Урок развития речи по теме "Текст и его признаки" на основе краеведческого материала. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: Повторить сведения о тексте, теме текста, основной мысли.

Задачи:

  • Дальнейшее формирование умения строить текст в определенной композиционной форме, подготовить учащихся к сочинению-миниатюре (формирование определенных навыков, необходимых в практической деятельности).
  • Развивать внимательное отношение к значению слов в устной и письменной речи; умение сравнивать, сопоставлять; развитие творческих способностей (когнитивности), эмпатии.
  • Воспитание самостоятельности, творческой активности, любви к природе, чувства красоты, интереса к родному слову, живописи.
  • Приобщение к нормам и ценностям общества через выразительные средства языка, музыку, искусство.

Оборудование урока:

  • Репродукции картин Виктора Алексеевича Бычкова "Последний снег", "Снежные ели", "Оттепель", " Вешние воды", этюд "Золотая осень", "Весна", "Весна на Клязьме" (И. И. Левитан "Золотая осень", "Первая зелень", "Бёрезовая роща"); выставка иллюстраций (рисунков) детей, Чайковский П.И. из альбома "Времена года" - Март. Песня жаворонка.

Оформление доски.

Эпиграф:

Я твердо верю, что путь к природе - это путь к прекрасному не только вне себя, но и в себе.
(С. Никитин)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку (чтение эпиграфа).

Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на нашем уроке?

Ответ учащихся: О природе, о взаимосвязи человека и природы, о красоте и гармонии, бережном отношении к природе :

Слово учителя:

Молодцы! Сегодня мы с вами повторим сведения о тексте и его признаках: теме, основной мысли. Всё это проследим на материале писателей нашего края. Постараемся увидеть, как мастера слова владеют богатством нашего яркого, чуткого, музыкального языка, увидеть, как словами они мастерски рисуют удивительный мир русской природы. Постараемся сами, с помощью языковых средств, создать зарисовку нашей родной природы. В этом нам также поможет выставка репродукций Владимирского художника Бычкова Виктора Алексеевича, ваши рисунки о природе.

Лексико-стилистическая работа (этимологическая).

Слово учителя: Что значит создавать?

Ответ учащихся: Рисовать, творить.

Слово учителя: Давайте подберём и запишем однокоренные слова. (Творить, творец, творчество, творческий, натворить)

Выясним смысловые оттенки всех однокоренных слов.

(И, как всегда, справка о происхождении слова.

Творить. Общеславянское суффиксальное производное от той же основы, но с перегласовкой, что твёрдый, тварь. Тварь исходно - "сотворённое, творение, создание" далее - "живое существо, человек, животное".

Пейоративное (отрицательное) значение является вторичным и носит собственно русский характер.

Творить буквально - "делать порочным".)

Итак, мы будем творить (в значении создавать) работу о родной природе.

Запишите число, тему урока, эпиграф.

Часто мы говорим: "картины природы", "русская природа". А что можно увидеть в природе, что такое природа?

Ответ учащихся:

Небо, деревья, цветы, птицы и многое другое:

III. Работа с текстом. Чтение текста учителем.

Послушайте, как описывает родную природу в мае нам писатель Сергей Ларин.

У каждого месяца свои краски, мелодии, звуки и запахи, но особенно богат ими весёлый красавец май. У него привилегии ранней грозы и первого грома, самых свежих цветов и полёта гудящих жуков, устойчивого тепла и начала купанья.

Пышно расцветает воспетая в лучших песнях главная лесная невеста - чародейка черёмуха. Обильными весенними цветами богаты в мае дубравы и вырубки, просторные опушки и тихие елани.

В тёплый день сейчас самое время идти в весенний лес на свиданье с лучшими цветками майских рощ - ландышами.

- Можно ли эту группу предложений назвать текстом? Почему?

- Что такое текст?

Ответ учащихся:

Группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.

- Как связаны между собой предложения в тексте?

Ответ учащихся:

По смыслу и с помощью языковых средств.

- Как автор называет этот первый весенний месяц? Почему?

IV. Работа с текстом на распечатках.

Слово учителя: Ребята, понаблюдайте и докажите, какая группа предложений является текстом. Почему нельзя назвать текстом другое высказывание?

У сентября тоже есть своя характерная примета: золотая пора листопада.

Листья падают. Всякий человек много раз видел, как печально обнажаются рощи, как, тихо кружась в прозрачном воздухе, медленно, с мягким шорохом спускаются на землю золотые листья берёзы, пурпурно-красные - осин, разноцветные перья рябины. И всё-таки вновь удивляешься богатству осенних красок, их разнообразию.

(С. Ларин)

Лето было ясное, жаркое, обильное солнцем, но вот на несколько дней повисло ненастье. И сама река уже не та. В ней нет ни капризных излук, ни спокойных заводей с белыми лилиями и жёлтыми кувшинками, ни плачущих ив, склонённых над водой.

