Программа раннего музыкального развития "В мир музыки за руку с мамой"

Разделы: Работа с дошкольниками


О благоприятном влиянии музыки на развитие ребенка в 11 веке великий ученый - энциклопедист, врач Ибн Сина (Авиценна) писал «к числу необходимых для младенца полезных средств для укрепления натуры относятся: во-первых, легкие покачивания, во-вторых, музыка и пение».

Учитывая необходимость раннего развития в муниципальных детских садах г. Новоуральска более 10 лет работает группа кратковременного пребывания «Кроха». Дети, в возрасте от 1 года до 3-х лет посещают детские сады, находящиеся в разных микрорайонах города, вместе с родителями. Там их встречают квалифицированные, влюбленные в свое дело педагоги: психологи, инструкторы по плаванию и физкультуре, специалисты изодеятельности и музыкальные руководители.

Наши современные молодые мамы, получив возможность воспитывать ребенка до 3-х лет в семье, часто чувствуют себя беспомощными в общении с малышом, в его развитии и сохранении, и укреплении здоровья, тем более не уделяют должного внимания музыкальному развитию.

Работая с детьми группы «Кроха» мы - музыкальные руководители поставили перед собой следующие задачи:

  • Помочь родителям понять значимость раннего музыкального развития и осознать, что музыка оказывает на ребенка благоприятное и оздоравливающее действие.
  •  Оказать педагогическую помощь в понимании собственного малыша и его гармоничном развитии.
  • Создать благоприятные условия для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, мелкой моторики, координации движений в атмосфере любви и ласки.
  •  Помочь родителям создать условия для легкой адаптации к детскому саду. Для реализации этих задач в детских садах созданы благоприятные условия:
  • удобное время для занятий (после второго дневного сна ребенка),
  • уютный музыкальный зал, всегда полный сюрпризов и неожиданностей,
  •  возможность посещать занятие совместно с родителями.

Один музыкальный руководитель ведет музыкальное занятие, второй аккомпанирует. Занятия проводятся два раза в месяц, длятся 15 минут и переходят в спокойные игры в физкультурном зале или игровой комнате.

Обязательным условием наших встреч, объединенных одним игровым сюжет том, являются доступный музыкальный материал, нежное ласковое пение мам, эмоциональное взаимообщение в забавах и потешках. Дети сидят на маминых коленях, видят родные глаза, чувствуют знакомые добрые руки, слышат мамин голос, звучащий только для них, тепло, камерно, с любовью.

Свою работу мы планировали по программе «Малыш» В.А. Петровой, использовали рекомендации педиатра и музыканта М.Л. Лазарева, методическое пособие А.Г. Железнова по раннему музыкальному развитию.

Структура построения занятия:

  1. Вокальное приветствие
  2. Массаж с пением
  3. Пение
  4. Пальчиковые игры
  5. Слушание
  6. Музицирование
  7. Музыкально – ритмические движения
  8. Релаксирующие упражнения - оберег.

Части музыкального занятия могут варьироваться.

То, что в занятии активную роль играют мамы, позволило нам шире использовать:

  •  массаж, сопровождаемый пением
  • пальчиковые мелодизированные игры
  • игру на всевозможных детских музыкальных инструментах
  • фольклорные потешки, забавы, игры
  • семейные праздники и развлечения
  • колыбельные песни

При первых встречах многие наши мамы с радостью сообщали, что малыши выделяют их голос из десятка других голосов, чутко улавливают интонацию, быстро успокаиваются от несложной колыбельной песенки. Вот только колыбельных песен мамы почти не знали.

На своих музыкальных занятиях мы научили мам не только современным колыбельным песням из телепередачи «Спокойной ночи, малыши», но мы спели много народных песенок; побуждали к сочинению своих колыбельных и успокаиваний. Мамам это доставляет огромное удовольствие. Это подтверждают и слова О.П. Радыновой «колыбельные помогают наладить духовный контакт между матерью и ребенком».

Разнообразные виды русского фольклора мы стараемся использовать на своих музыкальных занятиях - это и веселые дразнилки, песенки, прибаутки, пестушки, помогающие развеселить, успокоить, приласкать малыша:

  •  «не плачь, не плачь, куплю калач» « у кошки болит»
    «не плачь, не плачь детка, прискачет к тебе белка» (пожалеть)
  •  «С гуся вода» (развеселить при купании)
  •  «Тётка Агашка сшей мне рубашку» (позабавить во время одевания)

В старину верили, что оберег защитит малыша от злых сил, допустит к нему только самое светлое, хорошее, доброе:

«Добрым будь, как мама, Сильным будь, как папа, Ясным будь, как солнце, Мой любимый самый!»

