Внеклассное мероприятие по русскому языку "Люби, цени и знай русский язык"

Разделы: Русский язык


Готовясь к вечеру, дети прочитали много книг («Живой как жизнь» К. Чуковского, «Слово о словах», «Ты и твое имя» Л. Успенского, «В мире слов» М. Уразова, «Крылатые слова» А. Разумова и другие), подобрали и запомнили пословицы, поговорки, загадки, отрывки из прозы, стихотворения, разучивали инсценировки.

Вступительное слово учителя.

- Наш вечер посвящен великому русскому языку. Мы все знаем, что язык- важнейший элемент культуры. Овладение богатствами родного языка – первоочередная задача каждого человека. Великий татарский поэт Габдулла Тукай не зря восклицал так восхищенно:

Родной язык, святой язык, отца и матери язык,-

Как ты прекрасен! Для меня огромный мир в тебе возник.

Русский язык – для всех нас второй родной язык. Это – «один из самых сильных и самых богатых языков мира», «язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского…»- язык великого русского народа.

1-й ученик.

Мне два крыла вручила не природа,
На них парю я каждый час и миг:
Одно - язык татарского народа,
Второе – русский пламенный язык.
(А. Ерикеев)

2-й ученик.

Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке.
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
(С. Михалков)

3-й ученик. Где бы мы ни были: на севере или на юге нашей страны, в городе или в деревне, в вагоне поезда или на палубе парохода – всюду употребляем и слышим русский язык. Нет ничего в окружающем нас мире и в нашем сознании, чего нельзя бы выразить и передать русским словом: и звучание музыки, и шум садов, и громыхание грозы, и детский лепет, и гнев, и великую радость!

4-й ученик. Только в литературном русском языке есть более 100 тысяч общеупотребительных и понятных всем слов, с помощью которых пишутся книги, газеты. Эти слова звучат по радио, изучаются в школах.

5-й ученик. Язык связан с жизнью народа, общества. И с появлением новых явлений, понятий рождаются и новые слова. Например, возьмем слова пароход и паровоз. Сейчас трудно себе представить , что немногим более ста лет назад в русском языке не существовало такого простого , всем известного слова, как паровоз. Когда на Урале в 30-х годах прошлого века был сконструирован первый русский паровоз, его назвали сухопутным пароходом и лишь позднее «перекрестили»в паровоз.

6-й ученик. По образцу этих слов в наше время возникли такие слова, как электровоз, тепловоз, теплоход, атомоход. Таким образом, части этих сложных слов – ход- и –воз- четко поделили свои функции: -ход указывает на движение по воде, а во- воз- по суше.

В 50-е годы появились и получили широкое распространение слова атомщик и атомник. Они были образованы из имеющегося в русском языке слова атом и суффиксов –щик и –ник по образцу слов каменщик и дворник.

И совсем недавно, после полета в космос Ю.Гагарина, в печати стали употребляться слова ракетодром, космодром, космонавтика, космонавт и другие.

7-й ученик. Поэтому великий русский критик В.Г. Белинский писал: «Язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет, движется, развивается и совершенствуется. Язык идет вместе с жизнью народа».

8-й ученик. Мы знаем, что в русском языке много слов, которые звучат одинаково, но не имеют ничего общего в своем значении. Они называются омонимами. Например, коса-вид прически, коса- орудие труда, коса- узкая полоска берега, уходящая далеко в воду и т. д. Большинство слов имеет несколько значений. Так, например, у слова дом можно выделить семь значений: здание, строение (каменный дом, жилой дом); помещение, квартира, жилье (все разошлись по домам); семья, люди, живущие вместе (он воспитывался в нашем доме); хозяйство отдельной семьи (по дому дел всегда много); государственное учреждение для обслуживания культурно-бытовых нужд трудящихся (Дом культуры, Дом отдыха); династия, род (Дом Романовых); заведение, предприятие (торговый дом). Последние два значения уже устарели.

9-й ученик. Пополнение словарного запаса языка происходит также и благодаря заимствованию слов из других языков. Многие слова вошли в русский язык давно и получили широкое распространение. Все ли знают, например, что слова лента, парус, фонарь, свекла – греческого происхождения; слова чулок, сарай, кума, сарафан, лошадь, деньги –тюркского; кнопка, лобзик, кран –немецкого; ситец, зонтик –голландского.

