Урок по географическому краеведению с применением ИКТ на тему "Машиностроительный комплекс Нижегородской области"

Разделы: География


Тип урока: изучение нового материала, первичное его закрепление.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с машиностроительным комплексом Нижегородской области;
  • воспитать у учащихся убеждение в том, что машиностроение является отраслью промышленной специализации Нижегородской области;
  • развивать у учащихся умения характеризовать предприятия машиностроительного комплекса.

Образовательно-воспитательно-развивающие задачи урока:

а) Образовательные:

  • определить состав, значение, проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Нижегородской области и г. Арзамаса;
  • сформировать у учащихся знания о структуре машиностроительного комплекса Нижегородской области и г. Арзамаса.

б) Воспитательные:

  • воспитать у учащихся стремление к изучению нового материала, продолжить воспитание гражданственности и патриотизма.

в) Развивающие:

  • развивать умения работать с картами атласа, источниками дополнительной информации.

Методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • метод проектов.

Средства обучения:

  • География Нижегородского края: Учеб. пособие. – Арзамас: АГПИ, 2000 – 66 с.;
  • Атласы Нижегородской области;
  • Раздаточный материал;
  • Мультимедийный комплекс.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

II. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Учитель: Машиностроение – это совокупность отраслей, производящих машины и осуществляющих обработку металла для производства машин, создание металлических конструкций и изделий. Под словом «машина» понимается не только автомашина, но и станки, тракторы, телевизоры, суда, компьютеры, приборы, оборудование заводов (Слайд 4). Презентация к уроку.

Для определения роли машиностроительного комплекса, вспомним его состав.

В состав машиностроительного комплекса входит 4 группы отраслей. Назовите их. (Слайд 5).

Ученики: тяжёлое машиностроение, среднее, общее и точное. (Используя текст Слайда 5, вспоминают состав тяжёлого, среднего, общего и точного машиностроения).

Учитель: Какие отрасли машиностроительного комплекса специализируются на выпуске наукоёмкой продукции?

Ученики: электроника, производство вычислительной техники, приборостроение, автостроение, судостроение, ж/д машиностроение.

Учитель: А какие отрасли машиностроительного комплекса специализируются на выпуске металлоёмкой продукции?

Ученики: Энергетическое (производство турбин, реакторов котлов, генераторов), металлургическое, производство горно-шахтного, транспортного оборудования.

Учитель: Таким образом, на размещение тех или иных предприятий машиностроительного комплекса оказывают влияние те или иные факторы…

Давайте вспомним какие же факторы влияют на их размещение и развитие?

Ученики: Основным фактором размещения предприятий тяжёлого машиностроения является сырьевой, потребительский, так как данную продукцию нецелесообразно перевозить на дальние расстояния.

На размещение предприятий с/х машиностроения важную роль оказывает близость потребителя.

Трудовой фактор оказывает большое влияние на размещение предприятий авиационная промышленность, станкостроения, производство электротехники и точных приборов.

Наукоёмкость влияет на размещение предприятий наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов).

Учитель: А теперь поговорим о машиностроительном комплексе нашей Нижегородской области. В машиностроительном и металлообрабатывающем комплексе Нижегородской области занято свыше 60% промышленных рабочих. Это главная отрасль промышленности области, дающая ½ промышленной продукции. А какие же отрасли машиностроения представлены в нашей области? (Слайды 8-23).

Задание: используя текст учебника, стр. 57, карту атласа Нижегородской области, заполните таблицу «Состав Машиностроительного комплекса Нижегородской области» (раздаточный материал).

Ученики заполняют таблицу, далее – проверка работы (Слайд 24).

Отрасль Центры Продукция
1. Автомобилестроение А) Н. Новгород А) Грузовые и легковые автомобили
Б) Павлово Б) Автобусы
В) Заволжье В) Гусеничные транспортные средства, моторы, детали и узлы
Г) Арзамас Г) Военная техника, специальная техника
2. Судостроение Н. Новгород, Сормово, Навашино, Городец, Чкаловск Речные и морские суда, дизель-электроходы, железнодорожные паромы, суда на подводных крыльях, плавучие краны
3. Станкостроение и металлообработка, приборостроение Н. Новгород, Павлово, Ворсма, р.п. Сосновское, Арзамас Фрезерные станки, станки с ЧПУ, металлоизделия, бытовые приборы, авиационные приборы
4. Авиастроение Н. Новгород Военные самолёты, лёгкий пассажирский самолёт «Гжель»
5. Оборудование для пищевой промышленности Н. Новгород Мельничные комплексы

Учитель: Предприятия Машиностроительного комплекса, как вам известно, имеются и в нашем городе. Вам было дано задание подготовить проект «Комплексная характеристика предприятий машиностроительного комплекса г. Арзамаса», давайте приступим к выступлению групп, слушая выступление одноклассников, обратите внимание на значение продукции машиностроительных предприятий г. Арзамаса.

Выступление групп: Доклады + Презентация.

План характеристики предприятия машиностроительного комплекса

  1. Географическое положение.
  2. Историко-географические особенности развития.
  3. Экономико-географическая характеристика связей предприятия.
  4. Оборудование предприятия.
  5. Кадры предприятия.
  6. Характеристика выпускаемой продукции.
  7. Перспективы развития предприятия.

Выступление 1 группы – ОАО «Арзамасский приборостроительный завод». (Презентация 2)

Выступление 2 группы – ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». (Презентация 3)

Выступление 3 группы – ОАО «КОММАШ». (Презентация 4)

Учитель: Итак, каково же значение продукции, выпускаемой машиностроительными предприятиями г. Арзамаса?

Ученик: Продукция предприятий машиностроительного комплекса г. Арзамаса используется не только жителями города, Нижегородской области, регионов России, но и вывозится за границу.

III. Закрепление.

Учитель: Итак, мы с Вами познакомились с составом и значением Машиностроительного комплекса Нижегородской области, изучили машиностроительные предприятия г. Арзамаса, и в качестве проверки усвоения новой темы, вам предлагается выполнить задания по карточкам:

Карточка (Слайды 25-27).

1. В машиностроительном и металлообрабатывающем комплексе Нижегородской области занято:

а) 75 % рабочих
б) 25 % рабочих области
в) 60 % рабочих

2. Какая из отраслей машиностроительного комплекса является наиболее развитой в Нижегородской области:

а) приборостроение;
б) станкостроение и металлообработка;
в) автомобилестроение;
г) судостроение.

3. Установите соответствие:

Отрасль машиностроения Главный принцип размещения
1. Тяжёлое машиностроение. А. Близость металлургической базы.
2. Автомобилестроение. Б. Близость потребителя.
3. Сельскохозяйственное машиностроение. В. Наличие транспортных путей.

4. Установите соответствие:

Центр Продукция
1. Н. Новгород. А. Мусоровозы, подметально-уборочные машины.
2. Арзамас. Б. Легковые и грузовые автомобили.
3. Павлово. В. Гусеничные тягачи, моторы.
4. Заволжье. Г. Автобусы.

5. Заполните пропуск:

Такими отраслями, как транспортное машиностроение (без автомобилестроения), сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (исключая легкую и пищевую) представлено … машиностроение.

Ответы (Слайд 28)

  1. в;
  2. в;
  3. 1 – А; 2 – Б; 3 – В;
  4. 1 – Б; 2 – А; 3 – Г; 4 – В;
  5. общее машиностроение.

IV. Домашнее задание.

записи в тетради учить, на контурной карте отметить предприятия машиностроительного комплекса Нижегородской области.

V. Подведение итогов урока.

Приложение.