Открытое занятие "Путешествие в страну Театралию"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Ход занятия

I. Организационный момент занятия.

Педагог: (Приветствие)

– Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы вновь на занятии в нашей театральной студии.

Стих (фоном звучит музыка)

Театр – здесь искусства в едино сплелись.
Театр – здесь мечта и реальность слились.
Театр – здесь все помыслы тянутся ввысь.
И чудо рождается здесь с третьим звонком.

Педагог (дает три звонка): Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на занятии в нашей театральной студии. Сегодня мы продолжаем наше знакомство с миром театрального искусства и я вас сегодня приглашаю немного попутешествовать. Но что бы наше путешествие было приятным, проверим, все ли готовы к путешествию, что важно в путешествии?

Воспитанники: Хорошее настроение.

Педагог: Правильно!!! Давайте же каждый пожелает, что-то хорошее друг другу перед началом нашего пути.

Воспитанники желают друг другу хорошего настроения, ничего не бояться, узнать много нового, познакомится с чем-то новым и т.д.

Педагог: Спасибо всем. А куда же мы с вами сегодня направимся? Наша дорожка поведёт нас в волшебную страну «Театралию». А попадем мы в неё при помощи волшебной палочки. На счёт «раз, два, три» по взмаху палочки мы окажемся в этой стране. И так «раз, два, три»!

Звучит музыка.

Педагог: Я рада всех вас встретить в стране «Театралия»! А я муза театра Мельпомена!!! Всем добро пожаловать!

II. Основная часть занятия

1. Сообщение темы, цели, задач занятия.

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с жителями этой страны, актерами. А знаете ли вы кто такие актеры?

Воспитанники отвечают на вопрос.

Педагог (рассказ с презентацией): Сейчас я вам немного расскажу, кто же такие актеры театра и откуда они появились? (Приложение 1)

Понятие «Театр» произошло от греч. «theatron» – что в буквальном переводе означает место для зрелищ, само зрелище. Идея о театре появилась в древней Греции, и только потом уже окрепла и проросла могучими корнями в сферу искусства в том значении, к которому мы привыкли. Первоначально же, рождение театра связано с обрядовыми играми, посвященными богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Последнему, из всего пантеона Богов, греки уделяли особое внимание. Дионис, считался богом творческих сил природы, виноделия, а впоследствии и вовсе назван богом поэзии и театра. На посвященных ему праздниках, распевали торжественные карнавальные песни, ряженая свита устраивала праздничное шествие, мазала лицо винной гущей, надевала маски и козлиные шкуры (оказывая тем самым почтение богу, он изображался в виде козла). Вот отсюда театр и получил свое начало. Из обрядовых игр выросли жанры: трагедия и комедия, являющиеся основой драматургии. Интересен тот факт, что в греческом театре все роли играли только мужчины. Актёры, которых на сцене было двое, выступали в огромных масках и на котурнах (обувь на высокой платформе). Декораций не было. Женщины допускались на представления в исключительных случаях и сидели, как правило, отдельно от мужчин.

Педагог: Но вот ребята мы с вами познакомились с историей появления первых актеров. А сейчас раз мы с вами в стране «Театралии» то мы, ненадолго, становимся её жителями, а значит актерами. Но что бы нас приняли жители нам необходимо научиться тому, что умеют и знают актеры. А что должны уметь актеры?

Воспитанники отвечают на вопрос.

Педагог: Правильно актеры должны уметь пользоваться мимикой своего лица. А что же такое – мимика лица?

Воспитанники отвечают.

Педагог: Мимика (от греч. mimikos – подражательный): 1) выразительные движения лицевых мышц соответственно переживаемым чувствам, эмоциям, настроениям; 2) искусство выражать чувства и мысли движениями мускулов лица и соответствующими жестами. Поэтому мимику называют языком чувств.

Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду, внимание и т. д.

Педагог: Давайте и мы попробуем определить, что же за настроение у жителей страны «Театралии», они нам прислали свои фотографии. (Приложение 2)

Воспитанники по слайдам говорят, что за эмоции выражает то или иное лицо и почему они так думают.

Педагог: Молодцы. А что же ещё должны уметь хорошо актеры?

Воспитанники отвечают, если нет, педагог им подсказывает.

Педагог: Правильно, это умело и правильно пользоваться своим телом, быть пластичными. А что же такое «пластика актера»?

Воспитанники отвечают на вопрос.

