Проект перспективного развития школы на основе направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2011-2015 годов

Разделы: Администрирование школы


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 55 представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования и программы дополнительного образования детей. При этом обучающиеся ориентируются на получение в школе:

  • качественного общего образования, предполагающего владение развитыми навыками устной и письменной речи, разнообразными математическими умениями, основами наук, социально-экономическими и правовыми компетенциями, которые служили бы фундаментом для их постоянного самообразования в течение всей жизни;
  • удовлетворение разнообразных образовательных интересов и запросов, реализуемых в системе дополнительного образования.

Миссией школы является создание условий для выявления и развития индивидуальных способностей ученика, формирование духовной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной к самореализации и самоопределению.

Основным условием успешности развития школы является сочетание высокого педагогического профессионализма учителей и внутренней учебной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет построение гуманистической, технологической, научной системы развития педагогического коллектива. Второе – за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных компетенций, эмоциональной привлекательности процесса обучения.

“Главные задачи современной школы, - как отмечается в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехническом, конкурентном мире”. Принятая педагогическим советом МОУ СОШ № 55 “Программа развития школы на 2011-2014 годы” (31 декабря 2010 г., протокол №6) активно согласуется с национальной образовательной инициативой “Наша новая школа” и нацелена именно на развитие способностей каждого ученика, дальнейшее совершенствование единого образовательного пространства школы, способствующего развитию и поддержке одаренных детей, обеспечению формирования ключевых компетенций, профессиональному самоопределению учащихся.

Для достижения поставленной цели в Программе развития МОУ СОШ № 55 определены следующие ведущие направления деятельности:

1. Внедрение ФГОС начального общего и основного общего образования, формирование нового содержания образования;

2. Развитие системы воспитания в образовательном пространстве школы;

3. Обновление содержания образования и технологий работы с обучающимися на основе компетентностного подхода;

4. Развитие информатизации учебно-воспитательного процесса;

5. Формирование и развитие профессиональной компетентности и самоменеджмента педагогов;

6. Развитие государственно-общественного управления школы (партнерство);

7. Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды.

В Программе развития разработаны мероприятия по выполнению целей и задач, вытекающие из потребностей образовательного учреждения в необходимости:

- совершенствования системы оценивания качества образования с использованием инициативных технологий;

- повышения учебной мотивации учащихся 6-9 классов;

- постоянного расширения и углубления содержания образования, рационального использования ИКТ, более активного использования здоровьесберегающих технологий;

- дальнейшего развития и привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов обучения и воспитания;

- активного привлечения и закрепления в школе молодых специалистов;

- преодоления организационно-управленческих, экономических и психологических стереотипов.

Концепция дальнейшего развития образовательного учреждения предполагает обеспечение позитивной динамики развития школы как открытой инновационной образовательно-научной системы, обладающей высокой конкурентностью.

Для успешной реализации новой программы развития школы создан целый ряд условий для успешного внедрения новой программы развития:

1. Укомплектованность педагогическими и руководящими работниками МОУ СОШ № 55 в соответствии со штатным расписанием составляет 100%.Образовательный процесс осуществляют 42 педагога, из них 2 совместителя. В коллективе работают профессионалы своего дела. В их числе есть:

  • “Отличники народного образования” - 5,
  • “Почетные работники общего и профессионального образования РФ” - 3,
  • Педагоги, имеющие грамоты Министерства образования РФ – 5,
  • Педагоги, имеющие грамоты Министерства образования Свердловской области – 3.

Педагогов:

  • Первой категории - 39 педагогов,
  • Второй категории - 3 педагогов.

Образование:

  • Высшее педагогическое – 35 педагогов,
  • Среднее профессиональное – 7 педагогов.

Коллектив школы стабилен, обновление происходит незначительное, наблюдается постепенное омоложение педагогических кадров.

2. За период с 2005 по 2010 годы прошли курсовую подготовку 100% педагогов. Тематика курсов соответствовала запросам учителей и целям школы.

3. Полный объем курсовой подготовки по применению ИКТ в предмете прошли 100% педагогов. С внедрением ИКТ в школе поменялась ее инфраструктура: библиотека дополнилась медиатекой, совершенствуется электронный документооборот с использованием локальной сети, используется электронная почта, Интернет.

