Урок по русскому языку "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Углубить знания о второстепенных членах предложения: дополнение, определение. Дать характеристику второстепенному члену предложения – обстоятельство. Познакомить с видами обстоятельств.
  2. Развивать навыки работы с текстом, умения расставлять знаки препинания, выполнять морфологический, фонетический, синтаксический анализ.
  3. Воспитывать уважение к личности, литературному наследию А.И. Солженицына.

Оборудование: портрет А.И. Солженицына, выставка книг, текст для анализа, схема анализа текста.

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: Практикум

Продолжительность: 90 минут

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Мотивация к деятельности.
  3. Открытие нового знания.
  4. Комплексная работа с текстом.
  5. Рефлексия.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

11 декабря 2011 года исполнилось бы 93 года известному писателю – Александру Исаевичу Солженицыну. Человеку-легенде, человеку будущего. Это имя долгое время преследовалось, не принималось. Сегодня же мы с удовольствием читаем его прекрасные произведения. И сегодня нам предоставляется прекрасная возможность окунуться в мир его произведений.

Но почему же имя Солженицына нам было долго неизвестно? Что же такого необычного в этом обычном человеке. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке?

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года, через шесть месяцев после смерти отца. Детство его мало, чем отличается от детских лет его сверстников: маленьким ходит с матерью в церковь, вступает в комсомол, переживает трудности и радости жизни обычного советского школьника. Юный Солженицын – староста класса, любитель футбола, поклонник театра, унаследовав от отца тягу к знаниям, поступает в 1936 году на физико-математический факультет Ростовского университета. С 1939 года он одновременно учится ещё на заочном отделении Московского института истории, философии, литературы. В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и приезжает в Москву на экзамены в МИФЛИ, а 18 октября 1941-го уходит на фронт, сначала простым солдатом, после окончания офицерской школы в Костроме – в звании лейтенанта. Затем начинается череда политических репрессий, болезнь, тюрьма, эмиграция.

Поощряемый вниманием большой читательской аудитории, Солженицын переживает небывалый творческий подъём – начинает "необыкновенно много сразу": "Архипелаг ГУЛАГ", "Раковый корпус", "Круг первый", не оставляя работы учителя физики.

К концу 80-х общественное мнение в России по-новому оценило жизнь и творчество Солженицына. В июле 1988 года художник Илья Глазунов выставляет картину "Мистерия XX века", где среди прочих персонажей изображён Солженицын. Писатель Виктор Астафьев в телевизионной передаче упоминает Александра Солженицына и говорит, что когда-нибудь его внук посетит могилу великого писателя и попросит у него прощения за Родину.

11 декабря в Москве в Центральном Доме кино состоялся вечер, посвященный 70-летию Солженицына, на котором с приветственными словами выступили А. Смирнов, Ю. Карякин, Ю. Афанасьев. Группа писателей предлагает Секретариату правления Союза писателей СССР восстановить Солженицына в рядах Союза.

Главные книги А.И. Солженицына увидели свет, писатель возвратился на родину. В 1990 году "Литературная газета" и "Комсомольская правда" публикуют брошюру "Как нам обустроить Россию?", в которой Солженицын высказывает варианты проведения социально-экономических и политических реформ. В этом же году писателю присуждается Государственная премия РСФСР за "Архипелаг ГУЛаг", от которой он отказался, заявив: "Эта книга – о страданиях миллионов, я не могу собирать на ней почёт".

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матренин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». «Рассказ правдив», «рассказ талантлив», отмечалось в критике. «Он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса».

«Матренин двор» — произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына и о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956 года «из пыльной горячей пустыни». Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Игнатич (под таким именем предстает перед нами автор) чувствует щекотливость своего положения: бывший лагерник (Солженицын был реабилитирован в 1957 году) мог наняться только на тяжелые работы — таскать носилки. У него же были другие желания: «А меня тянуло — учительствовать». И в строении этой фразы с ее выразительным тире, и в выборе слов передается настроение героя, выражается самое заветное.

