Интегрированный урок (история + математика) по теме "История Древнего Египта в математических вычислениях"

Разделы: Математика, История и обществознание


Цели:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по темам “Действия с многозначными числами” и “Древний Египет”.
  2. Развивать аналитическое и логическое мышление.
  3. Формировать интерес к истории и математике.

Задачи:

  1. Развитие умений анализировать события, обобщать факты, делать выводы.
  2. Развитие вычислительных навыков, умения работать с текстом, выделять главное из текста.
  3. Воспитание чувства прекрасного, здорового образа жизни.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, историческая карта “Египет и Передняя Азия в древности”, фигуры Сфинкса, богини Бастет, египетский папирус. (Презентация) (Слайд 1)

Учитель истории: Ребята! Наш сегодняшний урок не похож на обычный. Его будут вести два учителя: истории и математики. Мы с вами сегодня убедимся в том, что знания математики могут очень пригодиться на уроке истории и наоборот. Перед вами на доске тема сегодняшнего урока, наверняка вы догадались, что мы вновь отправимся в путешествие по загадочной стране под названием “Древний Египет”, чтобы повторить пройденное на предыдущих уроках, а возможно узнать что-то новое из истории этой страны. (Учитель комментирует план урока.) (Слайд 2)

Учитель истории переходит к фронтальному опросу. (Слайд 3)

  1. Где находился Древний Египет? (Примерно там же находится и Египет современный.)
  2. Какая река протекает по его территории?
  3. Где располагается дельта Нила?
  4. В какое море впадает река Нил?
  5. Почему один из греческих историков подметил: “Египет со всех сторон укреплен самой природой”?

Ученик приглашается к исторической карте, показывая по ней города, реки, моря, оазисы.

Учитель истории: Какова разница между следующими выражениями “страна Египет” и “государство Египет” (“Страна Египет” это долина Нила”, сама река, горы, окаймляющие долину, “государство Египет” – это власть, располагавшая войсками, стражниками, палачами и тюрьмами.)

Когда в Египте завершилась борьба между двумя царствами, и произошло их объединение в государство? (В 3000 году до н.э.) Столицей стал город Мемфис.

Сколько лет тому назад это произошло? (3000 + 2008 = 5008.)

Учитель математики: Сегодня на нашем уроке мы, повторяя тему “Выполнение действий с многозначными числами”, погружаемся с вами в далекое прошлое. Математические задачи помогут нам стать участниками былых событий и открыть некоторые исторические факты. Как всегда на уроке математики, мы начинаем с устной математической разминки:

Устный счет (Слайд 4)

  1. 675 + 871 + 325 = 1871
  2. 8 ∙ 276 ∙125 = 276000
  3. 4 ∙ 721∙ 5 ∙ 25 ∙ 2 = 721000
  4. 1241 ∙ 26 – 1241 ∙ 25 = 1241
  5. 2715 ∙ 98 + 2 ∙ 2715 = 271 500

Все эти примеры написаны с помощью арабских цифр, которых в Древнем Египте не знали. Египтяне пользовались специальными иероглифами, которые обозначали числа.

(Слайд 5).

1 – одна палочка, 10 – путы для коров, 100 – мерная веревка для измерения земельных участков, 1000 – цветущий лотос, 10000 – указательный палец, согнутый в суставе “Будь внимателен!”, 100000 – просто “лягушонок” , 1000000 – человек удивится и возведет руки к небу, когда увидит такое большое число, 10000000 – египтяне поклонялись Богу Солнца Ра и самое большое число изображали в виде восходящего солнца.

Прочитаем следующие числа:

2 500 000
40 000
1 750

Учитель истории: Ребята, посмотрите на эти числа внимательно. Можно ли их связать с какими-либо историческими событиями?

Учащиеся называют события: появление человека на Земле, появление “человека разумного”, восстание в Египте, в котором приняли участие бедняки и рабы.

Учитель истории: Как называли правителя Египта, кто помогал ему управлять государством? (Фараон, жрецы, вельможи, писцы, на них работали ремесленники, крестьяне, рабы.)

Учитель истории: Все подчинялись фараону, самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараоном участвовали и в военных походах (Слайд 6), чтобы пополнить свои богатства, расширить свои владения. По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча – это пленники.

1. Почему пленники считались главной добычей на войне? (Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину, они могли трудиться, что-то создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно.)

2. Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства? (Погибало много простых жителей Египта, участки земли некому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли; огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание ).

