Урок в 1-м классе "Парные звонкие и глухие согласные звуки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

развивающие:

  • способствовать развитию умений во всех видах речевой деятельности (слушания, говорения, чтения);
  • создание условия для развития способности детей самостоятельно работать с различными речевыми моделями и схемами, таблицами букв и алфавитной лентой;
  • способствовать развитию эмоциональной и духовно-нравственной сферы, мышления, памяти, фонематического слуха;

образовательные:

  • познакомить с понятием «Звонкие и глухие согласные звуки» на примере звуков [б]-[п], [б]- [п];
  • способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами;

воспитательные:

  • прививать интерес и любовь к чтению, к сказкам;
  • раскрытие для детей красоты и богатства русского языка.

Оборудование

учителя: учащихся:
разрезная азбука Т.М. Андрианова «Букварь»
демонстрационные схемы тетрадь к букварю
герои сказки «Незнайка и его друзья» пеналы со схемами
  сигнальные линейки

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся.

2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

-Ребята, сегодня у нас в гостях герои сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Первым пришёл сам Незнайка. Он приготовил для вас задания:

  1. Ответьте на вопросы:
    -Какие бывают звуки?
    -Что такое гласные звуки? Согласные?
    -Какие звуки обозначает буква «Б»? «П»?
  2. Работа с алфавитной лентой с. 51 букваря.
  3. Чтение слов на с.50.
  4. Анализ слова пион и составление схемы этого слова. Учащиеся работают самостоятельно, один ученик у доски.

-Ребята, давайте проверим, как вы справились с заданием.

-Молодцы! Незнайка приглашает вас в Цветочный город. Итак, в путь!

Физминутка

3. Работа над новым материалом.

-Посмотрите, по дороге в Цветочный город мы встретили охотника Пульку и его собаку Бульку.

Анализ слов Пулька, Булька.

-Чем различаются эти слова? Первым звуком.

-Какими буквами обозначаются эти звуки?

Слова различаются , так как первые согласные звуки находятся в сильной позиции, после них стоят гласные звуки.

-Прочитайте слова вверху страницы букваря.

Наблюдение за аналогичной ситуацией в словах первых столбиков. Называем первые звуки слов [б]-[п], [б]-[п].

Чтение слов боб, лоб так, как они написаны, затем так, как мы их произносим.

Наблюдение за различным произнесением и написанием. Буквой «Б» в этих словах обозначен звук [п]. Вот почему слова последнего столбика звучат совершенно одинаково.

-Наше путешествие в Цветочный город продолжается. Посмотрите , нас встречает Знайка. Он предлагает познакомиться с правилом.

-Согласные звуки [б]-[п] различаются не только по мягкости-твёрдости, но и по глухости-звонкости. При произнесении звонких согласных слышится шум и голос. Приложите ладонь к гортани и вы почувствуете вибрацию. При произнесении глухих согласных слышится только шум, поэтому никакой вибрации гортани мы не наблюдаем.

-Произнесём ещё раз слова гриб – грипп. Звонкий согласный [б] на конце слова оглушился и совпал со звуком [п]. Это слабая позиция для согласных звуков.

-Произнесём звуки [б]-[п]и звуки [б]-[п]. Они обозначаются буквами «б», «п».

-Посмотрите, мы пришли в Цветочный город. Посмотрите, на пути стоит новый дом-таблица (с.52).

-Почему, буквы «б», «п» живут в разных подъездах?

-Рассмотрите рисунок. Справа от дома-таблицы - глухой лес. Значит, справа в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают глухие парные согласные звуки. Слева – светлый луг с цветами колокольчиками. Слева в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают звонкие парные согласные звуки.

Физминутка

4. Дополнение слогов до слов.

-Ребята, на улицах Цветочного города мы встретили Винтика и Шпунтика. Они приготовили для вас задания: дополнить слоги до слов. С. 51, объяснить два значения слов пробили, разбили.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

-Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой.

-Что нового вы узнали?

-Что на уроке показалось вам самым интересным? Какое у вас теперь настроение?

Окончен урок и вас ждёт перемена.
И шум в коридорах опять.
И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать.

Спасибо за работу. Молодцы!

Список литературы

  1. Обучение грамоте в 1 классе по "Букварю" Т.М. Андриановой и "Прописям" В.А. Илюхиной. Программы, методические рекомендации, поурочные разработки – М., АСТ, Астрель, 2008