(С. Никитин)

- Что такое тема текста? Определите тему данного текста.

Ответ учащихся: То о чём говорится в тексте.

- Озаглавьте текст.

Ответ учащихся: Золотая пора листопада.

- Где можно "увидеть" тему текста?

Ответ учащихся: В заголовке.

- Как автор показывает золотую пору листопада?

- Какой художественный приём использует С. Ларин, рисуя картину осени?

Ответ учащихся: Олицетворение.

- Какими красками вы стали бы рисовать эту картину? Что вам помогает это сделать?

Писатель часто даёт нам "цепочку" не только определений - прилагательных, но и глаголов, наречий, существительных.

V. Работа с книгой.

В учебнике упр. 789 на тему "Золотая осень" дано сочинение пятиклассника. Прочитайте его.

- Понравилось ли оно вам? Чем?

- Какова тема текста? Как вы её понимаете?

- Полностью ли соответствует содержание сочинения теме?

- Как бы вы посоветовали ученику улучшить текст?

Мы говорили с вами, что в тексте предложения объединены темой и основной мыслью. В упр. 795 дан отрывок из произведения Вл. Солоухина, прочитаем его.

- Определите тему (о чём говорится?) текста?

- Определите основную мысль (что говорится?) текста?

VI. Чтение текста учителем.

Послушайте, как описывает родную природу в июне нам писатель Сергей Ларин. И подумайте над вопросами (вопросы записаны заранее на доску):

- Что объединяет эти тексты?

- Как оба автора относятся к изображаемому?

Благодарна и щедра наша среднерусская природа в первом, самом светлом летнем месяце. Ничто не сравнится с её красотой. Луга красны от обилия цветов. Цветут и кланяются долу наши любимые колокольчики, веселит глаза ромашка, голубеют васильки. Полное торжество цветов. И от этого человеку жить на свете приятнее.

Клены приосанились на полянках. Калина в цвету. У дубов - полный лист.

:По нашей земле можно без устали шагать босиком, вечно открывать новое для себя и людей, любоваться рассветами, слушать шёпот листвы, говор лесных ручьёв, далёкие раскаты грозы.

Ответ учащихся:

Объединяет эти тексты любовь к природе, одинаковый объект описания.

Оба автора одинаково относятся к изображаемому, оба любят природу, любуются ею и т д.

Слово учителя: Итак, мы попытались с вами выяснить, что такое основная мысль текста. Сделайте вывод, что передаёт основная мысль текста.

Ответ учащихся: Обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

VII. Работа над написанием сочинения-миниатюры.

Слово учителя:

Сегодня мы попробуем сами написать сочинение-миниатюру о родной природе.

Давайте вспомним, что такое миниатюра.

Ответ учащихся: В тетради-справочнике уже запись есть. "Очерк, рассказ или театральная пьеса небольшого размера"

Слово учителя:

Мы уже не раз с вами читали и восхищались миниатюрами И. С. Тургенева, М. М. Пришвина, В. Бочарникова. В. Бианки, Н. Сладкова и многих других писателей. Восхищались содержательным, поэтическим образом мастеров русского художественного слова, сумевших в малом по размеру сочинении сказать о многом.

Послушайте пожалуйста ещё одну миниатюру Вл. Солоухина из книги "Третья охота".

Рассказывать ли о берёзовом лесе? Рассказывать ли про берёзу?... Растут деревья-гиганты, существуют деревья-чудеса. Каждое дерево чем-нибудь полезно, каждое дерево красиво - одно цветами, другое листвой, третье осанкой и ростом:

Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал.

Он, берёзовый лес, хорош во всякую пору. И в марте, когда берёзы освещает солнце, набирающее весеннюю силу. Хорош берёзовый лес и в те дни, когда разворачиваются на берёзе изумрудные листочки:

На доске написаны темы сочинений-миниатюр:

  • "Проталинка"
  • "Проталинка в лесу"
  • "Берёзкам холодно"
  • "Уж тает снег"
  • "Сентябрь - чародей цвета"
  • "Вот дождик брызнул"

Слабым учащимся предлагается:

Своя тема на листочке с предложением - используй начало или конец:

"Улыбаешься без всякой причины"

"И смотрят, весело синея,
В кустах подснежников глаза"

Готовый текст писателя с заданием - списать, подчеркнуть "ключевые слова", добавить несколько слов о том, понравился ли текст и почему.

VIII. Написание сочинения-миниатюры.

Звучит музыка П. И. Чайковского из альбома "Времена года" - март. Песня жаворонка.

IX. Домашнее задание (записано на доске).

  • Прочитать теоретические сведения о тексте и его признаках параграф 101 - 102.
  • Дописать сочинение-миниатюру (кто не успел).