Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


Игра предполагает участие детей 8–11-и лет.

Ведущий.

Мы живем в России. Называлась наша страна по-разному в разные времена. Современное ее название – Российская Федерация. Как и другие государства мира, Россия имеет свои символы. Им мы и посвятим нашу игру.

1-й тур.

Ведущий. (Выносится герб.)

Герб России состоит из двух изображений: всадника с копьем, поражающего змея и двуглавого орла. Первое связано с гербом Москвы, второе же с незапамятных времен обозначало власть, зоркость, честность, жертвенность (готовность отдать жизнь ради других)

Двуглавый орел пришел к нам в конце 15 века из Византии после женитьбы московского князя Ивана 3 на племяннице последнего византийского императора. Византия к этому времени перестала существовать, ее захватили турки. И Русь, как бы в наследство приняла герб Византии.

А как звали византийскую принцессу?

С О Ф Ь Я

2-й тур.

Ведущий.

В летописях сохранились упоминания о первых русских знаменах. Они не были похожи на современные флаги. Это были длинные шесты с укрепленными на верхушке конскими хвостами, пучками трав. Позднее к шестам стали прикреплять куски ярких тканей различной формы.

У каждого русского князя было свое знамя немалое по размеру – до 6 метров в длину. Носить его было трудно, потому в знаменосцы подбирали самых сильных людей, богатырей.

Как назывались такие знамена?

С Т Я Г

Во время сражения княжеский стяг устанавливался в центре войска, на возвышении. Враги стремились пробиться к стягу и захватить его. Отсюда пошло выражение “стяжать победу”.

3-й тур.

Ведущий.

Как называется хвалебная песня государства, прославление в стихах и в музыке?

Г И М Н

В 1990 г. гимном России стала “Патриотическая песня” М.И.Глинки.

(Прослушать отрывок.) Мелодия эта весьма торжественная, однако текст на эту мелодию написать оказалось слишком трудно. В 2001 г. был утвержден обновленный вариант гимна: на музыку А.В.Александрова, а новый текст был написан С.В.Михалковым.

Финал. (Выходят победители трех туров.)

Ведущий.

При Петре Великом военно-морской флот получил Андреевский флаг.

(Показать этот флаг.)

Андреевским этот флаг назвали по имени святого Андрея Первозванного. Он считался покровителем мореплавателей, поэтому крест на флаге голубого цвета.

А какая профессия была у Андрея Первозванного?

Р Ы Б А К

Суперигра.

Ведущий. (Показывает изображение герба РСФСР 1918 г.)

Перед вами герб РСФСР .Так называли Российскую Федерацию.

Вы видите на фигурном щите серп и молот в обрамлении снопов колосьев, который символизировал союз крестьян и рабочих. Но в эскизе герба был еще один символ. На заседании Совета Народных Комиссаров долго спорили: оставлять или убрать этот символ. Наконец решили – “ это не наша эмблема”.

Через 1 минуту вы скажите Что было убрано с герба?

М Е Ч

Наша игра подходит к концу. Мы только начали знакомиться с символикой нашего государства. На протяжении веков она не раз менялась, но неизменной оставалось трепетное уважительное отношение к ней.

Каждый человек, считающий себя Гражданином, уважает Государственный Флаг, Герб и Гимн – символы достоинства страны и чтит их.

(Награждение участников игры.)

Конкурс знатоков “Наши славные символы”.

Цель игры.

  • Развитие у школьников интереса к государственной символике.
  • Обобщение, обогащение и углубление знаний по истории
  • Совершенствование навыков умственной деятельности в условиях ограниченного времени.

Варианты игры.

Игра проводится для учащихся средних и старших классов.

Она может быть командной из состава одного класса или из разных классов создается команда по принципу телеигры “Что? Где? Когда?”

Игра может быть персональной, когда участники набирают баллы индивидуально. Победителем считается игрок ответивший на наибольшее количество вопросов. В этом случае возможно предложить игровое поле где под номерами будут “спрятаны” вопросы.

Гимн Флаг Герб
1 1 1
2 2 2
3 3 3
4 4 4
5 5 5
6 6 6
7 7 7
8 8 8
9 9 9
10 10 10

Подготовка к игре

За 1–2 недели до начала игры объявляется тема игры, дается список рекомендуемой литературы;

Формируются команды, выбираются капитаны и распределяются роли участников.

Вводный этап

Вступительное слово ведущего:

Каждое государство имеет свои отличительные знаки – государственные символы, к которым относятся герб, флаг и гимн. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина.

Известный русский мыслитель В.Белинский писал: “Древняя эмблема или цвет нации, подобно гербу древнего рода, должны быть всегда и неизменно сохраняемы нетронутыми. В противном случае самая эмблема теряет символическое и историческое свое значение, не приобретает популярности в народе и становится не более как официальным, казенным штемпелем”.

Государственные символы России в образном и лаконичном виде несут идею исторической преемственности основных ценностей, на которые ориентируется государство и общество.

Вопросы, посвященные Государственному Гимну.

