Урок русского языка "Чем славится земля Русская". Роль "ь" в различных частях речи

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  • углубить знания о функциях «Ь» в различных частях речи;
  • закрепить сформированные умения употреблять «Ь» для обозначения мягкости согласных и правописания слов с «Ь» – разделительным;
  • проверить умение правильно писать глаголы 2 лица, единственного числа.

Развивающие:

  • развивать художественный вкус у детей;
  • активизировать умения, связанные с написанием «Ь» в различных частях речи;
  • развивать всестороннюю личность ребенка.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к народному художественному образу;
  • воспитывать любовь к окружающему через познание устного народного творчества.

Оборудование:

  • карточки;
  • матрёшки;
  • интерактивная доска;
  • компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

Все дети одеты в русские народные костюмы; они встречают гостей у дверей класса.

Ведущий 1: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.

Ведущий 2: Давно мы вас ждём – поджидаем, урок народного фольклора без вас не начинаем.

Ведущий 1: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Ведущий 2: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому загадку, а кому и хороводную.

Гостей пропускают вперед, они рассаживаются по местам, затем дети входят в класс и садятся за парты. В классе оформлена выставка изделий народного промысла: Павлово-Посадские платки, вологодские кружева, дымковские игрушки, хохлома, гжель и т.д.

Ведущий 1: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ведущий 2: В тесноте – не в обиде!

2. Сообщение темы урока

Приложение 1. Слайд 1.

Исследовательская работа: где пишется мягкий знак.

– Открыли тетради по русскому языку и записали число.

– Мы начинаем урок народного фольклора, на котором вспомним о роли «Ь» в разных частях речи. Начнём его с минутки чистописания. Сегодня повторим написанием буквы «л», соединения с этой буквой и слова, в написании которой она встречается. Запишите образец, написанный на доске: ал ел ил ла ле ли

– Внимательно посмотрите на доску прочитайте слова, которые здесь записаны:

грустить, понравиться, любить, сердиться, злиться, ласкать, веселиться, обнять, печалиться, уважать, любоваться

– Что обозначают эти слова?

– На какие вопросы отвечают?

– Какую часть речи обозначают данные слова?

– Можно ли определить у глаголов в неопределенной форме время, лицо, число?

– Прочитайте только те глаголы, которые имеют ласкательное значение.

В тетради запишите только те глаголы, которые начинаются с буквы «л»: любить, ласкать, любоваться.

3. Постановка проблемного вопроса

– Какую роль играет «Ь» в этих словах?

– Приведите свои примеры.

– В сочинение на какую тему можно использовать эти глаголы?

– Составьте предложение с одним из глаголов. Лучшее предложение с комментированием мы запишем на доске и разберем его по членам предложения.

4. Словарная работа

– А кто из вас умеет загадки загадывать?

Дети загадывают загадки, а отгадки записывают в тетради.

– Послушайте мою загадку: Слайд 2.

Весной зеленела,
Летом загорала.
Осенью одела красные кораллы.
В сенокос она горька,
А в мороз сладка.
Что это за ягодка?… (Рябина.)

– Послушайте, почему рябину так назвали. Слайд 3.

– Все вы знаете русскую народную сказку «Курочка – ряба». Её назвали так за пестрые перышки. Раньше прилагательное «рябой» обозначало «пестрый». Если весной посмотреть на рябину, то она пестрит от зелёных листьев и белых цветов. Пестрит – рябит. Рябит! Устно подберите к этому слову однокоренные слова: рябит, рябь, рябушка

– Как же пишется слово «рябина»?

– Какую орфограмму имеют наши отгадки? …словарное слово.

5. Работа по бригадам

Ведущий 1: Гости дорогие! А вы знаете, чем славится земля русская? Слайды 4–12

Дымковской игрушкой!
Тульским самоваром!
Палеховской шкатулкой!
Жостовским подносом!
Русским сарафаном!
Расписными матрешками!

Ведущий 2:

Кто матрёшку создал, я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер?
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.

Поиск решения.

Командиры бригад, возьмите по матрёшке, откройте её и достаньте карточку со словом, спрятанным в матрёшке. Выполним задание: от данного слова образовать однокоренные слова: ночь, дочь, печь, мышь.

А теперь проверим работу. Командиры выберут карточку, на которой записан способ проверки:

на контроль: проверяет учитель во время урока;
проверка парами:
дети меняются тетрадями;
проверяет командир: командир собирает тетради и поочередно их проверяет;
«лидер»: бригада выбирает ученика, который проверяет тетради в своей бригаде.

– Приведите примеры однокоренных слов к слову «ночь».

– Проведём морфологический разбор слова «ночь».

6. Алгоритм морфологического разбора слова:

* часть речи
* начальная форма
* собственное или нарицательное
* одушевлённое или неодушевлённое
* род
* склонение
* число
* падеж
* синтаксическая роль в предложении.

– Что интересного заметили в написании этого слова?

7. Физкультминутка. Слайд 13.

– Гости дорогие, не хотите ли вы хороводную посмотреть?

Под русскую народную песню проводится хороводная.

8. Тренировочные упражнения

Ныне гуляшки, завтра гуляшки, находишься и без рубашки.

– Какие орфограммы встретились при написании данных пословиц?

* Ь – разделительный;
* Ь – в окончании глагола 2 лица, ед.ч.

9. Проверка

10. Итог урока

– Какой вопрос звучал в начале урока?

– Как мы на него ответим?

1) «ь» показатель мягкости согласных;
2) «ь» разделительный;
3) «ь» в именах существительных ж.р. в конце слова после шипящих;
4) «ь» в глаголах 2 лица, единственного числа, настоящего времени.

Дело небогато, да сделано рогато. Слайд 14.

Птица сильна крыл . ями, а человек дружбой.
Что посе... , то и пожн... .
На работу с радост . ю, а с работы с гордост . ю.

11. Задание на дом

На доске написаны пословицы, списать их, вставляя пропущенные буквы.

Поспеш... – людей насмеш... .