Ознакомление с окружающим миром "Охрана окружающей среды". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: воспитание толерантного отношения у обучающихся к окружающей среде.

Задачи.

  • В совместной деятельности сделать вывод о том, окружающая нас среда нуждается в нашей помощи, учить вести себя правильно в жизненных ситуациях.
  • Развивать навыки самоконтроля, умение анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.
  • Воспитывать аккуратность, культуру общения, взаимопомощь.

Оборудование: учебник “Мы и окружающий мир” авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; карточки для групповой работы, иллюстрации “Живая и неживая природа”, “Влияние деятельности человека на окружающую среду”, старичок - Лесовичок, экологические знаки, карточки – знаки “-”, “+”.

I. Организационный момент, психологический настрой.

– Ребята! Сегодня на уроке окружающего мира нам предстоит интересная и важная работа. Чтобы с ней справиться, нам необходимо внимание, взаимопомощь и смекалка. Всё это у нас есть, и я уверена, что мы с этой работой справимся.

II. Актуализация знаний.

1. Стихотворение.

– А начнём мы нашу работу со стихотворения. Я вам читаю, а в конце стихотворения вы должны ответить хором.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Туча в небе проплывает.

Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг …. (природа)

– Что же такое природа? (Ответы учащихся)

Основу окружающего мира составляет природа. Природа – это всё то. Что существует независимо от человека и не создано им.

2. Игра “Не ошибись!” Работа в парах. Перед вами на партах лежат конверты и таблицы. Достаньте из конвертов карточки. Разделите их на группы.

– Сколько групп у вас получилось? (3 - Живая природа, неживая природа, предметы, сделанные руками человека) (2 – Природа, предметы, сделанные руками человека)

– Покажите и назовите объекты живой природы. Проверьте, так ли у вас получилось. (Проектор – какие ещё объекты живой природы вы знаете?)

– Покажите и назовите объекты неживой природы. (то же самое)

– Покажите и назовите то, что сделано руками человека (дом, самолёт, книга)

3. Беседа по вопросам (со всем классом).

– Кто из вас, ребята знает, из чего человек сделал все эти предметы? (Дом из камня, окна из дерева, крыша – черепица из глины. Книга из древесины деревьев. Самолёт из металла – алюминия, его получают из руды, которую добывают из земли.

– Ребята, как вы думаете, для человеку нужны эти все вещи?(Дом защищает человека от непогоды, из книг человек узнаёт что – то новое, учится; самолёт помогает ему преодолевать огромные расстояния.

4. Вывод. А). Человек стал использовать для своих нужд предметы живой и неживой природы. Б). Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но иногда наносит огромный вред природе. Это грозит тяжёлыми последствиями человечеству.

III. Новая тема.

1.Кроссворд. Для продолжения нашего урока мы с вами разгадаем кроссворд.

1. Очень много силы в нём
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто сотню лет он рос. (слон)

 

5. Сладкий, но не шоколад.
Круглый, но не виноград.
Хвостик, как у поросёнка,
Полосатый, как халат (арбуз)

2. Говорят, они воришки.
Эти серые малышки.
И шумливы, и драчливы,
Всё щебечут: “Чьи вы, чьи вы?”
(Воробей)

 

4. Голубой лужок, голубой бережок.
Голубеет всё вдали –
Какие цветы зацвели? (незабудки)

 

3. Всё жужжит она, жужжит.
Над цветком кружит, кружит.
Села, сок с цветка взяла,
Мёд готовит нам … (пчела)

– Прочитайте, что за слово в середине получилось? (Среда)

2. Работа над новым понятием “окружающая среда”.

У этого слова несколько значений в словаре. Может быть, кто – то назовёт хотя бы одно? Придумайте словосочетания со словом среда. (Воздушная среда, водная среда, среда обитания)

1. Среда – вещество заполняющее пространство, а также тела, окружающие что–нибудь (воздушная среда, водная среда)

2. Среда – третий день недели.

3. Среда – окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества – организмов.

А нам на урок нужно вот это понятие: окружающая среда – у нас в классе есть дети, которые всегда помогают учителю. Сегодня мне помогала Катя Воронцова (она нашла значение этого словосочетания)

Окружающая среда – это всё живое и неживое вокруг нас.

3. Сообщение темы урока. Вот так и называется тема нашего урока “Охрана окружающей среды”. А нужно ли охранять окружающую среду?

4. Работа по иллюстрации. Посмотрите на иллюстрацию, что вы можете сказать по этой картине. (ответы уч – ся) Красивое место: течёт река, в ней хочется искупаться. Кругом зелень: трава, цветы, деревья. Поют птицы, стрекочут кузнечики. Замечательное место.

Голубое небо, кругом зелёные деревья. Речка чистая, прозрачная, камушки видно. Наверное, и рыба водится. Очень красивое место.

5. Старичок – лесовичок. Ребята, у нас гость. Как всегда к нам пришёл старичок - Лесовичок. Но что – то он грустный. Послушаем его историю.

– И я жил в таком же прекрасном месте. Но вдруг всё изменилось. Трава не растёт, деревья погибают, птицы не поют, кузнечики не стрекочут, рыбы в реке нет. Вот такой стала природа около моего домика. Помогите нам лесным жителям. (Показ иллюстрации – где всё живое погибло)

– Ну, что, ребята, поможем старичку – Лесовичку? (Да!)

