Урок-путешествие "Реки Забайкальского края"

Разделы: География


Цель и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с реками Забайкальского края и изучить их особенности.
  2. Углубить систему гидрологических знаний.
  3. Продолжить развивать умения работать с картами атласа, сопоставлять и систематизировать географические объекты.
  4. Воспитывать чувство бережного отношения к водным объектами любви к своей малой Родине.

Оборудование: физическая карта Забайкальского края, атлас Забайкальского края, презентация “Реки забайкальского края”, ноутбук, проектор, презентации учащихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала (урок-путешествие).

Изучение новой темы.

1) Организационный момент.

2) Актуализация знаний.

Вопросы: “Что вам известно о реках нашего края”?
“ Что бы хотели узнать на нашем уроке и чему научиться”?

3) Вводное слово учителя. Сегодня мы с вами совершим увлекательное заочное путешествие по рекам Забайкальского края. Ваша задача – внимательно слушать учителя и своих товарищей и качественно выполнить все задания, которые будут предложены вашему вниманию.

4) Общая характеристика рек Забайкальского края.

Речная сеть представлена более чем 40000 водотоков, около 98% которых имеют длину менее 25 км. Полностью или частично по территории Забайкальского края протекают 54 реки протяженностью от 100 до 500 км. В ее пределах насчитывается 14 рек, относящихся к самым крупным водотокам России, длина которых более 500 км. Из них только пять рек полностью находятся на территории края: Газимур, Ингода, Калар, Нерча и Шилка. Большая часть рек принадлежит бассейну р. Амур (более 20 000 водотоков), 40 из которых имеет длину более 100 км. В этом бассейне расположены семь рек, которые относятся к категории больших.

На долю бассейна Лены приходится около 12000, а озера Байкал – около 10 000 водотоков. Около 100 водотоков различной длины находятся в Ульдза – Торейской бессточной области. Среднегодовой объем стока рек края составляет 65,4 км3, в том числе по бассейнам: Амурскому – 29,0 км3, Ленскому – 28,9 км3 и Енисейскому – 7,5 км3.

Из общего объема стока рек Забайкальского края (103,3 км3/год) около 34% формируется за его пределами, в основном в Бурятии, Монголии и Китае.

Гидрография края характеризуется густотой речной сети в среднем 0,7-0,8 км/км2 и варьирует в значительных пределах – она увеличивается в направлении с юга на север и в горных районах края. Так, в верховьях р. Чикой она составляет 0,8-1,0 км/км2, а затем снижается до 0,2 км/км2.

Питание рек Забайкальского края осуществляется преимущественно за счет поверхностных вод. Подземное питание незначительно и составляет от 5% до 16-18% (в среднем по краю – 11%), однако оно играет важнейшую роль в формировании меженного стока рек. В маловодные годы происходит увеличение доли грунтовых вод в питании рек.

Все реки края относятся к рекам с дождевым или с преобладающим дождевым питанием. Оно составляет в среднем 80% и лишь в бассейне р. Хилок снижается до 55%. Снеговое и ледниковое питание большинства рек незначительное (от 5 до 14%), но для ряда средних рек составляет от 16 до 34% (р. Хилок, Чикой, верхняя часть бассейна р. Ингода, северные реки). Внутригодовое распределение стока рек Забайкальского края характеризуется крайней неравномерностью – от 80 до 95% объема годового стока приходится на теплую часть года, а зимой он незначителен или отсутствует.

Вследствие широкого распространения многолетнемерзлых пород и промерзания надмерзлотных вод все малые, средние и большинство крупных рек в зимний период перемерзают. Сезонное и особенно внутри сезонное распределение стока не остается постоянным в различные по водности годы.

5) Познавательное задание “Отгадай реку”.

Целевая установка. Перед тем как мы совершим наше воображаемое путешествие, предлагаю вам отгадать, с какими реками нам предстоит сегодня познакомиться.

Открыть 3 буквы

           

В переводе с бурятского обозначает “широкая река”.

Открыть 3 буквы.

           

В переводе с эвенкийского обозначает “река с галечным и песчаным дном”.

Открыть 2 буквы.

       

В переводе с бурятского обозначает “развилка”.

Открыть 3 буквы.

         

Это река является границей между двумя народами.

Открыть 3 буквы.

         

В переводе с эвенкийского обозначает “узкая река”.

Открыть 2 буквы.

       

В переводе с эвенкийского обозначает “мель”.

Ответы: Аргунь, Ингода, Онон, Хилок, Шилка, Чара.

Примечание: в данной игре используется “волшебный кубик”. На шести гранях написаны цифры от 1 до 6. После броска кубика открывается та буква, которая будет наверху.

6) Презентация 1. “Реки Забайкальского края”.

Вопрос: В чем заключается уникальность рек Забайкальского края.

7) Задание на систематизацию знаний по заявленной теме урока.

Задание: Используя физическую карту атласа распределить реки Забайкальского края по группам.

Реки Амурского бассейна Реки Ленского бассейна Реки Енисейского бассейна
     

8)

Одной из самых красивых рек Забайкальского края является река Онон.

  1. Презентация 2. “Онон – река Забайкальского края”.
  2. Прослушивание и обсуждение легенды об Ононе.

Легенда об Ононе.

