Интегрированный урок развития речи (русский язык + ИЗО). 7-й класс. Художественное описание внешности человека

Разделы: Русский язык

Класс: 7


(Приложение 5: слайд 1)

Цель:

  • познакомить учащихся с творчеством великих русских художников И.Репина, В.А.Тропинина, В.И. Сурикова, В.Серова, А.Г.Венецианова;
  • показать особенности художественного творчества авторов детских портретов в раскрытии богатого духовного мира ребенка;
  • соотнести способность видеть прекрасное в лице маленького человека и возможность найти в себе нечто неповторимое каждым из смотрящих на произведение искусства;
  • закрепление умения описания внешности;
  • закрепление умения отбирать языковой материал для текста - описания внешности;
  • формировать умение анализировать произведение живописи; редактировать текст;
  • способствовать воспитанию чувства прекрасного; развитие эстетического вкуса учащихся.

Оформление:

  • презентация к уроку;
  • репродукции картин русских художников И.Репина, В.А.Тропинина, В.И.Сурикова, В.Серова, А.Г.Венецианова;
  • карточки с рабочими материалами к сочинению-описанию.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания (упр.519. 2-3 работы).

3. Работа по теме урока.

а) Вступительное слово учителя. (Приложение5: слайд 2)

Описание внешности человека, так же как и Другие виды описания, может быть деловым, научным и художественным. Мы изучаем художественное описание.

Основное в таком описании - найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать словами. Это может быть связано с манерами, походкой описываемого, с его занятиями и профессией, с особенностями его характера.

Через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему.

"Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые так и горели"

- Что мы можем сказать о характере описанного человека?

(скромна и застенчива). Можно текст о И. Репине. (Приложение 1)

- Как называется в художественном произведении такое описание?

- Что такое портрет? (Приложение 5: слайд 3)

В словаре С. И. Ожегова читаем:

Портрет -

1. Изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.

2. Перен. Художественное изображение, образ литературного героя.

В литературоведческом словаре:

Портрет - в литературном произведении изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

В литературе чаще всего встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

- А что такое портрет с точки зрения живописи?

б) Выступление учителя ИЗО.

Что обычно изображается на портрете?

Человек. Он может быть изображен в полный рост, по пояс, мы можем видеть на портрете только лицо человека.

Портрет является одним из жанров живописи, графики и скульптуры.

Слово "портрет" берет начало от латинского глагола, обозначающего "извлекать на поверхность", "выявлять", "обнаруживать".

Создавая портрет, художник-живописец кистью и красками "выявляет" существенные, индивидуальные черты человека. Передача внешнего сходства - обязательное требование, предъявляемое к этому жанру.

Но, воспроизводя облик человека, художник всегда стремится "обнаружить", раскрыть сущность его характера, проникнуть в бездонные глубины его внутреннего мира. Герой портрета - всегда живой, конкретный, реально существовавший или ныне здравствующий человек. За каждым портретом - его творческая история, жизнь героя художественного полотна.

4. Дети - герои портретов русских художников.

а) Рассказ учителя ИЗО:

Одним из известнейших портретистов в живописи является Василий Андреевич Тропинин (Приложение 5: слайд 4), который открыл детскую тему в русском искусстве. Романтиков привлекала личность ребенка, живущего не столько разумом, сколько чувствами, чистота его сердечных порывов.

Первым московским портретистом называли по праву Василия Тропинина. Он был крепостным художником. Страсть к рисованию проявилась у художника еще в детстве.

Он учился в Академии художеств на правах вольно приходящего ученика, крепостным запрещалось учиться в Академии. Главным делом жизни Василия Тропинина стало рисование портретов. До Тропинина дети на портретах были похожи скорее на кукол, маленькие взрослые с кукольными лицами и деревянными фигурками. (Приложение 5: слайд 5)

б) Учитель русского языка:

Одним из ранних портретов является портрет сына художника. (Приложение 5: слайд 6)

В учебнике есть репродукция с этой картины. Опишите словами, что вы увидели, почувствовали.

Дети делятся своими впечатлениями. Оформляют записи.

Этот портрет замечателен своей непосредственностью.