1. Когда и кем был утвержден гимн современной России?
(Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 г. Текст гимна утвержден указом президента России В.В.Путина 30 декабря 2000 г.)

2. Каковы правила поведения граждан при исполнении Государственного гимна?
(Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения– все присутствующие встают, а военные отдают честь и салютуют оружием.)

3. В греческой мифологии существовала муза гимнов. Как ее звали?
(Полигимния.)

4. Какой гимн Российской империи имел второе название “Молитва русского народа”?
(“Боже, царя храни”.)

5. Какой русский царь сказал автору гимна “Боже царя храни” А.Ф.Львову:
“Спасибо, прелестно. Ты совершенно понял меня” – и подарил осыпанную бриллиантами табакерку.
(Русский император Николай 1.)

6. Этот человек имеет отношение и к гимну СССР и гимну России. Он известный детский поэт.
(С.В.Михалков.)

7. Какая торжественная песнь была взята белыми армиями и эмигрантами в качестве гимна?
(Марш Преображенского полка – как символ армии звучал чаще всего в эмиграции русских людей. Его исполняли при выносе боевых знамен и Русского флага, в других торжественных случаях.)

8. Какая республика СССР не имела утвержденного гимна?
(РСФСР, единственная среди республик Советского Союза не имела собственного гимна, хотя было создано 97 вариантов. Дорабатывался и текст. Однако гимн так и не был официально утвержден.)

9. Когда Российский гимн исполнялся без слов. Что это была за музыка?
(С 27 ноября 1990 г. по 30 декабря 2000 г. Верным следует считать ответ “В 90 – гг. 20 века” Согласно Положению “ Гимном Российской федерации являлась мелодия, созданная на основе “Патриотической песни” М.И.Глинки”.)

10. В 1791 году на балу, который давал ближайший сподвижник Екатерины Великой Г.А.Потемкин, в момент появления императрицы 300 певцов и музыкантов грянули марш-полонез “Гром победы, раздавайся!”, который вскоре стал гимном российского оружия.
О какой победе идет речь?
(О взятии, под руководством А.В.Суворова, в декабре 1890 г. турецкой крепости Измаил, считавшийся неприступной.)

Вопросы, посвященные Государственному Флагу

1. Римская наука, изучающая знамена.
(Вексиллалогия.)

2. Из каких частей состоит знамя?
(Знамя состоит из нескольких частей, главная – полотнище. Обычно они прямоугольные ,но могут иметь и другую форму. Полотнище крепится к древку, которое венчается навершием.)

3. Какие различия есть между знаменем и флагом?
(Флаги обычно изготавливают из более легкой материи. Они имеют более простые изображения. На знаменах могут быть различные эмблемы и надписи, нередко сложные композиции. В отличии от флагов знамена не вывешивают на длительный срок. Они хранятся свернутыми и используются в определенных случаях.)

4. Какие славянские народы за основу в государственные флаги взяли бело-сине-красный триколор?
(Еще в 19 веке цвета петровского триколора шагнули за пределы России. Многие славянские народы использовали их как символ борьбы за свою независимость. Бело-сине-красное расположение полос в Словакии и Словении, красно-сине-белое – в Сербии, красно-бело-синее – в Хорватии. Так Российский флаг стал прототипом флагов других славянских государств.)

5. Когда празднуется День Государственного флага Российской Федерации?
(22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление “Об официальном признании и использовании Национального Флага РСФСР” .В память о восстановлении государственного флага и в целях воспитания уважительного отношения граждан к государственным символам установлен праздник – День Государственного флага Российской Федерации, 22 августа.)

6. Откуда появилось сочетание черного, желтого и белого цветов в российской символике?
(При Александре 1 черно-желто-белые цвета стали восприниматься как государственные. На знаменах полков русской армии черный орел занимал золотое поле. Черный и золотой цвета символизировали порох и огонь Эти цвета были на ленте военного ордена Святого Георгия. Черно-желто-белая гамма считалась и императорской. Золотую мантию государя, подложенную белым горностаевым мехом, украшали черные двуглавые орлы. В 1858 г. Александр 2 окончательно утвердил этот второй триколор .Цвета флага соответствовали цветам государственного герба , их трактовали как символы земли, золота и серебра.)

7. Что символизируют цвета российского Государственного флага?
На расположение полос и цвета флага повлияли русские традиции Славянские народы предпочитали красные, белые, синие, зеленые краски Белый – божественный свет, олицетворял мир, чистоту, благородство, Синий – небесная сфера, был символом Богоматери, покровительницы Руси. Красный – как бы обозначал земной мир, символ отваги и мужества, цвет крови, а так же синоним красивого.
Все три цвета соответствовали и московскому гербу: на белом коне Святой Георгий в синей мантии на красном поле щита.
В 19 веке сочетание трех цветов объясняли порой как символ союза 3 славянских народов: белый – белорусов, синий – украинцев, красный – русских.)