Функционирует кабинет информатики для проведения уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов. 69% педагогов (от общего количества) за прошедший учебный год провели уроки с применением ИКТ. Все компьютеры в школе объединены в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет. Медиатека школы пополняется новыми ресурсами и насчитывает более 1500 CD по основным учебным предметам школьного курса. В школе имеется 29 телевизоров с видеомагнитофонами, расположенных в предметных кабинетах и игровых комнатах. Функционирует школьный сайт, на котором представлены основные нормативные документы, полезная информация для учеников, родителей и учителей. Применяются средства ИКТ для проведения родительских собраний, школьных мероприятий, педагогических советов. Для совершенствования процесса администрирования в школе разработана и действует электронная связь. Она помогает осуществлять педагогический мониторинг результатов обучения учащихся.

4. В проблемных и творческих группах повысили свой профессионализм 60% педагогов. Их деятельность направлена на повышение качества обучения и сохранение здоровья школьников, и их развитие.

Благодаря этому материально-техническая база школы, условия работы педагогов и учащихся кардинально изменились, что позволило выйти на совершенно новый уровень образования и развития учащихся: школа располагает значительными информационными ресурсами: в УВП используется 25 современных компьютеров; 3 интерактивные доски, компьютерный класс.

Исходя из того, что Программа развития МОУ СОШ № 55 на 2011-2014 годы составлена в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Национальной образовательной инициативой “Наша новая школа”, утвержденной Президентом РФ 4 февраля 2010 г. (Приказ 217) и активно согласуется по всем направлениям с национальной образовательной инициативой “Наша новая школа”, коллектив школы принял решение разработать Проект перспективного развития МОУ СОШ № 55 на основе направлений национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” на период 2011-2015 годов как конструктивное дополнение к уже имеющейся Программе развития на период 2011-2014 годы, разработать механизм реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в конкретных условиях по всем перечисленным направлениям, а именно:

- обновление содержания образования в соответствии с ФГОС общего образования;

- развитие системы поддержки талантливых детей;

- совершенствование учительского корпуса;

- изменение школьной инфраструктуры;

- сохранение и укрепление здоровья школьников;

- расширение самостоятельности школы.

Цели проекта: с

  • оздание и обеспечение оптимальных условий для выявления, развития и стимулирования творческого потенциала обучающихся;
  • дальнейшее развитие единого образовательного пространства школы, способствующего обучению, воспитанию, развитию и поддержке одаренных детей, формированию ключевых компетенций и личностных творческих компетенций, профессиональному самоопределению учащихся;
  • удовлетворение образовательных потребностей всех участников учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • совершенствование условий для полноценного развития интеллектуальных и творческих способностей всех учащихся школы;
  • учет психолого-педагогических особенностей обучающихся, в том числе и одаренных детей при организации их обучения;
  • формирование устойчивого интереса к учебной деятельности, развитие исследовательской и проектной деятельности на основе здоровьесберегающих технологий;
  • обновление содержания образования, технологий обучения в соответствии с ФГОС общего образования;
  • совершенствование системы оценивания качества образования с использованием современных ИКТ;
  • профессиональное совершенствования педагогических кадров, развитие профессиональной компетентности педагогов и самоменеджмента;
  • расширение государственно-общественных форм управления, тесное взаимодействие с семьями учащихся и социумом.

Основное содержание проекта по направлениям деятельности. Приложение 1.

Ожидаемые результаты:

1. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

2. Переход на компетентностный подход в образовании, гарантирующий формирование ключевых компетенций учащихся, необходимых для продолжения образования и успешной социализации выпускников.

3. Переход на новый уровень использования современных информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности школы.

4. Увеличение числа одаренных учащихся, принимающих участие в олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных конкурсах городского, областного уровней; увеличение количества победителей и призеров олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, соревнований различного уровня.

5. Повышение рейтинга школы по результатам участия в областных и городских олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях и творческих конкурсах.

6. Социальная адаптация выпускников школы.

7. Совершенствование системы контроля и оценивания достижений способных и одаренных учащихся.

8. Развитие профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих повышения качества образования и воспитания учащихся.

9. Увеличение числа педагогов, владеющих инновационными образовательными технологиями, способствующими осуществлению компетентного подхода в образовании.

10. Создание условий для развития здоровьесберегающей среды школы, позволяющей сохранять и укреплять здоровье учащихся.

11. Развитие государственно-общественных форм управления, позволяющих сделать открытой систему управления образовательным учреждением, и повысить конкурентноспособность школы на рынке образовательных услуг и инновационных моделей.