Чтобы малышу не было скучно во время массажа, рекомендованного медицинскими работниками, мы выучили с мамами веселые и мелодичные песенки - сопровождения:

  •  «Тяги - потягушечки, на сыночка порастушечки» (массаж всего тела)
  •  «Паучок» (массаж спинки малыша пальцами)
  •  «Кто у нас хороший», «Ах, ты моя деточка» (поглаживание рук и ног)
  •  «Шел зайчик по стене» (массаж всего тела от ног до спины)

Первые песенки просты мелодически, доступны по содержанию, такие как: «Ладушки», «Заинька», «Поехали - поехали за орехами», «Петушок» и др. Эти песенки, сопровождаемые игрой естественны и необходимы маленькому русскому человечку, как домашний хлеб, как уютная колыбель. Они отражают окружающий ребенка мир.

Много раз услышав песенки, со временем наши малыши начинают подпевать и петь самостоятельно. Забавляя детей, мы по своему учим, даже внушаем правила поведения: щедрая сорока накормила всех, только один остался без каши «он дрова не носил, печку не топил, за водичкой не ходил, да и кашку не варил» - не хотел трудиться.

В свои занятия, кроме народной, мы включаем и классическую музыку: Моцарта, Шумана, Шуберта, Бетховена, Чайковского, рекомендованную В.А. Петровой. Эти короткие музыкальные произведения не превышают по времени 30-45 секунд, звучат в исполнении фортепиано, скрипки, флейты или оркестра. Мы видим, как завороженно слушают музыку малыши, а умеющие говорить иногда требуют: «Еще!» На память приходит высказывание ученого - мыслителя прошлого столетия Павла Флоренского: «Что следует давать малышу для первого питания? Это музыка, но высшего порядка, т.е. Баха, Моцарта, Гайдна, Шуберта. Цветы. Природа. Произведения изобразительного искусства... Эти впечатления в будущем скажутся явным образом».

Чтобы мамы могли самостоятельно подобрать музыку для слушания, мы проводим с ними консультации о музыкальном репертуаре для детей, разъясняем, в какое время дня лучше слушать музыку, как создать благоприятную окружающую обстановку, как себя вести взрослым слушателям. Родителям мы предлагаем приобрести аудио и CD записи из серии «Счастливый ребенок»: «Волшебство природы», «Моцарт для малышей», «Нежные песни любви» и др. (всего 8 кассет). Рекомендуем подобрать музыку по знаку зодиака своего ребенка. Эти музыкальные произведения специально подобраны и обработаны для восприятия малышей.

Мы обращаем внимание мам, что роль ребенка в музыкальном мире звуков далеко не пассивна. Женя настойчиво тянется к погремушке, чтобы самому ее потрясти. А Катюша снова и снова качает неваляшку, радуясь ее перезвону. Ванечка бесконечно долго может ударять палочкой по барабану, зажмурясь от страха, когда очень громко; но переводя дух, продолжает свой эксперимент.

Мы учим мам, как такие шумовые действия направить в нужное русло: спеть песенку, помогая ребенку ритмично стучать. В любом доме спектр «музыкальных инструментов» для малыша очень широк: игрушки, кухонные принадлежности, посуда, бумага, самодельные детские и профессиональные музыкальные инструменты. Главное - научиться их использовать, сосредоточившись на ритме.

На занятиях группы «Кроха» мы даем детям молоточки, бубны, маракасы, колокольчики, кастаньеты и играем простые короткие песенки: «Дон-дон», «Аты - баты», «Тихие и громкие звоночки».

Чуть позже показываем, как может красиво «звучать» собственное тело:

  • по-разному могут хлопать ладошки, стучать кулачки и пальчики
  • по коленям можно шлепать, стучать
  • ножками можно топать , стучать

И задания даем сложнее: играем «Как капает дождик», «Журчит ручеек», «Клюют птички», «Дует ветер», «Гремит гром». К концу года дети умеют различать динамику: играют тихо и громко, могут играть отрывисто или протяжно, ритмично и без ритма.

На наших занятиях мамы учатся радоваться достижениям малыша: хвалят его, поглаживают по головке, могут пощекотать, обнять, поцеловать, прийти в восторг - захлопать в ладоши, подбросить малыша вверх и сказать: «Ай да умница, молодец!» Иногда можно угостить вкусненьким или в награду показать новую игрушку, а если это сделать сразу после выполнения задания, малышу будет очень приятно. Так физический контакт, веселая улыбка, игра вместе с мамой способствует психическому и физическому комфорту наших малышей.