Солженицын — страстный художник. Его рассказ о судьбе простой крестьянки исполнен глубокого сочувствия, сострадания, человечности. Он вызывает у читателя ответное чувство. Каждый эпизод «по-своему щемит душу, по-своему ранит, по-своему восхищает».

Отмеченные здесь особенности художественного текста делают предпочтительным его стилистический анализ, сопровождающий выразительное чтение отдельных, наиболее впечатляющих фрагментов: лирические пейзажи Солженицына, описание Матрениного двора, рассказ Матрены о своем прошлом, финальные сцены.

Автор предстает перед нами как лирик тончайшего склада, с развитым чувством Прекрасного. В общем, плане повествования найдут себе место лирические зарисовки, проникновенные лирические миниатюры. «Высокое Поле. От одного названия веселела душа» — так начинается одна из них. Другая — описание «высыхающей подпруженной речушки с мостиком» у деревни Тальново, которая «пришлась по душе» Игнатичу. Так автор подводит нас к дому, где живет Матрена.

«Матренин двор». Солженицын не случайно так назвал свое произведение. Это один из ключевых образов рассказа. Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка.

Бедность Матрены смотрит из всех углов. Да откуда придет достаток в крестьянской дом? «Я только потом узнал, — рассказывает Игнатич, — что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Эти слова будут дополнены рассказом самой Матрены о том, сколько обид она перенесла, хлопоча о пенсии, о том, как добывала торф для печки, сено для козы.

Героиня рассказа — не выдуманный писателем персонаж. Автор пишет о реальном человеке — Матрене Васильевне Захаровой, у которой он жил в 50-е годы.

Вот это и хочет понять и об этом хочет рассказать Александр Исаевич Солженицын. Все движение сюжета его рассказа направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в своем обыденном настоящем, сколько в своем прошлом. Она и сама, вспоминая о молодости своей, призналась Игнатичу: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов ти́желью не считала. Свекор кричал: «Матрена! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить».

Где, в каком произведении современной прозы можно найти такие же одухотворенные страницы, которые можно было бы сравнить с зарисовками Солженицына? Сравнить и по силе и яркости изображенного в них характера, глубине его постижения, проникновенности авторского чувства, выразительности, сочности языка, и по их драматургии, художественным сцеплениям многочисленных эпизодов. В современной прозе — не с чем.

II. Мотивация к деятельности.

– На предыдущих уроках русского языка мы с вами изучали тему «Второстепенные члены предложения». Давайте вспомним, что такое второстепенные члены предложения и, какие существуют виды.

+ Второстепенные члены предложения как распространители грамматической основы предложения относятся к подлежащему или сказуемому, некоторые – и к другому второстепенному члену предложения.

+ По грамматическим значениям ВЧП делятся на следующие виды: дополнение, определение, обстоятельство.

– Что такое дополнение, на какие вопросы отвечает, чем выражено, приведите примеры.

– Что такое определение, на какие вопросы отвечает, чем выражено, приведите примеры.

III. Открытие нового знания.

– Сегодня мы познакомимся с ВЧП – обстоятельство. Посмотрим, какие виды обстоятельств существуют, определим, чем может быть выражено обстоятельство.

IV. Комплексная работа с текстом.

Схема комплексного анализа текста:

  1. Прочитать текст.
  2. Определить тип теста, стиль.
  3. Выполнить лексический анализ (дать определение непонятным словам)
  4. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.
  5. Расставить знаки препинания.
  6. Подчеркнуть грамматические основы, второстепенные члены предложения.
  7. Найти в тексте обстоятельство. Определить вид.
  8. Выполнить фонетический анализ слова телогрейка
  9. Выполнить морфемный и словообразовательный анализ слова высовывая
  10. Выполнить морфологический анализ слова печь
  11. Выполнить синтаксический анализ предложения.

1. – О ком данный текст?

– Что можем сказать о хозяйке дома Матрене?

– Как она жила?

– Какие элементы автобиографичности вы можете назвать? (лагерная телогрейка).

– Какой перед вами тип текста? (описание)

2. Какой стиль текста? (художественный)

3. Какие слова в лексическом отношении непонятны?