Педагог: Правильно, пластика движения это согласованность, соразмерность движений и жестов, создающие общее впечатление гармонии.

И сейчас я для вас приготовила задание. Каждый вытягивает из волшебного мешочка себе задание, в котором проситься показать нам при помощи жестов и мимики какое ни будь животное или предмет. Каждому выпадет задание, а когда кто-либо показывает, остальные смотрят и должны определить, что это за предмет или животное.

Воспитанники тянут бумажки и выполняют задание (Приложение 3).

Педагог: Молодцы, я думаю, что у всех всё получилось.

В искусстве воплощения различных образов актёру помогают развитое воображение, вера в предлагаемые обстоятельства, красивая речь, выразительная мимика и множество других «приспособлений». Не меньшую, а то и главную роль в этом процессе играет важный инструмент актёра – его собственное тело. Чтобы наиболее полно передать характер, личные особенности, чувства и эмоции изображаемого персонажа, мы должны в полной мере управлять своим телом.

Педагог: Искусство перевоплощения вот ещё чем должны владеть актеры. Что же это значит.

Воспитанники отвечают на вопрос.

Педагог: Правильно, Перевоплощение в театре, способность актёра действовать на сцене в образе другого человека; творческая основа, отличительная особенность актёрского искусства. Голос, дикция, пластика, темперамент актёра, его грим, костюм являются средствами, с помощью которых достигается Перевоплощение.

Сейчас и я вам предлагаю попытаться перевоплотиться в образы. Я снова достаю свой волшебный мешочек, и в нём каждому достанется роль. И мы с вами попытаемся сыграть мини-спектакль.

Воспитанники: тянут листочки с ролями.

– Итак, наш с вами спектакль называется «Цыган и конь».

Действующие лица:

Занавес, Воробей, Ветер, Пес, Хозяйка, Хозяин, Цыган-вор, Лошадь

Занавес.
Ночь. Завывает ВЕТЕР. Раскачиваются деревья. Между ними пробирается ЦЫГАН–ВОР, он ищет конюшню, где спит ЛОШАДЬ. Вот и конюшня. Спит ЛОШАДЬ, ей что-то снится, она слегка перебирает копытами и тихо ржет. Недалеко от неё пристроился на жердочке ВОРОБЕЙ. Он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице, на привязи спит ПЕС. Из-за шума деревьев не слышно, как ЦЫГАН-ВОР пробирается в конюшню. Вот он хватает ЛОШАДЬ за уздечку. ВОРОБЕЙ зачирикал тревожно. ПЕС отчаянно залаял. ЦЫГАН уводит ЛОШАДЬ. ПЕС заливается лаем. Выбежала из дома ХОЗЯЙКА, заохала, закричала. Выскочил с ружьем в руках ХОЗЯИН. ЦЫГАН убегает. ХОЗЯИН ведет ЛОШАДЬ в стойло. ПЕС прыгает от радости. ВОРОБЕЙ летает вокруг. ВЕТЕР продолжает завывать. ХОЗЯИН гладит ЛОШАДЬ и бросает ей сена. ХОЗЯИН зовет ХОЗЯЙКУ в дом. Все успокаивается. Спит ПЕС, дремлет ВОРОБЕЙ на своем прежнем месте... Стоя засыпает ЛОШАДЬ, она изредка вздрагивает и тихо ржет.
Занавес.

Педагог: Молодцы!!! Вы все отлично справились с заданием!!! Я уверена, вы станете настоящими жителями страны «Театралии», настоящими актерами. Что ж а нам пора возвращаться в нашу аудиторию, и по взмаху волшебной палочки мы снова окажемся на нашем занятии. Раз, два, три!

Педагог: Ну что ребята наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам занятие? Что нового узнали?

Воспитанники отвечают на вопросы.

III. Рефлексия

Педагог: А сейчас я предлагаю вам оценить себя самостоятельно. Перед вами лежат карточки (Приложение 4), вы должны из них выбрать того смайлика, который выражает эмоцию, что осталась у вас после нашего занятия.

Дети выходят по одному, показывают смайлик и говорят о своих впечатлениях.

Педагог: Отлично, пусть же эти смайлики останутся вам на память о нашем сегодняшнем путешествии. На следующем занятии мы продолжим знакомиться с волшебным миром театра и его жителями.
Наше занятие закончено. Спасибо! Мы с вами сегодня хорошо поработали. До свидания!