Чем еще любят заниматься наши дети? Что им еще нравится делать чуть ли не с рождения? Конечно же танцевать. Первые наши танцы состоят из покачиваний малыша, наклонов, подбрасываний, кружения вместе с мамой под музыку или пение взрослых.

Но к году дети пытаются танцевать самостоятельно, а маме лучше находиться рядом. Подражая ей, малыши топают ножкой, приседают, кружатся, раскачиваются, мамы помогают подпрыгивать, ходить на месте. Включая в танцы новые движения, мы стараемся опираться на те, которые уже знакомы и доступны детям. Дети любят танцевать такие известные танцы, как «Ай-да», «Да-да-да», «Зимняя пляска». Любят передавать музыкально - игровые образы в движении: шагают, как мишки, прыгают, как зайчишки, «летают», как снежинки или птички.

В конце танцев используем игры: «Замри», «Догонялки», «Прятки». Очень любят малыши ходить по кругу, взявшись за руки с мамами. Любимые всеми игры, такие как «Раздувайся, пузырь!», «Каравай», «Ровным кругом», «Зашагали ножки» и др. помогают освоить ребяткам ходьбу по кругу и в хороводе.

Постепенно дети начинают ориентироваться в зале и среди сверстников, появляются первые «друзья», танцующие рядом или в паре.

Мамы получают «задания на дом» и стараются их выполнить: они продолжают учить детей ритмично стучать погремушкой и прятать ее, с удовольствием переписывают текст песен, выученных на занятиях, и поют своим малышам дома.

Огромное наслаждение и радость взрослым и детям доставляют наши небольшие праздники и развлечения. Особенно любимы кукольные спектакли, показанные мамами, папами, иногда братьями и сестрами, совместно с педагогами детского сада: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя».

А как весело проходит всеми любимый Новогодний праздник. Перед Новым годом приятные хлопоты у всех: мамы и бабушки шьют своим крохам карнавальные костюмы и покупают самую симпатичную - мягкую игрушку. Мы в свою очередь, наряжаем елку, готовим кукольный спектакль, придумываем сценарий. Наконец наступает этот долгожданный день. В зале звучит волшебная музыка, и появляются нарядные малыши в образе петушков, зайчиков, ангелочков, гномиков, барашков. Трудно понять, кто больше рад - мамочки или малыши! Мамы с удовольствием поют любимую всеми песню «Маленькая елочка» муз. Красева и идут хороводом по кругу, взяв за руку своего малыша. У нарядной елочки мы играем с огоньками, бросаем «снежки». А самый торжественный, волнующий момент наступает, когда игрушечный Дед Мороз из сказочного домика раздает подарки. Эту роль с волнением исполняет один из пап.

Также вместе и дружно мы отмечаем Мамин день, вместе грустим на заключительном празднике «Вот какие мы большие», который заканчивается чаепитием. И только тут замечаем, как изменились и выросли наши дети.

Пятилетний опыт работы в группе «Кроха» показал, что занятия по музыкальному развитию в раннем возрасте целесообразны и полезны. После одного года таких занятий:

  • 90 % детей с интересом слушают музыку и пение взрослых, эмоционально на нее откликаются.
  • 60% выполняют самостоятельно простые танцевальные движения
  • 100% активно играют на музыкальных инструментах
  • 50% ориентируются в пространстве зала.

А когда эти дети начинают посещать детский сад, по нашим наблюдениям, они более открыты музыке, быстрее обучаются на музыкальных занятиях, а в дальнейшем с удовольствием посещают вокальную студию, хореографические кружки, студию бальных танцев, фигурное катание и музыкальную школу.

По наблюдениям медицинских работников и педагогов адаптационный период детей, посещавших группу кратковременного пребывания, проходил легче. В детском саду уже с первых дней они чувствовали себя более комфортно по сравнению с другими детьми, ведь у них был уже первый опыт общения со сверстниками и «чужими» взрослыми, уже ранее состоялось первое знакомство с детским садом. Да и родители спокойнее привели своих детей в знакомую обстановку, активно включились в музыкальную жизнь детского сада, осознавая благоприятное и оздоравливающее действие музыки на своих малышей.

А для нас, музыкальных руководителей, такая работа с детьми и родителями -дополнительный источник творчества и вдохновения.