Интегрированный урок (математика + легоконструирование)

Разделы: Математика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


В настоящее время общепризнанна необходимость более широкого включения геометрических знаний в систему математического образования, подготовка школьников к усвоению систематического курса геометрии. Я предлагаю изучать курс геометрии, с применением конструктора Лего.

Слайд 1.

В моей работе “Изучение геометрического материала в начальной школе” (Легогеометрия) вы увидите новые подходы к изучению геометрического материала с 1 по 4 класс. Наглядность и практичность обучения геометрии являются необходимыми условиями успешного ее изучения. Все геометрические знания дети усваивают в процессе разнообразной практической и интеллектуальной деятельности. Для лучшего понимания и закрепления геометрического материала разработаны дополнительные дидактические Лего-игры и задания.

“Геометрический материал в 1 классе”

Слайды 2-8

В первом классе учащиеся знакомятся с точкой, отрезком, прямыми ломаными и кривыми линиями. Дети учатся находить вершины ломаной линии, показывать на чертеже звенья ломаной линии, подсчитывать их количество, чертить линии в тетради, находить длину линии, отличать замкнутую и незамкнутую ломаные линии. Геометрические фигуры, с которыми знакомятся дети: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.

Для демонстрации вышеуказанных фигур и линий использую кирпичики Лего Dacta, платы и крепежи из Лего наборов “Мир вокруг нас” или “Источники энергии”.

Слайд 2.

1. Точки - кирпичики Лего 2 на 2 белого или красного цвета.

2. Отрезок – часть прямой, ограниченная точками. Отрезок имеет начало и конец (начало и конец отрезка показаны кирпичиками красного цвета).

3. Луч. Имеет начало, но не имеет конца.

4. Прямая. Её можно продлить в обе стороны (учитель прикрепляет кирпичики “точки”) Прямая линия – это линия, вдоль которой расстояние между двумя точками является кратчайшим. Для первоклассников становится понятно, что прямая линия - это множество точек, которые стоят близко друг к другу. Дети это наглядно видят, строя прямую из кирпичиков Лего (точек).

Слайд 3.

Для демонстрации точек, лежащих и не лежащих на прямой использую пособие (слайд №3). С помощью лего-кирпичиков, прикрепленных к плате, можно наглядно показать, что через одну точку можно провести много прямых линий, а через две точки можно провести только одну прямую.

Слайд 4. На этом слайде показана собранная ломаная линия. Линия может быть построена из двух, трех и большего количества звеньев. Учащиеся сравнивают количество вершин и звеньев ломаной линии.

Слайд 5. В ходе практической работы дети знакомятся с замкнутой и незамкнутой ломаными линиями, учатся находить длину звеньев и всю длину ломаной линии.

Слайд 6. Замкнутые ломаные линии ограничивают геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник. Учащимся предлагаются следующие задания:

  • Найди квадрат.
  • Расскажи о свойствах квадрата.
  • Чем квадрат отличается от четырехугольника, прямоугольника, треугольника?

Слайды 7-8. Задания на логическое мышление. Можно предложить учащимся собрать предметы из геометрических фигур, перестроить одну фигуру в другую, подсчитать количество геометрических фигур в собранных моделях.

“Геометрический материал во 2 классе”

Слайды 9-13

Во втором классе изучаются углы: прямой, тупой, острый. Учащиеся знакомятся с периметром фигур, свойствами прямоугольника.

Слайд 9. Изготовление моделей прямого угла. Угол раздвижной, поэтому легко из прямого угла построить тупой и острый.

Слайд 10.Учащиеся сравнивают величины углов, находят с помощью модели прямого угла прямые углы в классе.

Слайд 11. Знакомство с прямоугольником сопровождается моделью, отличительной особенностью которой являются выделенные красным цветом прямые углы.

Слайд 12. Рассматривая свойство равенства противолежащих сторон прямоугольника, собирается модель, где противолежащие стороны разного цвета. Учащиеся стоят прямоугольники с различной длиной сторон. Сравнение длин сторон происходит путем наложения в разобранном виде сторон (деталей Лего) друг на друга. Делается вывод, что противолежащие стороны равны.

Слайд 13. Знакомя детей с периметром прямоугольника, использую модель слайда №13. Периметр многоугольника - это сумма длин всех его сторон. Вокруг прямоугольной Лего-платы выкладывается ряд кирпичиков, обрамляющих весь прямоугольник (замкнутая ломаная линия). Периметр - это длина замкнутой ломаной линии.

Геометрически материал 3 класс

Слайды 14-15

3 классе учащиеся знакомятся с площадью прямоугольника, квадрата. Учат формулы для нахождения периметра и площади квадрата, прямоугольника.

Слайд 14. Вывести формулу для нахождения периметра квадрата позволяет модель на данном слайде. Квадрат строится из четырех Легодеталей - палочек. Детали одинаковой длины. Определяя длину квадрата за букву “а” во втором классе выводится формула

Р квадрата = а+а+а+а.

В третьем классе формула периметра квадрата: Р=а*4.(*- знак умножения).

Слайд 15. На данном слайде две модели, позволяющие в 3 классе при изучении темы “Площадь геометрических фигур” продемонстрировать отличие периметра от площади.

Слайд 16. Собранные из Легоконструктора модели разных прямоугольников позволяют “на глаз” отличить большую площадь от меньшей, найти площади прямоугольников по заданным длине и ширине, найти неизвестную сторону по известной площади и длине одной стороны.

Геометрический материал 4 класс

Слайды 17-24

В 4 класса учащиеся знакомятся с диагоналями прямоугольника.

Слайды 17-18. Сравнивая диагонали нескольких прямоугольников, дети делают вывод, что диагонали прямоугольника равны. С помощью Легопрямоугольников (в ходе практической работы учащиеся строят прямоугольники с разными длинами сторон) и нитей-диагоналей, представленных на слайде №17-18, учащиеся сравнивают длины нитей-диагоналей наложением. Они равны.

Слайд 19. Диагонали точкой пересечения делятся пополам. Данное свойство наглядно проиллюстрировать можно, используя Легопрямоугольники с диагоналями нитями. В месте пересечения нитей (точка пересечения диагоналей) разрезаем и сравниваем полученные части наложением. Вывод - диагонали точкой пересечения делятся пополам.

Слайды 20-24 являются демонстрационными для изучения формул нахождения периметра прямоугольника.

P - периметр, а - длина прямоугольника, b - ширина прямоугольника.

Представленный прямоугольник, противоположные стороны которого разного цвета, разбирается и собирается в процессе знакомства с формулами.

Слайд 21 1 способ Р =a+b+a+b

Слайд 22 2 способ P=a+a+b+b

Слайд 23 3 способ P= a*2 +b*2

Слайд 24 4 способ P =(a+b)*2

Заключение. Учитывая задачи, намеченные программой, при изучении геометрического материала следует широко использовать разнообразные наглядные пособия. Это демонстрационные модели геометрических фигур, изготовленных из цветного картона или плотной бумаги; плакаты с изображением фигур, чертежи на доске и в тетради. Кроме того, требуются наглядные пособия – такой раздаточный материал, как полоски бумаги, палочки различной длины, вырезанные из бумаги фигуры и части фигур, а также Легоконструктор, который я использую в своей работе с 1 по 4 класс.