Открытое мероприятие по литературному чтению "О чем нам книги говорят?"

Разделы: Начальная школа


Оформление зала.

1. Плакат.

В клуб пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!

2. Рисунки детей на тему: “Мой любимый сказочный герой”.

3.. Эмблемы для команд каждого класса – команды: “Буратино””, “Мудрые совята”, “Весёлые ребята”.

Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим игру – КВН.

Когда вы были совсем маленькими, ваши мамы и папы, бабушки и дедушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку Рябу, про репку. Сейчас вы уже школьники, и, конечно, знаете много сказок. Абсолютно каждый человек, каждый из нас находясь в раннем детстве, слушал сказки. Их чаще всего рассказывают теперь (в последнее столетие) детям. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.

Мы уже смогли убедиться, что русские народные сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами. Бывают сказки о животных. Бывают занимательные волшебные повествования об удивительных приключениях героя, будь это животное (тетерев, петух, журавль, заяц, медведь, лиса, волк, мышка, многие другие звери. Вымышленные персонажи - Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей многоголовый, Морской царь, Морозко, Колобок. Или сказочным прообразом служит вполне обычный человек: Иван - царевич, Хаврошечка, Елена Премудрая, солдат, царь, дети, родители, мужья и жёны. Всех персонажей, героев и не перечислишь. Бывают также короткие сказы о ленивых, глупых и упрямых людях, повествующие о быте и именуются нередко они бытовыми сказками.

Надеемся, что чтение текстов народных русских сказок принесло Вам новых, добрых знаний и доставило много положительных эмоций.

У нас три команды. И скоро мы узнаем, какая из них лучше знает сказки, кто будет быстрее, дружнее? А сейчас давайте с ними познакомимся!

Ведущий: I конкурс “Представление команд, приветствие”.

Ведущий: II конкурс “Разминка”. Каждой команде по очереди я буду задавать вопросы на школьную тему. После краткого обсуждения один человек из команды дает ответ.

Задания для 1 команды:

1. Пишет он, когда диктует,
Он и чертит и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)

2. В школьной сумке я лежу.
Как ты учишься – скажу. (Дневник)

3. Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто ее открывает – Многое знает. (Книга)

Задания для 2 команды:

1. Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятерка)

2. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

3. Школьный прозвенел звонок,
Завершается урок.
Отдохнуть всех непременно
Приглашает … (Перемена)

Задания для 3 команды:

1. За спиной огромный дом,
И пенал, и книжки в нем,
И тетради, и альбом –
Ходит в школу этот дом. (Ранец)

2. Любят нос совать:
И чертить и рисовать.
Все раскрашивают сами
Разноцветными носами. (Карандаши)

3. На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с первыми заданиями. Сейчас вашему вниманию будут предложены ситуации и несколько предполагаемых ответов. Посовещавшись, вы выбираете и сообщаете правильный ответ.

Конкурс III “Ситуации”

Ситуация для 1 команды:

Когда Печкин, почтальон из деревни Простоквашино, постучал в дверь, ему ответили:

  1. “Дерни за веревочку, дверь и откроется”.
  2. “У нас все дома”.
  3. “Кто там?”.

Ситуация для 2 команды:

Сергей Михалков рассказал о человеке огромного роста. Его звали:

  1. Емеля.
  2. Степан.
  3. Иванушка.

Ситуация для 3 команды:

В сказке “Волшебник Изумрудного города” у девочки Элли была собака по кличке:

  1. Артемон.
  2. Шарик.
  3. Тотошка.

Конкурс IV “Кроссворд”

Ведущий: Ребята, а умеете ли вы разгадывать кроссворды? Посмотрим, какая команда быстрее, а главное, правильно сможет это сделать.

(Командам раздаются кроссворды)

Приложение 1

Ведущий: Молодцы! Теперь внимательно послушайте следующее задание. Каждой команде нужно выбрать один из трех конвертов, в которых находятся названия сказок. Участникам команд за определенное время нужно подготовить и показать пантомиму, чтобы зрители догадались о названии сказки.

(“Колобок”, “Репка”, “Курочка - Ряба”)

Конкурс V “Угадайка”

Ведущий: Все команды отлично справились с заданием! И мы продолжаем нашу игру. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете названия сказок. Я раздам вам листы, на которых написаны неверные названия. Вы должны догадаться и рядом написать правильное название сказки. А чтобы было более понятно, мы попробуем отгадать верное название сказки со зрителями.

(“Кот в башмаках” - “Кот в сапогах”;

“Марья-Искусительница” - “Марья- Искусница”)

Названия сказок для команд:

  1. Царевна-индюшка. (Царевна-лягушка)
  2. По собачьему велению. (По щучьему веленью)
  3. Сивка-папаха. (Сивка-бурка)
  4. Иван-королевич и сивый волк. (Иван-царевич и серый волк)
  5. Сестрица Аленушка и племянник Никитушка. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  6. Петушок – золотой хохолок. (Петушок – золотой гребешок)
  7. Василиса Преглупая. (Василиса Премудрая)
  8. Елена Некрасивая. (Елена Прекрасная)
  9. Курочка-чёрна. (Курочка Ряба)
  10. Снежная корова. (Снежная королева)

Конкурс VI “Заморочки из мешочка”

Ведущий: Итак, мы переходим к следующему заданию. Вам нужно будет вынуть вопрос из мешочка, прочитать задание, за короткое время обсудить его и дать ответ.