  • Щепа – тонкая пластинка, отколотая по слою дерева.
  • Венцы – ряд бревен.
  • Скат – наклонная поверхность.
  • Обвершка – перекладина над воротами.
  • Ходики – небольшие старинные часы упрощенного устройства с гирями.

4. Вставьте пропущенные буквы.

Некрасную – прилагательное с не пишется слитно, т.к можно заменить синонимом без не. Посерели – серый.

7. Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком.

Неподалеку – обст. Места. Отвечает на вопрос где?

Чем выражено? Наречие.

Дом не низкий – восемнадцать венцов.

Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка.

Посерели (по какой причине?) от старости. Обст. Причины.

Чем выражено? Существительное в косвенном падеже.

Матрена вставала в четыре-пять утра.

Вставала (когда?) в четыре-пять утра. Обст времени.

Ходикам Матрениным было двадцать семь лет, как куплены в сельпо. Всегда они шли вперед, и Матрена не беспокоилась – лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться.

Куплены (где?) в сельпо. Обст. места. Чем выражено? сущ. с предлогом.

Шли (как?) вперед –обст. образа действия. Чем выражено? Наречие.

Шли (когда?) всегда. Обст. времени. Выражено наречием.

Не запоздниться (когда?) утром. Обст. времени. Выражено наречием.

Она включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу (все животы ее были – одна эта грязно-белая криворогая коза), по воду ходила и варила в трех чугунках: один чугунок – мне, один – себе, один – козе.

Включала (где?) за перегородкой. Обст. места. Чем выражено? Сущ. в косвенном падеже.

Топила (как?) тихо, вежливо, стараясь не шуметь. Обст. образа действия. Наречие и дееприч. оборот.

Ходила (с какой целью?) доить козу. Обст. цели.

Чем выражено? Инфинитивом.

Ходила (с какой целью?) по воду. Обст цели.

Чем выражено? Существительным.

Варила (где?) в трех чугунках. Обст. места.

Козе она выбирала самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо.

Крупной же картошки огород ее песчаный, с довоенных лет не удобренный и всегда засаживаемый картошкой, картошкой и картошкой, – крупной не давал.

Мне почти не слышались ее утренние хлопоты.

Не слышались (в какой степени?) почти. Обст. степени.

Я спал долго, просыпался на позднем зимнем свету и потягивался, высовывая голову из-под одеяла и тулупа. Они да еще лагерная телогрейка на ногах, а снизу мешок, набитый соломой, хранили мне тепло даже в те ночи, когда стужа толкалась с севера в наши хилые оконца.

Спал (как?) долго. Обст. образа действия.

Чем выражено? Наречие.

Потягивался (как?) высовывая голову. Обст. образа действия.

Чем выражено? Деепричаст. оборот.

Хранили тепло (когда?) в те ночи. Обст. времени.

Чем выражено? Существительное.

Толкалась (откуда?) с севера. Обст. места. (куда?) в оконца.

Услышав за перегородкой сдержанный шумок, я всякий раз размеренно говорил:

– Доброе утро, Матрена Васильевна!

И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались какии-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках:

Говорил (как?) размеренно. Обст. образа действия. Выражено наречием.

Говорил (сколько?) всякий раз. Обст. меры.

Итак, какие же виды обстоятельств выделяют?

Чем обстоятельства могут быть выражены?

Наречиями.

Деепричастиями, или деепричастными оборотами.

Существительными в косвенных падежах с предлогами и без него.

Инфинитивом.

Сравнительными оборотами.

Словосочетаниями.

Фонетический анализ слова телогрейка .

Морфемный и словообразовательный анализ слова.

9. Морфологический анализ слова печь.

10. Синтаксический анализ предложения. Мне почти не слышались ее утренние хлопоты.

V. Рефлексия.

Что удалось на уроке?

– Какие трудности возникли?

– Что такое второстепенные члены предложения?

– Что такое обстоятельство?

– Какие виды обстоятельств существуют?

– Чем могут быть выражены обстоятельства?