Мальчик кажется застигнутым в момент игры. Его золотистые волосы растрепаны, живые карие глаза скошены в сторону. Искусство XVIII века изображало детей, как маленьких взрослых, с кукольными личиками и деревянными фигурками. Искусство последующего столетия как бы открывает детство, пытается постичь мир ребенка, живущего яркими, сильными, чистыми чувствами. Портрет сына впечатляет. Лицо мальчика написано теплыми, мягкими тонами, краски приглушены, обращаешь внимание сразу на глаза: в них и детское любопытство, и ничем не прикрытое лукавство, и детский азарт и в то же время чуть заметная взрослость.

Художник стремится запечатлеть внешность сына, но в то же время раскрыть его богатый внутренний мир, непосредственный и в чем-то наивный.

Продолжим наше путешествие по галерее детских портретов и сделаем, остановку у портрета этой девочки (Приложение 5: слайд 7)

Портрет написан известным художником Алексеем Венециановым. Его кисти принадлежат не только портреты, но и другие живописные работы.

- Какую деталь выделяет в портрете художник?

Перед вами портрет дочери художника. Милое детское лицо. И опять в центре внимания художника - глаза девочки. Ее взгляд устремлен куда-то вдаль. Создается впечатление, что девочку невозможно было уговорить позировать, ей хочется убежать, она ребенок, хочет играть, так лукаво выписаны ее глаза. Пухлый нос, яркие губы, розовые щеки. Портрет очень нарядный: девочка одета в легкое зеленое пальто с белой отделкой, на голове у нее детский капор. Портрет занимает почти всю часть полотна.

А вот другой портрет - "Захарка". В учебнике.

Какие черты характера уловил автор в своем маленьком герое?

Этот портрет не похож на все остальные в творчестве А. Венецианова. Он бьет через край полнотой и энергией жизненных сил. Захарка привлекает своей активностью, жизненной обстоятельностью, мальчишеской твердостью.

в) Учитель ИЗО

Творчество В. И. Сурикова не назовешь портретным. Художник прославился написанием исторических картин, на которых он изображает важные события в жизни России.

Но среди многих картин художника есть и детский портрет.

На нем художник изображает одну из своих двух дочерей - Олю, ставшую в замужестве Кончаловской. (Приложение 5: слайд 8). Девочка изображена в полный рост. Она стоит спиной к печке. Как будто проходила мимо с куклой в правой руке, и ее остановили, чтобы написать портрет.

Один из самых чистых детских портретов XIX века.

Опишите портрет.

Милое детское лицо, пухлые щеки, черные волосы, красивые глаза, прямой носик, пухлые губки, нарядная одежда. Очень похожа на своего отца - великого художника.

Художник вводит нас в духовный мир своей дочери - мир детства, мир мечты, мир игры.

Великим русским портретистом по праву называем мы Валентина Серова. Кисти мастера принадлежат такие известные работы, как: "Девочка с персиками", "Дети", "Мика Морозов" и другие. (Приложение 5: слайды 10, 11, 12)

"Девочка с персиками" (Приложение 5: слайд 9).

Серову очень хотелось написать такую картину, чтобы люди смотрели на нее и чувствовали, как хорошо жить на свете, как прекрасна жизнь. Но какой будет эта картина, Серов не знал.

г) Учащиеся описывают портрет девочки.

В "Девочке с персиками" (1887) изображена дочь С. И. Мамонтова, Вера. Серов писал ее с натуры, в одной из комнат абрамцевского дома. Сеансы шли ежедневно около месяца, но живопись сохраняет свежесть непосредственного впечатления. Недаром сам Серов не раз говорил, что живопись - это большой труд, но писать надо так, чтобы не было видно этого труда. Вся сцена как бы выхвачена из жизни: живая и бойкая кареглазая девочка подсела к столу и взяла в руки персик. Сюжет - простой, но сколько жизненного очарования в этой сцене, в обилии воздуха и света, льющегося из больших окон в комнату, в свежести и светлоте колорита, наполняющего картину тонким ощущением радости жизни! Произведение переросло рамки простого портрета, тем более "этюда" (как скромно было обозначено в каталоге выставки), это картина, картина о детстве, ведущем в многообещающую жизнь. Краски ее чисты к светлы, как само детство этой девочки. Розовая кофточка, белая скатерть, белый простенок с белой же майоликовой тарелкой на нем, солнечная зелень старого сада за окном - все это оттеняется глубокими коричневыми тонами спинок стульев и каштановых волос Веры и ее синим бантом. Молодой художник внимательно прослеживает тонкие изменения цвета предметов на свету и в тени, подмечает живописные детали, помогающие раскрытию образа: например, загорелая кожа лица девочки - такая же матовая и смуглая, как те персики что лежат перед ней. Вглядитесь в картину. Что сразу же привлекает нас?

