Формирование коммуникативной и общекультурной компетенций у младших школьников через изучение антропонимики

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Устное общение – это мост в будущее. Оно является основой языкового развития, мышления, получения информации, является формой нашего видения себя и формой видения нас другими (слайд № 2. Презентация).

В то время как речь и слух являются естественными умениями, говорение и слушание требуют обучения. Так как, согласно исследованиям, более 80 % общения является говорением и слушанием, обучение устным коммуникативным навыкам не только желательно, но и необходимо (слайд № 3).

Но наблюдения показывают, что ученики начальной школы хотя и умеют устно передавать содержание прочитанного, однако пока ещё затрудняются рассказывать о своих собственных переживаниях, впечатлениях. Речь их бедна словами со значением чувства, отношения, словами, обозначающими нравственные понятия. Стало понятно, что необходимо специальное обучение в этом направлении. Поэтому мною была создана и апробирована в течение нескольких лет специальная “Технология развития коммуникативных навыков у младших школьников на основе рабочих тетрадей”, в которой основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет авторское дидактическое средство обучения “Рабочая тетрадь” под управлением учителя (слайды № 4, 5).

В чём же заключается особенность предлагаемой технологии обучения? (Слайд № 6)

  1. Обеспечение коммуникативного подхода, основная характеристика которого “учиться общению общаясь”.
  2. Главное внимание уделяется индивидуальному развитию творчества обучающихся на основе материалов учебных пособий – авторских рабочих тетрадей: “Ты и Имя твоё”, “Ты в мире имён и названий”.
  3. Обучение по данной технологии не только обогащает речь учащихся, но и оказывает помощь в определении своего места в окружающем мире, в определении своего отношения к действительности через слово.
  4. Идеология обучения и изучаемый материал находятся в постоянной обратной связи с учеником посредством использования специального учебного пособия - рабочих тетрадей.

Данная работа представляет своего рода квинтэссенцию разнообразных подходов к развитию речи и моего личного творчества (слайд № 7). При разработке данной технологии я опиралась:

  • на программу “Речь и культура общения” Т.А. Ладыженской
  • на программу “Речь” Л.Д. Мали, О.С. Арямовой и др.
  • на идеи А.И. Княжицкого , руководителя проекта “Шаг за шагом”
  • на материалы рабочей тетради Ю. Троицкого “Имя и родословная (эпизоды истории Отечества)”
  • своё личное творчество

Реализация технологии проходит в процессе разнообразной самостоятельной (умственной и практической) деятельности учащихся. Именно в самодеятельности ученик находит удовлетворение своих познавательных потребностей, интересов и склонностей, потребность в личностном саморазвитии. А становление самодеятельности напрямую связано с развитием речи ребёнка (слайд № 8).

Всем ясно, что труд учителя нелёгок, но и нелёгок труд того, кого он учит. На мой взгляд, основная задача учителя при работе по авторской технологии – понять стиль мышления каждого ученика и построить учебный процесс в соответствии с его познавательными возможностями (слайд № 9).

Поэтому я считаю, что развитие коммуникативных навыков у младшего школьника – это задача всех учебных предметов, главный общеучебный навык, коммуникативная компетенция (слайд № 10).

На любом уроке, на мой взгляд, учащиеся имеют реальные возможности для развития и воспитания своей личности.

Поэтому основными целями своей педагогической деятельности считаю (слайд № 11):

- обогащение словарного запаса учащихся;

- обучение монологу,

- умению построить диалог,

- создать письменное высказывание.

А это не что иное, как основные цели уроков русского языка и литературного чтения (где слово должно использоваться не ради слова, а ради формирования личности ученика), уроков окружающего мира и истории (где ребёнок, например, должен умело рассказать другу о природе Северной полосы России или о героях Великой Отечественной войны), да и в математике без развития связной речи – никуда!

Почему же в основу развития речи ребёнка мною положено изучение антропонимики (культуры имени)? (Cлайд № 12)

По-моему, становление человека предполагает формирование у него уважения к человеческому имени как проявлению личностного “Я” – своему и окружающих.

К сожалению, наше образование и воспитание здесь не на высоте. Вся работа в начальной школе нередко ограничивается изучением правила: Имена, фамилии и отчества людей пишутся с большой буквы” (слайд № 13). Между тем даже третьеклассники порой затрудняются подписать свою тетрадь полным, паспортным именем, не умея установить связь между Толей и Анатолием, Женей и Евгенией. На мой взгляд, созрела серьёзная необходимость в организации специального обучения в этом направлении, что было предпринято мною и вылилось в конечном итоге в “Технологию развития коммуникативных навыков младших школьников на основе рабочих тетрадей”.

Исходным теоретическим положением технологии является положение о необходимости обеспечения системности в организации работы над речевым развитием детей (слайд № 14).

Выделяю следующие уровни речи:

  • произносительный;
  • словарный;
  • морфологический и синтаксический;
  • текстовый.

Хочу отметить, что для учащихся начальной школы текстовый уровень речи – самый сложный в достижении уровень. Несмотря на то, что ребята достаточно хорошо умеют устанавливать связи между предложениями в тексте, творчески дополнять готовый текст, восстановить деформированный текст, всё же работа по составлению и написанию изложений, сочинений по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям идёт трудно.