Контроль за реализацией Проекта

Контроль за реализацией Программы развития и проекта перспективного развития школы на 2011-2015 гг. осуществляется администрацией, Советом школы и методическим советом.

Администрация школы организует выполнение Программы и Проекта, разработку и утверждение планов и подпрограмм, общую координацию работ.

Совет школы оказывает содействие в привлечении социальных партнеров, внебюджетных средств для реализации Программы и Проекта, участвует в экспертизе и оценке результатов.

Методический совет осуществляет экспертизу разработанности направлений Программы и Проекта, оценку результатов, готовит предложения по изменению и уточнению приоритетов в ходе ее реализации.

Конкретные исполнители реализации программных мероприятий определены в Программе и Проекте перспективного развития.

Мониторинг реализации Программы развития и Проекта

Мониторинг  реализации программы будет осуществлен последующим параметрам:

1. Высокое качество результатов обучения и воспитания:

- общее количество выпускников 9-11 классов (в сравнении за 3 года);

- количество учеников ОУ, продолживших обучение после окончания школы (в ВУЗах, СУЗах, системе НПО и др.;

- количество выпускников, поступивших в ВУЗы;

- общее количество учащихся ОУ;

- количество учащихся 9-11 классов, участвующих в предметных олимпиадах (в сравнении за три года);

- количество учащихся 9-11 классов, участвующих в научных конференциях школьников (в сравнении за три года).

2. Обеспечение доступности качественного образования:

- общее количество учащихся ОУ;

- наличие в Уставе ОУ различных форм получения образования (да/нет);

- общее количество учащихся III ступени (10-11 классы) в ОУ;

- наличие той или иной формы подготовки к обучению в школе (например, для детей старшего дошкольного возраста).

3. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе:

- участие в экспериментальной работе (учреждение является экспериментальной площадкой – да/нет);

- наличие сертифицированных учебных программ, разработанных педагогами школы (да/нет);

- общее количество педагогов, работающих по инновационным программам в ОУ;

- общее количество педагогов, повысивших квалификацию и имеющих документы государственного образца;

- участие в сетевых Интернет-проектах (да/нет);

- количество учителей-предметников, использующих в профессиональной деятельности компьютерные и Интернет-технологии;

- наличие локальной сети ОУ (развитие в сравнении за 3 года);

- наличие школьной медиатеки, по различным учебным предметам суммарно (развитие в сравнении за 3 года);

- наличие лицензионных программ автоматизации процессов управления и обучения в ОУ (АРМ учителей и администрации).

4. Участие в муниципальных, региональных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.:

- количество фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, в которых принимало участие ОУ (в сравнении за последние 3 года);

- количество участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований от общего количества учащихся (в сравнении за последние 3 года).

5. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления:

- наличие зафиксированных в Уставе ОУ органов общешкольного самоуправления (да/нет);

- количество внебюджетных средств в общем бюджете ОУ, привлеченных при участии органов самоуправления;

- бюджет ОУ;

- наличие органов самоуправления (да/нет).

6. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся:

- доля заболеваемости обучающихся (развитие в сравнении за 3 года по группам здоровья).

7 . Обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в учреждении:

- наличие охранно-пожарной сигнализации (да/нет);

- наличие антитеррористических мер (да/нет);

- соблюдение питьевого режима (да/нет);

- количество обучающихся, получивших травмы во время УВП.

8. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования:

- количество направлений, по которым школа обеспечивает дополнительное образование;

- наличие материально-технических условий для организации внеурочной деятельности;

- отсутствие вакансий педагогических кадров для реализации программ дополнительного образования (да/нет);

- наличие программ и УМК по всем направлениям дополнительного образования, реализуемых ОУ (да/нет);

- количество учащихся, охваченных различными формами дополнительного образования в ОУ;

- источники финансирования дополнительного образования ОУ (да/нет).

Эффективность реализации Комплексной программы развития и Проекта развития будет определяться по следующим критериям:

  • рост личных достижений всех субъектов образовательного процесса,
  • высокая степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг,
  • уровень комфортности образовательной среды для всех участников образовательного процесса,
  • уровень государственно-общественного управления,
  • состояние здоровья всех участников образовательного процесса.

При этом планируется проведение диагностики результатов деятельности образовательного учреждения. Приложение 2

Прогнозируемые риски, возможные способы предупреждения и компенсации их негативных последствий при реализации Программы и Проекта развития. Приложение 3

Финансовый план требуемых расходов на реализацию Программы развития и Проекта перспективного развития на 2011-2015 гг. Приложение 4