Лицо девочки, ее глаза. Они словно притягивают к себе.

Смотришь на картину, и, кажется, что и ты находишься в этой светлой комнате. Ты словно можешь подойти к этому столу, потрогать скатерть, персики, серебряный ножик, подсвечник на окне или раскрашенную игрушку - солдата-гренадера, который выглядывает из-за плеча девочки; можешь пройти в другую комнату, сесть на стул возле окна...

В комнате так много света, простора, воздуха!

Для чего художник так подробно выписывает все детали, которые окружают девочку?

Фигурка гренадера, и блюдо на стене, и блики на спинках старинных стульев, и легкие тени от персиков на скатерти, и веселая зелень сада за окнами - все служит тому, чтобы ты почувствовал ласковое, летнее тепло комнаты, в центре которой находится девочка с персиком в руках.

Посмотри, как живо написаны персики: так и хочется откусить!

Летний, солнечный день. Юный человек. Верочка Мамонтова. В тот год ей исполнилось двенадцать лет.

Живопись волшебна. Ты будешь подрастать, взрослеть, а Верочка навсегда останется такой, какой изобразил ее художник более ста лет назад.

Еще один герой картины "Мика Морозов".

Перед нами ребенок. Полуоткрытые губы, поблескивающие зубы, широко раскрытые глаза. А руки! Мика уже взялся за подлокотники кресла, сейчас сделает усилие, оттолкнется и побежит...

В портрете Микки Морозова - лицо четырехлетнего ребенка. Именно оно ярче всего выражает его порывистый характер.

Мика одет в белую рубашку. Этот белый, или, как скажут художники, холодный цвет подчеркивает, выделяет теплые, румяные краски щек, виска, шеи.

Все в этом портрете выразительно и красиво - порывистая фигурка мальчика и разноцветная спинка кресла, широко раскрытые, увлажненные глаза Мики и его пушистые каштановые волосы. Краски портрета светятся мягко и нежно.

Лицо Мики написано с такою же любовью и тщательностью, как и лица детей Серова, и как лицо Верочки Мамонтовой.

Требования к сочинению. (Приложение 2)

Необходимо найти свой подход, замысел, основную мысль, которая сделает сочинение цельным.

Сочинение должно быть последовательным. Нельзя повторять одну и ту же мысль по нескольку раз.

Описание нельзя подменять повествованием (рассказом, как ты познакомился с тем, о ком пишешь, что он любит, где живет, учится и т. д.).

Помните, что внешность человека, его одежда, манеры характеризуют его, помогают раскрыть его внутренний мир.

Художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке; в сочинении важно не перечисление всех компонентов портрета, а умение уловить, что характерно для данного человека, составляет его индивидуальность, главное в нем.

Редактирование текста.

Девочка у окна (Приложение 3)

У окна стоит девочка. О чем-то задумавшись, она смотрит вдаль. Эта девочка мне незнакома. Ее глаза черные, похожи на каштаны и большие. Брови похожи на крылья летящей птицы. Лицо розоватое, алые губы плотно сжаты. Ресницы длинные. Длинные черные волосы заплетены в одну косу. На косе большой белый бант. Одета она в коричневую юбку и бело-розовую кофту. Девочка красива.

- Сформулировал ли автор основную мысль? (Да; девочка красива.)

- Что помогает ему эту мысль раскрыть? (Описание больших глаз, похожих на каштаны (очевидно, все же глаза карие, а не черные); бровей, похожих на крылья летящей птицы (описание лица, длинных ресниц, черных волос, косы).

- Что можно опустить, поскольку оно не помогает автору решить его задачу? (Упоминание о плотно сжатых губах и об одежде - эти детали ничего не прибавляют к раскрытию мысли о красоте девочки) Очевидно, главная красота в лице этой девочки - глаза.

- Как лучше сгруппировать материал, относящийся к описанию глаз?

- Достаточно ли ярко они описаны? (о глазах, бровях, ресницах надо сказать сразу, а в цвете лица, лучше в самом начале сочинения).

(Приложение 4)

7. Выводы по уроку.

Домашнее задание: Упр.527 или сочинение по картине "Девочка с персиками".