Урок окружающего мира. 2-й класс. "Правила вежливости"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели.

  • Обучающая: создать условия для систематизации знаний детей о правилах и нормах поведения и их употреблении
  • Развивающая: учиться анализировать, систематизировать, развивать речь
  • Воспитательная: учиться высказывать своё мнение, отстаивать его, учиться давать оценку увиденному и услышанному, развивать умение самостоятельно работать в группе, слушать друг друга

Оборудование для урока:

  • Листочки цветной бумаги
  • Фломастеры
  • Раздаточный материал
  • Толковый словарь С.И.Ожегова

Средства обучения: доска, компьютер, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь, презентация

Ход урока

1. Актуализация знаний:

Повторение:

  • Что такое общение?
    Общение – это взаимные отношения
  • Где мы общаемся?
    Мы общаемся дома, в школе, на улице, в кружках, в транспорте и т.д.
  • Что необходимо выполнять, чтобы общение было приятным?
    Мы должны выполнять правила поведения, принятые в обществе
  • Какие правила поведения в школе вы знаете?
    В школе нельзя бегать, кричать
    Нельзя разговаривать на уроках
    По школьной лестнице поднимаются или спускаются, держась правой стороны.
    Когда входишь в школу, надо поздороваться со всеми
    Когда уходишь из школы, надо прощаться
    И т.д.

2. Определение темы и целеполагание (через ситуацию включения)

2.1. Чтение стихотворения: прочитайте на экране стихотворение и скажите, о каких правилах пойдёт речь на уроке (чтение про себя, чтение вслух по четверостишиям):

Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

 За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь. (Презентация, слайд1)

2.2. Реализация деятельностного подхода в определении темы и целей урока.

  • О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
    Мы будем говорить о правилах вежливости
  • Итак, тема:
    Правила вежливости (слайд 2)
  • Что следует обсудить на уроке – это будут цели сегодняшнего урока:
    Кто такой вежливый человек?

Как правильно вести себя, чтобы быть вежливым? (слайд 3)

3. Обобщение и систематизация знаний:

3.1. Как вы считаете, кто такой вежливый человек?

Человек, который никогда не грубит
Человек, который всегда здоровается и прощается
Человек, который помогает взрослым
Человек, который не обижает ни пожилых людей, ни малышей
И.т.д.

  • Обобщите всё сказанное и сделайте вывод, какого человека можно назвать вежливым?
    Вежливый человек – тот, кто соблюдает правила приличия, воспитанный, учтивый
  • Послушайте, откуда пришло слово «вежливый»:
  • Один мальчик не любил говорить «спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте»

- А ты - невежа – говорили ему.

Он очень обижался и кричал в ответ:

- Нет, я – вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину «вежей» называли человека знающего, сведущего, учёного. А «вежество» означало учёность, учтивость.

  • Отсюда и появилось слово «вежливый». Найдите значение этого слова в Толковом словаре
  • Вежливый – соблюдающий правила приличия, учтивый (слайд 4)

Так что, мальчик был прав: есть такое слово «вежа». Только его-то никак нельзя назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить «волшебные слова»

3.2. Какие слова мы называем «волшебными»?

  • Скажите, какие «волшебные» слова вы знаете

Слова записываются на доске

  • Слова, которые вы назвали, я распределила на группы. (слайд 5)
  • Как их можно озаглавить?

Слова – приветствия, благодарности, прощения, прощания

3.3. Физкультминутка

  • Вежливые слова можно произносить с помощью жестов, например:

До свидания – движения рукой

Спасибо, всё хорошо, спасибо – приложить руку к сердцу

Здравствуйте – кивок головы, рукопожатие

Пожалуйста – вспомните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» - смотреть в глаза, руки сложить (слайды 6-10)

3.4. Рассмотрим ситуации, в которых необходимы «волшебные» слова

  • Устроим театр миниатюр. Прочитайте ситуации, обсудите и покажите.

Выдаются карточки с ситуациями:

  • Ты нечаянно толкнул товарища. Как ты поступишь?
  • Тебе нужно узнать, который час, а часов у тебя нет. Навстречу идёт прохожий. Как ты поступишь?
  • Товарищ приглашает тебя в гости, а ты не можешь пойти. Попробуй отказаться так, чтобы он не обиделся.
  • Ученик заходит в школу, у входа стоят: охранник, Владимир, Дмитриевич, и ваша учительница, Елена Сергеевна. Ученик говорит: «Здравствуйте, Елена Сергеевна!». Он правильно поступил?
  • Ученик пришёл в столовую, ему не хватило места. Он толкнул сидящего с края ученика и грубо сказал: «Ну-ка, подвинься!». А как надо было поступить?
  • Петя звонит Оле узнать домашнее задание (звонок невоспитанного товарища)
  • Петя звонит Оле узнать домашнее задание (звонок воспитанного товарища)
  • Костя заболел. Ира звонит узнать о его здоровье, а к телефону подходит папа.

3.5. Работа по учебнику

  • Прочитайте рассказ Серёжи и Нади в учебнике на с. 58-59.
  • Объясните, почему папа «ведёт себя странно»

4. Итог урока, рефлексия

  • Встретились ли сегодня на уроке ситуации, в которых вы узнали себя или кого-то из своих товарищей?
  • Как называют невежливого человека?

Невежа

  • А как называли в старину вежливого, учтивого человека?

Вежа

  • Что надо делать, чтобы тебя не назвали невежей?

Надо выполнять правила вежливости

  • А для чего надо выполнять правила вежливости?

Чтобы общаться было приятно

  • Откройте рабочую тетрадь на с. 23, задание 1. Запишите в каждой группе то слово, которое вы употребляете чаще всего
  • Возьмите листочки цветной бумаги, нарисуйте на них смайлик, который отражал бы ваше настроение на уроке, обменяйтесь листочками друг с другом со словами благодарности.

5. Домашнее задание:

  • Учебник, с. 56-57, рассмотреть рисунки, прокомментировать ситуации
  • Рабочая тетрадь, с. 23-24

6. Окончание урока:

Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть ещё таблица,
Таблица уважения!

Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!

Всюду, где нескромному
Укажут от ворот
Вежливый попросит
И пройдёт.

Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова. (слайд11)

  • Я хочу сказать … (жест – спасибо) за урок.