3. Кто из фараонов совершил самые крупные военные завоевания?

(Тутмос III – в 1500 г. до н.э., совершил 17 успешных походов, овладел Палестиной, Сирией, Финикией.)

На прошлом уроке вы получили задание на дом “Найти ошибки в тексте” (Слайд 7):

“Молодой фараон Тутмос III, вскочил на коня, поскакал осматривать строительство своей пирамиды. Его приближенные ехали на верблюдах. Владыку сопровождали послы из других государств, ярко блестели стальные мечи греков – наемных телохранителей фараона. Руководитель строительства рассказал царю о ходе работ и пожаловался, что не хватает рабов для обжига кирпичей – иначе стройка шла бы гораздо быстрее. Фараон сказал, что скоро он отправиться воевать в другие страны и приведет много рабов…”

( – При Тутмосе III в 15 веке до н.э. – египтяне еще не ездили верхом, а запрягали лошадей в колесницы.
– У Тутмоса не было пирамиды, а только подземная гробница.
– Верблюдов тогда в Египте еще не было, они появились – около 1000 г. до н.э.
– Стальные мечи в 15 в. до н.э. – еще нигде не умели делать.
– Египтяне почти не применяли кирпич в строительстве, у них было много дешевого камня-известняка.)

Учитель математики: Ребята, сейчас вы говорили о войнах, которые вели фараоны, а вот задача на эту тему. (Слайд 8)

Задача № 1. В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2 воина: возничий и стрелок. Войско делилось на отряды – по 25 колесниц в каждом. Сколько воинов было в войске фараона и сколько было отрядов?

Решим эту задачу устно и вспомним способы деления числа на 25.

2025 ∙ 2 = 4050 воинов, 2025 : 25 = 81отряд.

Задача № 2. (Слайд 9) Фараоны уделяли большое внимание безопасности границ Египта и строили оборонительные крепости. До наших дней сохранились остатки такой крепости, построенной в форме прямоугольника.

Эта крепость имеет внутреннюю стену высотой 10 м. В 25 м. от внутренней стены построена внешняя стена, которая охватывает крепость с трех сторон, а с четвертой стороны подходы к крепости защищала скала, которая круто обрывалась к реке. Внутренние размеры крепости 140 м. на 180 м. Какую площадь имеет промежуток, заключенный между двумя крепостными стенами?

S1 = 140 ∙ 180 = 25200 (м2)

MN = 180 + 50 = 230 (м)

MK = 140 + 25 = 165 (м)

S2 = 230 ∙ 165 = 37950 (м2)

S3 = 37950 – 25200 = 12750(м2)

Ответ: 12750 м2.

Учитель истории: Говоря сегодня о Древнем Египте, мы с вами должны вспомнить еще несколько понятий, без которых Египет трудно представить и в прошлом, и сегодня. (Пирамиды, Сфинкс, иероглифы, папирус.)

(Слайд 10)

Самая высокая пирамида, построенная в Древнем Египте – пирамида фараона Хеопса. Для чего возвели статую Сфинкса египтяне? (Слайд 11)

Основная часть гробниц египетских фараонов была разграблена еще в Средневековье, лишь в 1922 г. одним из английских археологов был открыт вход в одну из египетских гробниц. Имя этого фараона стало известно лишь потому, что археологи открыли его захоронение. Как звали фараона?

(Слайд 12)

Учитель математики:

Задача № 3. (Слайд 13) Пирамида Хеопса имеет высоту 146 м. (современное здание высотой в 50 этажей), длина стороны основания 230 м. На сооружение пирамиды потребовалось 2 336 000 каменных блоков, причем ежедневно устанавливалось по 320 блоков. Сколько времени строилась пирамида?

Как найти время строительства пирамиды? Сколько цифр получится в частном?

2336000 : 230 = 7300 дней.

В какие более крупные единицы времени можно перевести 7300 дней?

73000 :365 = 20 лет.

Задача № 4. (Слайд 14) А теперь откроем тайны Большого сфинкса.

Большой сфинкс имеет длину 57 м., высоту 20 м., 11м. 50 см. в плечах, ширина лица 4 м. 17 см. У статуи отсутствует нос шириной 1м. 3 см. А какими мерами длины пользовались древние египтяне? Другие единицы длины: локоть 440 мм, ладонь 60 мм, палец – 15 мм. Выразим ширину носа Большого сфинкса в древних мерах длины. 1 м. 3 см. = 1030 мм., 1030 :440 =2(150), 150 : 60 =2(30), 30 : 15 = 2, 1 м. 3 см. = 2 локтя, 2 ладони, 2 пальца.