Вопросы:

1. За кого вышла замуж Дюймовочка? (За крота)

2. У кого смерть на конце иглы? (Кощей Бессмертный)

3. Как звали собаку Мальвины? (Артемон)

4. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полет? (Ступа)

5. Как звали мальчика – луковку? (Чиполлино)

6. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)

7. Имя мальчика, который стал козленочком? (Иванушка)

8. Кто разрушил теремок? (Медведь)

9. В кого превратился Гадкий утенок? (В лебедя)

Конкурс VII “Тайны Волшебного сундучка”

Ведущий: Ребята, у меня есть чудесный сундучок. Там лежат сказочные вещи. Я буду задавать вам вопросы, а должны будете отгадать, что это за вещь и из какой она сказки.

Задания для 1 команды:

1. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла)

2. Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком стоят
Круглые ребятки. (Горох. “Принцесса на горошине”)

Задания для 2 команды:

1. У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Искал предмет он золотой.

(Ключик. “Золотой ключик, или приключения Буратино”)

2. С помощью этого предмета мы можем узнать температуру нашего тела. (Градусник. “Айболит”)

Задания для 3 команды:

1. Дом еще не родившегося птенца. (Яйцо. “Курочка Ряба”)

2. Чтоб грязнулею не быть,

Руки надо чаще мыть. (Мыло. “Мойдодыр”)

Конкурс VIII “Волшебный карандаш”

Ведущий: Ну, вот мы и подошли к последнему заданию. Команды должны будут нарисовать известного сказочного героя, но необычным способом. Рисовать вы будете по очереди, и каждому я буду говорить, что именно он должен рисовать.

Кот в сапогах:

  1. голова,
  2. уши,
  3. глаза,
  4. нос,
  5. рот,
  6. усы,
  7. туловище,
  8. хвост,
  9. передние лапы,
  10. задние лапы,
  11. сапоги,
  12. шляпа,
  13. ремень.

Ведущий:

Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивший успех!

Молодцы! Вы оказались отличными знатоками сказок. Я благодарю вас всех за участие.

(Подводятся итоги игры)

Приложение

I. Кроссворд на тему: “О чём нам книги говорят”

По горизонтали:

3. Самый хитрый зверь в сказках?

5. Работа кормит, а ….. портит.

По вертикали:

1. Как называется герой сказки, который съел семерых козлят?

2. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.

4. Как называется сказка, в которой есть такие слова: “Тянут – потянут, вытянуть не могут”?

II. Игры для зрителей

1. “Кто есть кто?” Отгадать имена сказочных героев, переставив буквы местами.

  1. Минальва – Мальвина
  2. Ушколаз – Золушка
  3. Бурчекаша – Чебурашка
  4. Ушиванка – Иванушка
  5. Рымдойдо – Мойдодыр
  6. Госкуречан – Снегурочка
  7. Чмокайводю – Дюймовочка
  8. Салоручка – Русалочка

2. Загадки

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит)

2. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется… (“Три поросенка”)

3. Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила!
Кто читал такую книжку,
Знаете эту девочку – малышку? (Дюймовочка)

4. Она по полю пошла,
В поле денежку нашла,
Самовар себе купила
И гостей чайком поила.
Веселились все вокруг,
Но вмешался злой паук...
Пауков боится Муха, Муха -... (Цокотуха)

5. Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота...
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она... (“Белоснежка и семь гномов”)

6. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой книжки... (“Маша и медведь”)

7. Укатился он из дома
По дороге незнакомой...
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный... (Колобок)

8. С Пятачком он ходит в гости,
Любит мед, варенье просит...
Это кто, скажите вслух!
Медвежонок... (Вини-Пух)

9. Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?.. (Незнайка)

10. Такое лишь в сказке волшебной случается:
Карета из тыквы большой получается!
В чудесном наряде, легка, словно перышко,
Со сказочным принцем знакомится... (Золушка)

11. Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый... (Чебурашка)

12. У синьора Помидора
Льются слезы от позора:
Не хватай за чубчик длинный
Ты озорного... (Чиполлино)

13. “Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое...” -
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает... (Курочка Ряба)

14. Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал... (Буратино)

15. Ее перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живет... (Жар-птица)

16. “Ребята, ребята, давайте жить дружно!
Не нужно ругаться и злиться не нужно,
Ведь даже травинка чувствует боль!” -
Поет добродушно кот... (Леопольд)

17. Всех грязнуль отчистит быстро,
Всех нерях умоет чисто
Умывальников начальник
И мочалок командир -
Знаменитый... (Мойдодыр)

18. Подарит новое корыто,
И новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывет удача!
Исчезнет все, и в море зыбком
Растает золотая... (Рыбка)

19. Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда!
“Подайте мне плетку!”, - гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Барабас)

20. Показался желтый бок,
Только я не колобок,
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня. Я… (Репка)

За кого вышла замуж Дюймовочка?

У кого смерть на конце иглы?

Как звали собаку Мальвины?

Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет?

Как звали мальчика – луковку?

Кто из обитателей болота стал женой царевича?

Имя мальчика, который стал козленочком?

Кто разрушил теремок?

В кого превратился Гадкий утенок?

3. Назови сказку.

Царевна-индюшка. (Царевна-лягушка)

По собачьему велению. (По щучьему велению)

Сивка-папаха. (Сивка-бурка)

Иван королевич и сивый волк. (Иван царевич и серый волк)

Сестрица Алёнушка и племянник Никитушка. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Петушок – золотой хохолок. (Петушок – золотой гребешок)

Василиса Преглупая. (Василиса Премудрая)

Елена Некрасивая. (Елена Прекрасная)

Курочка – чёрная. (Курочка Ряба)

Снежная корова. (Снежная королева)

Литература

Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя (ред.-сост. Козлова М.А.) серия: Библиотека "Первого сентября". 2003 г., 256 стр.

В сценарии использованы: ресурсы: http://hyaenidae.narod.ru/