Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Методическая разработка занятия археологического кружка:

"Наскальная живопись"

Аннотация: это занятие прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК; служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека.

Цель: развитие художественного вкуса у учащихся, формирование интереса к древним видам искусства, овладение практическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности.

Задачи занятия:

1. воспринимать и анализировать древние художественные произведения;

2. научится применять художественно-выразительные средства живописи;

3. выполнять творческие задания;

Материалы: уголь, сангина, гуашь, гипс, фанера, клей ПВА, газеты;

Время :реализуется в течение 2-х занятий археологического кружка, что обусловлено технологией создания имитации наскальной живописи.

Ход занятия

Этап Содержание Примечание
Вводная  лекция Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности. Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано.

Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное?

Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

Особенности живописи палеолита:

  • Изображения очень реалистичны, точны в деталях.
  • Передаётся динамика движения.

- в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.

- в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы.

- использование широкой палитры красок

- Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени - "Сражающиеся лучники".

А закончить данный рассказ мне хотелось бы стихотворением Валентина Берестова "Первые рисунки".

Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел слепить горшок из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней стремительно живой
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылён.
Упал, и, умирая, шевелится,
И кровь глотает раненный бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком лёгким, тонкою резьбой.

Итак, приступим к работе!

Данный материал напоминает учащимся изученный ранее материал, вводит в тему.
1 этап - подготовка "стены" - основы Первый этап подготовки - это формирование "стены" - основы.

Затем, методом папье-маше формируется основа.

Заготовка может быть изготовлена из фанеры или использована фоторамка большого размера.

Лучше использовать старые газеты, их проще будет закрашивать в дальнейшем.

Последний слой накладывается так, чтобы укрыть рельефные участки равномерно. "Основа" готова. Теперь ей необходимо просохнуть (в среднем хватает 24 часов).

2 этап - изучение примеров наскальной живописи, создание собственного эскиза. На выбор учащимся предлагаются репродукции наскальной живописи.

Изучив их, они должны определить какое изображение они будут имитировать, или же создать свою композицию.

Реализация данного этапа не представляет сложности, так как необходимый материал есть и в школьных библиотеках, и широко представлен в сети Интернет.
3 этап - тонирование основы, роспись стены. На готовую стену-основу наносится слой штукатурки

img7.jpg (9274 bytes)

Итак, поверхность готова, ей лишь необходимо немного просохнуть.

Теперь можно приступать к росписи "стены".

А вот и итог работы:

Используется гипс, который, в зависимости от выбранного варианта рисунка, можно подкрасить тонером.

 

 

Покрывать поверхность необходимо быстро, так как раствор быстро твердеет. После работы немедленно промыть кисточку и емкость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунки можно наносить углем, сангиной, гуашью. Данный этап нечем не ограничивается, только фантазией и художественными навыками ребенка.

4 этап - подведение итогов. По окончании работы над имитацией "стены" необходимо подвести итоги, оценить и обсудить с участниками полученные работы, также можно устроить импровизированную выставку, как для членов кружка, так и для других учащихся школы.  

Список использованной литературы:

1. Дмитриева Н.А.Краткая история искусств.Вып.1.От древнейших времен до XVI века.-М.:Искусство,1988.

2. Энциклопедия для детей.Т.7. Искусство.-2-е изд.,/Глав.ред.М.Д.Аксенова-М.:Аванта+,2005.

3. АлпатовМ.В.Искусство.Книга для чтения.Изд.3-е,исп. и доп.-М.:Просвещение,1969.

4.Любимов Л.Искусство Древнего мира.-М.,Просвещение.-1980.