Учитель истории: Ребята, если мы с вами представим, что устройство египетского государства – есть пирамида, кого из представителей населения Египта на каком ярусе пирамиды расположим? (Фараон, жрецы, высшие чиновники, вельможи, государственные чиновники, писцы, офицеры, ремесленники, купцы, художники, свободные земледельцы, рабы.)

(Слайд 15)

Мы с вами говорили о том, что египтяне строили пирамиды, воевали, а кроме этого, какими еще занятиями была наполнена жизнь египтян? (Они изготавливали орудия труда, оружие, предметы быта, украшения, торговали). Какой торговый путь был для них одним из главных?) (Слайд 16)

Учащиеся: По главной реке Египта – Нилу.

Учитель математики: Если мы решим следующую задачу, то мы узнаем длину Нила – величайшей реки мира. (Слайд 17)

Задача № 4. Одновременно навстречу друг другу вышли два корабля. Один из них торговый, направлялся от дельты Нила на юг и имел собственную скорость 14 км. в час. Другой, военный, двигался навстречу первому и имел собственную скорость 15 км. в час. Найти длину Нила, если встретились корабли через 8 дней. Скорость течения Нила – 2 км. в час, и пункт отправления военного корабля находился на расстоянии 192 км. от истока реки.

Обсуждается план решения задачи, проверяется на экране. (Слайд 18). Для тех, кто быстрее всех решит задачу – дополнительный вопрос: как изменится ответ в задаче, если скорость течения Нила будет 3км/ч?

1) 24 ∙ 8 =192(ч) время движения кораблей.
2) 14 – 2 = 12 (км/ч) скорость торгового корабля.
3) 15 + 2 = 17 (км/ч) скорость военного корабля.
4) 12 + 17 = 29 (км/ч) скорость сближения.
5) 29 ∙ 192 = 5568 (км) расстояние, пройденное двумя кораблями.
6) 5568 + 192 =5760 (км) длина Нила.
Ответ: 5760 км.

Скорость сближения не зависит от скорости течения реки.

Учитель истории: Знаменитый египетский папирус, благодаря сохранившимся папирусам человечество узнало о событиях, происходивших в Египте тысячелетия назад.

(Слайд 19) Французскому ученому Шампольону удалось расшифровать эти таинственные знаки. Что представляла из себя древнеегипетская книга? Какие звуки обозначали египтяне иероглифами?

(Только согласные звуки.)

Как учились писать египтяне?

(Папирус был недешев, поэтому сначала мальчиков учили писать на чем-нибудь другом, например, царапая на черепках битой посуды. Потом им доверяли и папирус.)

Учитель истории: Ребята, предлагаю вам разбиться на три команды по количеству рядов парт. Давайте поиграем с вами во “Что? Где? Когда?” Команда победитель получит за сегодняшний урок по дополнительной “5”? Бог Нила – , Главный Бог египтян – ,

О чем вам говорит имя Сенухет – ? Бог земли древних египтян – , Богиня неба – ? Первым чудом света считаются – ? Почему египтяне любили и обожествляли кошек – ? Какие меры длины использовал египтяне – ? Язык древних египтян забыт полностью – ?.

(Слайд 20)

Учитель математики: Как вы думаете, ребята, могли ли египтяне построить свои пирамиды, если бы не знали математики?

Учитель истории: Я думаю, подобные уроки станут в нашей с вами доброй традицией, особенно в конце четверти и учебного года.

Учителя выставляют оценки учащимся (Слайд 21).

Задание на дом: (Слайд 22).

– История: задания в рабочей тетради №№ 39–42.

– Математика: № 144, № 183 (а, б, в).

(Слайд 23)

Список литературы:

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. М.: Вако, 2005 г.
  2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. 5 класс. М..1996 г.
  3. Интегрированные уроки // ПИОШ. № 2.2004 г.
  4. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика.5 класс.М.: Мнемозина, 2004 г.
  5. Зубарева И.И., Мильштейн М.С., Шанцева М.Н. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы. М.:Мнемозина, 2009 г.
  6. Кочергина Л.Л. Поурочные планы по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.История древнего мира. Волгоград: Учитель, 2007 г.
  7. Я иду на урок истории. Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2000 г.