Психолого-педагогическое сопровождение близнецов в условиях средней школы

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема общения и обучения близнецов стоит достаточно остро перед немалым числом родителей и учителей. Педагогическая практика показывает, что её решение по большой части не опирается на специальные научные исследования и учителя действуют скорее на интуитивном уровне. Чтобы подойти к решению этой проблемы, учителю необходимо иметь четкое представление о психологических и биологических особенностях близнецов. Это поможет подобрать соответствующие педагогические технологии и выработать определенную модель поведения и обучения данной категории детей.

Согласно словарю русского языка, близнецы – это дети, одновременно рожденные одной матерью. Сложный механизм их взаимодействия между собой и с внешней социальной средой связан с природой возникновения близнецовых пар.

Различают моно- и дизиготных близнецов.

Монозиготные (от греч. “моно” - один) (МЗ) близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Они имеют совершенно одинаковый генотип, но могут отличаться по фенотипу. Всегда одного пола. У них полностью совпадают группы крови, одинаковый цвет глаз, однотипные дерматоглифические узоры на пальцах и ладонях и т.д.

Дизиготные (от греч. “ди” - два) (ДЗ) близнецы развиваются после оплодотворения сперматозоидами нескольких одновременно созревших яйцеклеток. Такие близнецы имеют разный генотип. Могут быть как одного пола, так и разного пола. Часто похожи друг на друга не больше, чем обычные братья и сестры. В обыденной жизни их называют “двойняшками”.

Считается, что близнецы рождаются нечасто, но согласно статистике в мире насчитывается почти 100 млн. человек.

На Европейском фестивале близнецов, состоявшемся в 2000г. в Польше, подчеркивалось, что родителям необходимо подходить к воспитанию каждого из детей индивидуально. Близнецов не следует одинаково одевать, желательно, чтобы они обучались в разных школах, и каждый ребенок должен как можно больше развивать свою индивидуальность.

Педагогам при работе с близнецовой парой необходимо учитывать противоречия, которые возникают между стремлением детей к неразлучности и соперничеству, а также их потребностями в индивидуальном самовыражении и общении в коллективе.

Существенным препятствием для становления личности близнецов является процесс идентификации себя с партнером. Частое употребление “мы” вместо “я”. Трудности узнавания себя в зеркале, на фотографии. Затруднение в различении своего имени. Психологи называют это “эффектом пары”, который препятствует нормальному формированию личности каждого ребенка и мешает расширению контактов со сверстниками.

Взаимодействуя с близнецами, родители и учителя должны учитывать, что каждый из них в равной мере нуждается во внимании. Неодинаковые отношения к близнецам могут повлечь за собой распределение ролей внутри близнецовой пары по типу “лидер-ведомый”, т.е. “лидер” (обычно это “старший” близнец) требует от “ведомого” беспрекословного подчинения, а это в дальнейшем подавляет его личностную активность. Как правило “лидеры” в школе учатся лучше, чем “ведомые”. Если в школе близнецов поместить в один класс, посадить за одну парту, то есть вероятность, что они могут самоизолироваться от одноклассников и педагогов. В этом случае лучше разделить их, но проявлять максимум такта, терпения, чтобы помочь детям освоиться и влиться в школьный коллектив. Осознания того, что они могут действовать независимо друг от друга, станет предметом гордости близнецов и морального удовлетворения. У каждого ребенка появятся новые друзья, новые интересы и увлечения, индивидуальная форма досуга. Отношения внутри близнецовой пары выйдут на качественно новый уровень: обмен новостями, советами и т.д.

Ещё одной проблемой, с которой приходится сталкиваться учителям – это развитие речевой компетентности близнецов. Сегодня, когда школа уделяет большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, ничтожно мало учебного времени отводиться на развитие устной речи учащихся. Данная проблема является актуальной ещё и потому, что исследования речевого развития у детей близнецов, которые были проведены в 30-х годах XX века, показали, что близнецы отстают от одиночно рожденных сверстников. И прежде всего по срокам возникновения речи. Известно, что обычные дети начинают говорить в возрасте 1 года. У близнецов первые слова появляются в среднем в 25 месяцев (Дэй, 1932) или даже в 30 месяцев (Заззо, 1980). Причем близнецы – мальчики начинают говорить позже, чем близнецы – девочки (Фридрих, 1985). У МЗ задержки в сроках возникновения речи встречаются чаще, чем у ДЗ. Заметное отставание в речи свойственно близнецам только в раннем и дошкольном возрасте.