Кроме того, изложения и сочинения, которые младшие школьники пишут в течение 2-х лет обучения, не являются контрольными в данной технологии. Они лишь помогают учителю в определении уровня усвоения учащимися изучаемого материала, показывая степень развития связной речи детей.

Вся созданная технология рассчитана на двухлетний срок – 3 и 4 классы начальной школы. На мой взгляд, проводить работу по развитию речи учащихся на основе изучения культуры имени в 1 и 2 классах не следует в силу незрелости младших школьников (педагогической, психологической, социальной).

Самое главное, чтобы в первые 2 года обучения в начальной школе дети поняли (слайд № 15):

  • зачем нужно писать (и говорить) грамотно?
  • почему при письме (и в устной речи) нужно соблюдать определённые правила?
  • каким образом использование этих правил способствует полноценному общению при письме и в устной речи?

А уже в 3 и 4 классах начальной школы вся работа будет соответствовать описанному мною содержанию технологии, которое чётко и подробно представлено в виде тематического планирования уроков развития речи в 3 и 4 классах с методическими разъяснениями. (Приложение № 2).

Самая главная задача учителя при работе по данной технологии – отбор и создание таких педагогических ситуаций на уроке, которые бы побуждали учеников к связному высказыванию, к активизации познавательной деятельности учащихся (слайд № 16).

Для осуществлении контроля за качеством усвоения изучаемого материала с моей стороны возникла необходимость самостоятельно разрабатывать критерии усвоения учебного материала. Средствами контроля в данной технологии были выбраны (слайд № 17):

  • наблюдение за работой детей на уроках;
  • анализ выполнения домашних заданий;
  • самостоятельные работы (на 10-15 минут);
  • итоговые контрольные работы (на 1-ом и 2-ом году обучения), рассчитанные на контроль за пониманием изученного материала.

Хочется привести несколько особо удачных отрывков из сочинений детей по темам:

“Почему меня назвали…?”.

“Как мне выбирали имя?”.

“Зачем человеку имя?”.

“Тайна моего имени”.

1) Cочинение Галины К. (слайд № 18)

“Каждое имя что-нибудь означает. Моё имя – тихое, спокойное, греческое. К сожалению, имя не всем подходит. Например, Александр должен быть защитником, но некоторые мальчики, которых так зовут, не защитники, а драчуны. Я же должна быть тихой и спокойной. И, к счастью, я такая и есть, поэтому мне это имя подходит”.

2) Работа Антона А.

“Антон” в переводе с древнегреческого языка, обозначает “рвущийся в бой”. Я не совсем подхожу к значению этого имени. Я должен быть первым в учебе, спорте, стремиться к преодолению трудностей. Я же не уверен в себе, в своих силах и способностях. На уроках плохо работаю, чего-то всегда боюсь. Мне самому не нравится моё поведение, мой характер. Я поставил перед собой цель – исправиться. Первая моя задача – подтянуться по математике. Если я справлюсь с этим – это будет моей победой. Тогда я смогу оправдать свое имя. Я смогу “рваться в бой”.

Повторюсь, что сочинения в данной технологии не являются контрольными, но всё же они неплохо иллюстрируют уровень связной речи учащихся и то, как они мыслят, высказывают свою точку зрения.

В целях создания наиболее оптимальных условий, побуждающих учащихся начальной школы к высказыванию, постановке вопросов, участию в диалоге я использую в своей работе ряд методов и форм организации учебной деятельности, которые, прежде всего, связаны напрямую со структурой любого урока.

Приведу примеры методов (слайд № 19):

организационный момент, который концентрирует внимание детей на учителе, настраивает их на учебную деятельность. Уже много лет практикую в своей работе в начале каждого урока чтение стихотворений детьми наизусть (преимущественно классики). А это, как мне кажется, один из лучших способов развития памяти ребенка.

вводная беседа, обобщающая беседа, рассказ учителя, практическая работа детей – вот основные методы моей работы, которые направлены на побуждение учащихся к связному высказыванию.

Помимо этого в своей каждодневной работе я стараюсь использовать различные формы организации учебной деятельности, которые позволяют ребёнку выражать себя (это парная, групповая, коллективная работа). Стараюсь не упускать в каждом уроке и такой этап, как итог урока (слайд № 20), в ходе которого суммируется учебная деятельность каждого ученика, даются задания для оценки сформированности нового понятия, способа действия и, в целом, определяется уровень достижения цели. Здесь главную роль отвожу формированию у своих учеников способности к само- и взаимоконтролю, учу их правильно оценивать результаты своего труда и результаты труда товарища…

И в заключение хочу сказать следующее. Любой думающий учитель сегодня задаётся вопросом (слайд № 21):

Какого ученика мы хотим выпустить из школы?

Разные педагоги отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию… Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Но, наверное, прежде всего от нас, учителей, зависит, каким будет наш выпускник. Только личность самого педагога, его высокий профессионализм, вера в себя и своих учеников позволяет добиваться высоких результатов в нашем нелёгком труде.

Так чему же учить детей… Писать, читать, считать? (Слайд № 22)

Да учить, но не только этому! (Слайд № 23) Учить их быть людьми, учить любить и понимать родную природу, учить любить людей, учить быть хорошим товарищем – это главный смысл деятельности любого педагога (Слайд № 24)