10-й ученик. Слово бакалея, например ,мы часто видим на вывесках: «Фрукты, гастрономия, бакалея».Откуда произошло это слово и почему такие продукты , как макароны, крупы, сахар, чай, кофе относят к бакалейным товарам? Слово бакалея пришло к нам из тюркских языков. По- турецки«бакмак» значит «смотреть», «алмак»-«брать». На базаре многие из купцов приглашали покупателей зазывными словами. Чаще всего повторялось «А, а,а бак-ала, бак-ала!» Это значило : «Смотри, разглядывай мой товар и бери, что пришлось по нраву». Русские не понимали этих слов, им казалось, что так, очевидно, называются все те разнообразные товары, которые предлагались купцами. Поэтому, придав словосочетанию «бакала» удобную для русского языка форму, они стали называть все продукты бакалеей.

11-й ученик. Сфера употребления многих слов ограничена нашей разговорной речью. Например , картошка- широко употребительное слово разговорного, бытового языка. Но в официальной речи предпочитается слово картофель. То же самое можно сказать и о таких словах, как свечка- свеча, книжка-книга, печка-печь и т. д.

12-й ученик. Такие разговорные слова употребляются и в произведениях художественной литературы. Писатель пользуется ими для того, чтобы придать повествованию определенный стилистический характер. Например, в стихотворении «Школьник»поэт Некрасов дружески обращается к встречному школьнику.

(Стихотворение «Школьник»)

13-й ученик. А.С. Пушкин высоко ценил русскую народную речь за ее простоту, сердечность и близость к народу, а А.М. Горький утверждал: «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой неимоверной».

14-й ученик. Считая русский язык важнейшим средством приобщения к достижениям культуры и подчеркивая его неисчерпаемое богатство, ШигабутдинМарджани писал: «Чем глубже копаешь золотоносную гору, тем больше извлекаешь руды. Русский язык подобен этой горе».

15- й ученик. Представьте на минуту, что мы лишились бы вдруг знания русского языка. Насколько оскудел бы наш внутренний мир, сузился кругозор, насколько беднее стали бы мы в культурном отношении. Ведь русский язык…- золотой ключ к достижению мировой культуры. (Р. Мустафин)

КВН юных филологов

Цели: используя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала; развивать познавательную и творческую активность учащихся; воспитывать у учащихся чувства коллективизма.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

-Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.

Команды приглашаются на сцену.

2. Представление команд.

Первым конкурсом будет конкурс представления команд. В нем команды должны представить следующее:

  • название команды;
  • девиз;
  • песня команды;
  • эмблема команды и ее реклама;
  • приветствие учителю;
  • приветствие соперникам;
  • приветствие болельщикам;
  • реклама русского языка.

3. Проведение конкурсов:

Первый конкурс - Разминка.

1. Найти устойчивое сочетание слов (фразеологические обороты):

Оказался молодцом, смог осилить ношу;
Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
За домом едва пожелтела трава;
Два брата рубили дрова;
Один это делал спустя рукава;
Другой засучив рукава.

2. Дать толкование найденных фразеологизмов.

3. Найдите слова, которые совсем недавно появились в нашей речи. Как называются такие слова?

4. Составьте схемы данных предложений.

А) Лес поредел, и земля покрылась разноцветными листьями.

Б) Когда припекло солнышко, на пригорках появились бледные стебельки подснежников.

Конкурс. Синонимы и антонимы.

1) Замените в отрывке повторяющееся слово его синонимом.

«Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Но снегу не было. Холодная земля затвердела как камень».

2) Подберите антонимы к прилагательным, обозначающим отрицательные качества человека.

(Жадный, неряшливый, ленивый, грубый, трусливый, равнодушный).

Конкурс «В мире пословиц».

Покажите жестами, телодвижениями, танцами смысл пословицы.

1 команда.

  1. Сытый голодного не разумеет.
  2. Мал телом, но велик делом.
  3. Любишь брать – люби и отдавать.

2 команда.

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Мягко стелет, да жестко спать.
  • Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Конкурс капитанов.

Вопросы-шутки.

1 команда.

  1. Чем кончаются день и ночь?
  2. Что стоит посредине земли.?

Вопросы-шутки.

2 команда.

  1. Чем кончается лето и начинается осень?
  2. В каком слове 40 букв А?

1 команда.

Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?

Мальчик полоскал собаку.

Огромные волы швыряли лодку из стороны в сторону.

Все спустились с горы, а Витя все слизал.

2 команда.

Исправьте ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте.

Сестра любит братца за любую работу.

Ей сегодня не спица.

Выходной переносица на пятницу.

Подведение итогов.

Награждение победителей.