Э. Дэвис обнаружила, что близнецы отстают в речевом развитии только в возрасте 5 лет 6 месяцев и постепенно, к школьному возрасту, догоняют одиночнорожденных детей. В школьном возрасте возможны артикуляционные нарушения и факты косноязычия (искажения или замена звуков речи) (Н.Г. Липовецкая, Т.Н. Пивоварова).

Задержку в речевом развитие у близнецов исследователи пытаются объяснить главным образом:

  • Биологическими особенностями;
  • Отставанием в интеллектуальной среде;
  • Феноменом “ близнецовой ситуации;
  • Минимизацией общения со взрослыми.

Биологические особенности ученые выдвигают, т.к. близнецы (МЗ чаще, чем ДЗ; вторые по порядку рождения чаще, чем первые) подвержены большому риску осложнений и аномалий развития в пре- и перинатальном периодах. Близнецы чаще рождаются недоношенными. Но исследований в данной области очень мало и, следовательно, нет четкой картины влияния данного фактора.

Фактор “отставания в интеллектуальном развитии” также не выдерживает критики, т. к. никаких признаков умственной отсталости у близнецов не выявлено. Хотя А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович отмечают, что возможно недоразвитие процессов абстракции и обобщения, что говорит о некотором отставанием в развитие вербального интеллекта.

Феномен “близнецовой ситуацией”, т. е. взаимодействие близнецов внутри пары и, следовательно, отсутствие необходимости общаться со взрослыми и другими детьми является теоретически, а экспериментально подтвержденных факторов нет.

По утверждению Чернова Д. Н.(2001), именно “фактор минимизации общения со взрослыми”, сопутствующий феномену “близнецовой ситуации”, оказывает существенное влияние на отставания близнецов в речевом развитии.

С. Савич обнаружила, что при благоприятных родительско-детских отношениях близнецы чаще, чем их родители склонны инициировать общение, причем склонны к диадному характеру беседы, нежели к триадической схеме взаимодействия.

В целом ДЗ имеют более развитую речь, чем МЗ.

Таким образом, исследования речевого развития близнецов дают основание утверждать, что здесь наибольшую роль играют психологические, а не биологические факторы.

Школа, как некий социальный институт, учителя должны помочь этой категории детей проявить свою личностную активность по двум направлениям: адаптивность (т.е. приспособление) и креативность (т.е. умение находить выход из любой ситуации, опираясь на индивидуальные знания).

Возникает вопрос – какие педагогические технологии должен применять учитель при работе с близнецами?

Критерием выбора должно послужить формирование коммуникативной культуры и речевой компетентности. Основными формами могут быть моногамные (выступление с готовой речью, рассказ, пересказ, доклад, сообщение и т.д.) и диалогические (беседа учителя и ученика, беседа в паре, беседа в группе, дискуссия, дебаты, переговоры и т.д.)

Интенсификация коммуникативного обучения – это тот самый психодидактический путь создания условий для формирования позиции субъекта учения для отдельного взятого ребенка близнецовой пары и эффективный метод психолого- педагогической поддержки будущего члена полноценного общества.

Список литературы:

  1. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе [Текст]: Игровые упражнения / Н.И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2005. – 192с.
  2. Морозова, Т.Б. Личностное развитие близнецов в процессе общения [Текст] / Т.Б. Морозова // Педагогика. – 2003. – №8.
  3. Чернов, Д.Н. Речевое развитие у детей-близнецов [Текст] / Д.Н. Чернов // Психогенетика: хрестоматия / авт.-сост. М.В. Алфимова, И.В. Равич-Щербо. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 432с.