А как мы можем помочь? (Дети: нужно сначала узнать, что же стало причиной изменения в лесу. А когда узнаем – подумаем, как помочь!!)

6. Работа по картинке в учебнике. Рассмотрите рисунок. Расскажите, какая связь существует между деятельностью человека, живой и неживой природой.

Итак, построили на берегу озера завод, и этот завод принёс много бед всем обитателям леса.

1. Ребята 1 ряда расскажут нам о том, какие изменения произошли в атмосфере (воздухе).

2. Ребята 2 ряда расскажут, что произошло в озере (в воде).

3. Ребята 3 ряда – какие изменения произошли с деревьями и травами (с почвой).

(Рассказы учащихся)

1) Из труб завода в атмосферу выбрасываются клубы чёрного дыма, разные газы и сажа. Это всё приводит к изменениям в атмосфере. Бывает выпадают кислотные дожди, которые уничтожают всё. (иллюстрация гибели лесов).

2) Из труб завода в озеро выливается грязная вода, это приводит к гибели микроорганизмов, живущих в воде, к гибели растений водных, рачков, насекомых и рыб. В воде мы видим плавают консервные банки.

3) Из- за загрязнения погибли растения, нечем стало питаться мелким и крупным животным, также погибли и деревья, а деревья давали пищу и дом птицам. Птицы тоже погибли. Из – за того, что люди не побеспокоились о безопасности всего живого вокруг завода – всё погибло.

7. Обобщение. Разнообразно воздействуя на окружающую среду, человек сам постоянно испытывает её влияние, как и все прочие организмы, мы зависим от среды обитания.

IV. Физминутка.

Как живёшь? Вот так! Ждёшь обед? Вот так!
А плывёшь? Вот так! Машешь вслед? Вот так!
Как бежишь? Вот так! Утром спишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так! А шалишь? Вот так!

V. Закрепление.

1. Работа по учебнику. С. 34. Мы выяснили, что же произошло с домом старичка – лесовичка. Но как ему помочь?

Чтение статьи. Ответы на вопросы.

- Что интересного узнали? Природа сама пытается бороться с загрязнениями. Растения очищают воздух от газов и пыли. Стараются все: и лопух, и крапива, и любой куст. Но возможности природы не беспредельны, поэтому и мы, люди, должны помочь природе.

2. Как помочь природе? (Устанавливать фильтры на трубах, прежде, чем выливать использованную воду в водоёмы,её нужно очищать. На многих предприятиях используют круговорот воды: использованную воду очищают и снова используют для нужд, а потом опять очищают. Беречь электроэнергию, высаживать новые леса, не лить зря воду, не выбрасывать мусор, где попало.)

– А что же посоветуем старичку – Лесовичку? То, что уже было сказано и посадить деревья, посеять травы, а если будет трава, деревья, чистая вода и воздух, прилетят птицы, появятся жуки, бабочки и.т.д.

3.Вывод. Если люди будут выполнять эти условия, то они станут природе друзьями.

– А как мы с вами, ребята, можем участвовать в охране окружающей среды?

(Сбор макулатуры, меньше будут рубить деревья; полиэтиленовые пакеты – в магазин ходить со своими сумками (сейчас объявлена акция “пакет”), участие в экологических акциях:

22 марта – День Земли (“Верните чистоту рекам”), 27 марта – Час Земли и др. Всё это мы будем изучать на других уроках – на слайде.

4. Знаки старичка – Лесовичка. (Хорошие и плохие – распределить) Эти рисунки распределить по кругам: красный – плохо, зелёный – хорошо.

5. Вести из леса. Использование карточек: (+, -) Сценки с героями. Кто к нам обращается – назовите и скажите, хорошая это новость или плохая?

1. Я рос на красивой полянке, покачивая своими колокольчиками на ветру… И вдруг – мне на голову высыпали какой – то мусор. Мои синие головки сломаны. Ну можно ли так поступать? (обращается колокольчик – новость плохая)

2. А у нас всё хорошо – нашу речку Тугай очистили от всякого мусора, не выливают грязную воду, расчистили русло. Нам теперь раздолье, можем плавать в своё удовольствие. (Рыбки - новость замечательная)

3. Туристы на берегу свой костёр не залили, тряпки и бумажки не собрали, банки и склянки оставили. Наш муравейник разворошили. Нам теперь нужно его восстанавливать. (Муравьи – очень плохой поступок, мало того, что намусорили, так ещё испортили жилище муравьёв, а муравьи – санитары леса. Плохой поступок)

4. А у нас – радость, пришёл человек с фотоаппаратом, сфотографировал нас. И всё приговаривал: “Какие замечательные!” и фотографию принести обещал и исполнил. Вот какие мы!! (Подснежники – очень хороший поступок).

VI. Домашнее задание.

– У кого есть желание, можно нарисовать рисунок по теме “Береги родную природу”, знаки “Будь природе другом” или добрые дела людей.

VII. Итог урока.

– Что было на уроке главное? Кто запомнил, что нужно сделать людям, чтобы не было проблем у жителей лугов, лесов, озёр, рек? Что было на уроке интересного?

Самооценка детьми своего эмоционального состояния на уроке (солнышки - тучки).

Спасибо за работу!!!