8. Когда в России впервые использовали красный флаг как знак революционного движения?
(6 декабря 1876 г. организация народников “Земля и воля” организовала демонстрацию перед казанским собором в Петербурге. Было развернуто красное знамя, собралось около 400 человек, в основном студенты. Полиция натравила на них дворников, приказчиков. Началось избиение. Мирная демонстрация была разогнана.)

9. Что символизировала голубая полоса вдоль древка на флаге РСФСР?
Какие еще страны имеют красные флаги?
(Голубая полоса вдоль древка появилась на флаге РСФСР в 1954 году. Она символизировала природные богатства и водные просторы России. После Второй мировой войны красными стали флаги Китая, Вьетнама, Монголии и Северной Кореи.)

10. В каких случаях поднимался императорский штандарт?
(Штандарт обязан своим появлением в России Петру Первому. Его поднимали там, где находился в тот момент император. По статусу штандарт означал присутствие, бодрствование и работу государя императора. При подъеме штандарта на мачту судна или над крепостью полагался салют из 31 залпе. Находящиеся в пешем строю армейские части должны были преклонять свои знамени. На судовом штандарте двуглавый орел держал не скипетр и корону, а карты четырех морей – Белого, Черного, Каспийского и Балтийского.)

Вопросы, посвященные Государственному Гербу.

1 .Как называется наука, изучающая гербы?
(Геральдика.)

2. Какой вид имел родовой знак у Рюриковичей?
(Первоначально знак Рюриковичей представлял собой двузубец .Самые древние изображения этого знака известны с конца 9 – начала 10 в., т. е. времени княжений Олега и Игоря и образования Древнерусского государства. . Изображения знаков находили и на печатях и на предметах вооружения и снаряжения воинов и на глиняной посуде и на кирпичах для строительства Десятинной церкви в Киеве. . Все это привело историков к мысли, что знаки Рюриковичей были знаками собственности княжеской династии.)

3. Какие два меха использовались в российской геральдике?
(Горностаевый и беличий . Горностаевый мех использовался в основном для мантий в княжеских гербах и в государственном гербе. Графически горностаевый мех обозначался белым полем, усеянным черными хвостиками, а беличий – голубыми значками, напоминавшими развернутые шкурки белок, по серебряному полю.)

4. Что изучает сфрагистика?
(Сфрагистика – наука о печатях.)

5. Известно, что распространенной эмблемой русских княжеств был лев(в некоторых случаях леопард или барс) . Встречается он и на печатях галицко-волынских князей Андрея и Льва Юрьевичей. А где еще остался лев с 13 века?
(Князь Даниил Романович основал город Львов.)

6. Чем объяснялись три короны в российском государственном гербе 17 века.
(Царский указ “О титуле царском и о государственной печати” от 14 декабря 1667 г. Содержал официальное описание российского государственного герба. Примечательно, как в этом указе объясняется наличие в гербе трех корон. Оказывается, это знак подчинения российским государем трех татарских ханств – Казанского, Астраханского и Сибирского.)

7. В современном гербе на груди орла в красном щите – серебряный всадник – Георгий Победоносец. Еще в гербе какой страны изображен Святой Великомученик и Победоносец Георгий?
(Это герб Грузии. На современном гербе Георгий в лазуревом вооружении , с золотым на груди крестом…сидящий на черном коне…поражающий…копьем…дракона.)

8. У современного российского герба девиза нет. Девизом российского дореволюционного герба были слова “С нами Бог”. А каков был девиз советского герба?
(Девизом советского герба был призыв из Манифеста Коммунистической партии К.Маркса “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”)

9. У Индии – 4 льва, у Эстонии – 3 леопарда, у России – двуглавый орел, у Новгорода – 2 медведя . А что у Сибири?
(А у Сибири – два черные соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие передними, одной– золотую пятизубцовую корону, другую – червленый лежащий лук и две крестообразно, остриями вниз поставленные стрелы. Герб символизировал пушные богатства Сибирского края.)

10. На современном гербе , как и на дореволюционном орел в лапах держит скипетр и державу. А что предлагали “подержать” орлу художники в 1918 году?
(В 1918 году появились предложения приспособить герб Российской империи к новой эпохе. Так художником М.В. Добужинским на здание Адмиралтейства было помещено изображение двуглавого орла с серпом и молотом в лапах. Другой проект предполагал – вместо корон – звезды и шапку – буденовку, а в лапах – палка и булыжник – “оружие пролетариата”.)

Подведение итогов игры.

Объявляется команда – победительница, призеры конкурса, лучший игрок. Можно отметить наиболее активного знатока среди зрителей. Проводится награждение.

Рекомендуемая литература.

  1. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2002.
  2. Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории: Учебн. для 5 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1993.
  3. Зырянов П.Н. История России, 19 в.: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Иванова Л.Ф. “ Пятиклассники изучают символику современной России”, ж. “Преподавание истории и обществознания в школе” № 8 2002. с. 40–46
  5. Рожков и др. “Государственные символы России”, ж . “Преподавание истории и обществознания в школе” № 1 2003.