Урок музыки в 4-м классе по программе Г.П. Сергеевой, Критской

Разделы: Музыка


Цели:

  1. Познакомиться с Восточной культурой.
  2. Научиться осмысливать и анализировать музыкальные произведения.
  3. Научиться распознавать интонационные особенности восточной и русской культуры.

Т.С.О.: Мультимедийная установка, Музыкальный центр, рисунки детей, учебники по музыке.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами на уроке приоткроем дверь в таинственный сказочный мир Востока.

Карта мира (слайд с картой путешествия).

Давайте с вами рассмотрим карту мира и постараемся увидеть, где находится Восток, там куда показывает стрелка компаса или быть может, где то в другом месте.

(Ответы детей)

Учитель: Восточные страны начинаются с юга России это: Абхазия, Грузия, Армения, страны дальнего Востока Турция, Египет, Индия, Китай, Япония.

Каждая из этих стран таит в себе загадку. Много веков назад Русские люди все эти страны называли загадочной Персией (Кроме Японии и Китая).

Многие путешественники стремились побывать в Восточных странах.

Многие, побывав однажды, стремились туда вновь. Приезжая из путешествий каждый из них привозил свою историю или сказку.

А вы ребята знаете Восточные сказки?

О чём они?

(Ответы учащихся)

Я знаю, на уроках литературы вы познакомились с восточными сказками, и даже делала к ним иллюстрации.

(Просмотр детских рисунков)

Страны востока интересовали не только путешественников и учёных, но и музыкантов. Первым о загадочных восточных странах в своих произведениях рассказал Н. А. Римский - Корсаков. Он побывал в этих далёких странах, когда совершал учебное кругосветное плавание на корабле.

И вот какими он их увидел:

“Величественные дворцы и минареты.
Многочисленные колонны, фонтаны и арки.
А орнамент на стенах повторяет движения самой природы”

А кто мне ответит, что такое орнамент?

(Ответы детей)

Учитель: Орнамент – это украшение, узор, рисунок, многократно повторяющийся, варьирующийся.

Всю эту красоту он запечатлел в своих многочисленных музыкальных произведениях. Мы же прослушаем одно из них. Симфоническую сюиту – сказку “Шехерезада”.

После прослушивания вопросы:

  1. Сколько музыкальных образов вы услышали?
  2. Какие они по характеру?
  3. Развивается ли мелодия дальше?

Портреты композиторов (Н.А Римский – Корсаков, М.П.Мусоргский, М.И. Глинка.)

Учитель: Но не только Н.А Римский-Корсаков обращался к теме Востока, к этой теме обращались и другие русские композиторы: М.П.Мусоргский, М.И. Глинка.

М.П. Мусоргский отразил восточные мотивы в своей опере “Хованщина”, а именно в “Пляске персидок”.

Вслушайтесь, как по-разному звучит музыка.

(Слушание)

Учитель: Ребята как прозвучала музыка, какой у неё характер?

(Ответы детей)

Ещё один русский композитор М.И Глинка представил восточную народную мелодию, которая была известна в Персии, в своей опере “Руслан и Людмила”.

Слушание: “Персидский хор”.

Я вам предлагаю сравнить восточную мелодию с русской народной песней.

Слушание: “Ходила младёшенька”.

В чём разница? Есть ли сходство?

(Ответы детей)

Учитель: Ребята, как вы думаете, что помогает композиторам сочинять восточные музыкальные тема?

И обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?

(Ответы детей)

Чтобы подвести итог пройденного материала я предлагаю вам сравнить Русскую и Восточную культуру. Выполните небольшое задание, чтобы ответить на вопрос может ли Восток быть русским?

(Задания)

В завершении урока мне бы хотелось исполнить вместе с вами песню, разученную на прошлом уроке. Эта песня про волшебника, много веков назад заточённого в лампу, и освобождённого мальчиком Волькой. Конечно же, эта песня про старика Хоттабыча.

Исполнение песни, выставление отметок.

(Презентацию можно получить у автора статьи).