“...Однажды красавица Ингода, гуляя по округе, повстречала небольшую речку, которая рассказала ей о спокойном Ононе. Где-то в необозримых степях, по широким и вольным просторам несет свои воды величавый красавец Онон. Люди гордятся им, поют о нем песни, слагают легенды. Вся степь поет об Ононе и нет в Даурии такого полноводного красавца, который мог бы сравняться с ним. Запылало горячей любовью сердце красавицы Ингоды и пустилась она бежать, чтобы встретиться с Ононом. Узнав про бегство дочери, отец ее Сохондо стал угрожать ей, звать обратно. Не послушав его, бежала она на север, избирая себе путь полегче среди крутых и девственных лесов”.

Есть и другая легенда об Ононе и Ингоде.

“Как только выросли дети Великого Сохондо, отпустил он дочь свою Ингоду в дальний путь на север, младшего сына – синеглазого Букукуня – на Юг, а среднего Агуцакана – спокойного и робкого юношу – на восток. Повстречался Букукун с Ононом и рассказал ему о своей резвой, быстрой, синеокой сестре Ингоде. Воспылало любовью сердце Онона и пустился он было прямо на север, чтобы поскорее увидеть красавицу. Но темные силы не хотели пускать Онон в холодные страны и стали чинить ему препятствия. Пришлось хитрить богатырю: разливаться протоками, обегать земляные уступы – и все-таки продвигался он шаг за шагом на северо-восток. Ингода, между тем, бежала дорогой, не подозревая даже о существовании Онона, степного красавца-богатыря. Слух об этом дошел, наконец, и до гольца Чингикана, находившегося там, куда стремилась синеокая Ингода. И послал он навстречу ей своего гонца – горную быструю Читу. Чита исполнила поручение гольцов. Тронули молодое сердце Ингоды слова неожиданной посланницы, резко повернула она на юго-восток, навстречу Онону. Сорок братьев и сестер взялись ободрять и поддерживать ее силы в пути.

А темные силы не унимались, строя козни Онону. Но в степях не перевелись богатыри и когда трудно бывало Онону, стремились они к нему, вливали свежие силы. И тогда хара – темные духи, пошли на последнюю уловку. Они выслали навстречу степному богатырю Соктуй – пьяную реку. Опьянила река богатыря, забыл он про свою любовь и побрел, пошатываясь из стороны в сторону, на восток. Долго брел он так, как безумный. Узнала про то Борзя.

– Ах, он неблагодарный! Забыть такую красавицу! – и потекла на запад, навстречу безумцу. С силой влилась в него Борзя, отрезвила. Опомнился Онон, рванулся вперед и побежал, куда раньше стремился, ломая на пути все преграды.

Тяжело было сокрушать Ингоде на своем пути каменные горы. Стремясь поскорее к Онону, она повернула на восток и вскоре повстречалась с ним. Радостной была эта встреча, сплелись в объятиях их воды и родилась гордая река Шилка”. ”

Берега Онона богаты многочисленными археологическими памятниками разных эпох – это стоянки каменного века, погребения бронзового и железного веков (культура плиточных могил, бурхотуйская культура), наскальные рисунки.

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, с какой целью люди стали сочинять легенды?

Какое впечатление произвела на вас эта легенда?

9) Ребята, а вы когда-нибудь задумывались почему наш город так называется? Оказывается одна из представленных версий в названии нашего города– название реки, которая протекает по его территории. В настоящее время на реке сложились серьезные экологические проблемы и она нуждается в нашей защите и помощи.

Демонстрация Презентации 3 “Экологическое состояние реки Читинки”.

10) Контроль за знаниями учащихся. Заполнение теста “Реки Забайкальского края”.

1. Какая река течет по границе Забайкальского края и Китая:
а) Витим
б) Аргунь
в) Онон

2. Река Витим течет по границе Забайкальского края с:
а) Китаем
б) Монголией
в) Бурятией

3. Большую часть территории края занимает:
а) Ленский бассейн
б) Енисейский бассейн
в) Амурский бассейн

4. Густота речной сети зависит от:
а) рельефа
б) климата
в) высоты над уровнем моря

5. Уникальная точка мира, где сходятся все три речных бассейна:
а) пик БАМ
б) пик Сохондо
в) гора Палласа

6. По характеру течения реки края:
а) равнинные
б) горные

7) По типу питания реки края относятся:
а) дождевому
б) снеговому
в) подземному
с) смешанному

8) У рек Амурского бассейна преобладает:
а) дождевое
б) снеговое
в) подземное

9) У рек Ленского бассейна преобладает:
а) дождевое
б) снеговое
в) подземное.

10) Летнее половодье характерно для рек:
а) Енисейского бассейна
б) Амурского бассейна
в) Ленского бассейна.

11) Задание на контурных картах: обозначить реки края.

12) Домашнее задание: параграф 14, вопросы после параграфа

Литература:

  1. География Забайкальского края; Учебное пособие. – Чита: Экспресс – издательство,2009. – 308.
  2. Горлачев В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарева Л.Н. Региональная экология.– Издание 22-е, испр. и доп. – Чита: Экспресс – издательство,2007. – 210 с.
  3. Энциклопедия Забайкалья. – Новосибирск: Наука, 2000.