети. Кто-то даже стал возлагать цветы...

Учитель. Всё, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечно, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство.

Время сметает с лица Земли целые государства, где-то исчезают горы, где-то опускаются на дно океана острова, меняют очертания материки.

Навсегда покидают зелёные просторы и морские глубины многие виды животных, птиц и рыб, меняется климат планеты, исчезают древние языки и обычаи многих народов, да и сами народы остаются подчас лишь как отзвук далёкого прошлого в мифах и легендах.

Но ни мощные землетрясения, ураганы, ни наводнения, ни извержения вулканов, ни страшные эпидемии и испепеляющие войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необязательной потребности человека, как стремление к красоте.

Крупнейшие музеи мира и частные коллекции хранят произведения, как высокого класса, так и ничем особенно не примечательные изделия. Они из дерева и драгоценных металлов, из камня, кости, перламутра, бересты, кожи или фарфора.

Это мебель, табуретки, браслеты из слоновой кости, перстни с гранатами, медные гравюры, чеканка, гобелены, сервизы, кувшины для воды, всевозможные статуэтки.

А на улицах и площадях буквально всё, начиная от кирпичей в старинных зданиях до парковых оград, решёток и витражей в соборах, - всё это дело рук известных на весь мир или безвестных мастеров.

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служа непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в быт как необходимые предметы.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Журнал «География в школе», №1, 1999 год;
  2. Журнал «География в школе», №5, 2000 год;
  3. Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8 – 9 классы. Народные промыслы России. - Волгоград: изд-во «Учитель», 2003. - 105 с.: ил.