Народный фольклор как средство эмоционального развития младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Содержание.

  1. Жанры народного фольклора, используемые на уроках русского языка: пословицы и поговорки; песни и частушки; загадки.
  2. Приложение.
  3. Информационные ресурсы.

Вместо слов "устное народное творчество" иногда говорят "фольклор", что в переводе с английского языка обозначает народная мудрость, народное знание. Понимают этот термин по-разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство – танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верование. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. Дореволюционные исследователи говорили ещё "живая старина", "народная словесность", "народная поэзия". Три слова – три характеристики, три качества: устное, народное и творчество. Устное... Это свойство определяет коренные особенности народного искусства слова. Автору литературного текста совсем не обязательно непосредственно общаться с читателем. Глиняные таблички из древнего Вавилона, египетские папирусы, средневековые пергаменты, старинные рукописи и книги дошли до нынешних дней, и учёные через много веков прочитали их. Произведения фольклора существуют только тогда, когда слушатель находится рядом. Разумеется, теперь текст можно записать на бумагу или магнитную ленту, а исполнение запечатлеть на киноплёнку. Но что получится в результате? Примерно то же самое, что дают фотография или кинокадр, которые зафиксировали какое-то состояние человека. А сам человек живёт, меняется. Так же живёт и меняется фольклорное произведение. Всякое произведение устного народного творчества имеет множество вариантов. Даже один и тот же сказочник, как бы он ни старался быть точным, при каждом повторении сказки что-то изменит. Тем более по-другому передаёт её следующий сказитель. Сказка живёт сотни лет и за это время проходит через тысячи и тысячи уст. Это относится и к былине, песне, частушке. Поэтому и говорят: из песни слова не выкинешь. К фольклору относится огромное число жанров: былины, обряды, пsесни, причитания, сказки, пословицы, поговорки, частушки, потешки, считалки, прибаутки, приговорки, загадки и т.д. Художественный талант народа находит своё выражение в этих жанрах.

Пословицы и поговорки. Приложение 1.

Пословицы и поговорки – это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом. Пословицы и поговорки, по словам А.М.Горького, “...формируют весь жизненный, социально-исторический опыт трудового народа”. В пословицах отразились, писал К.Д.Ушинский, “...все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни”. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.д. Пословица несёт с собой и переносный смысл – она приложима ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия. Пословица по содержанию характеризуется тем, что заключает в себе определённую мысль, законченные суждения. В первой части пословицы ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод. Поговорка – это лишь элемент суждения, часть мысли, меткое образное определение, распространенный устойчивый оборот речи. Образно-воспитательная важность понимания пословиц и поговорок состоит в том, что оно облегчает использование пословично-поговорочных форм в повседневной речевой практике учащихся, обостряет их внимание к этим фольклорным жанрам в речи других людей, способствует их запоминанию и оперативному применению. Выдающийся советский фольклорист профессор К.А.Рыбникова писала: “Искусство говорящего заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление, случай, свойство, человеческий поступок, охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: “Пословица к слову молвится”. Умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Говорить пословицами вовсе не значит владеть ими во множестве, главное – уметь вводить их в оборот. Пословица вставляется в живую речь и резко в ней выделяется – выделяется сконцентрированной в художественном образе мыслью, выделяется ладностью и звучностью. В работе над пословицами и поговорками с учащимися необходимы следующие условия:

I) понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице:
2) владение известным запасом произведений данного жанра;
3) умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком – то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;
4) выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.

Пословицы и поговорки – благодатный материал для работы в начальной школе. Работать с ними можно во всех направлениях.

Песня.

Среди произведений устного народного творчества выделяются народные песни. Они очень красивые, легко запоминаются. А если их напечатать, то легко читаются. Не зря говорится: сказка – складка, песня – быль. Сказка основана на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Русские народные песни бесконечно разнообразны. Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, что поле принесёт урожай, а охота будет удачной без помощи потусторонних сил. Значит, для того, чтобы всё это произошло, нужно попросить о помощи. Так возникает ОБРЯД – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. Календарные обряды призваны были обеспечить удачный год, который принесёт богатый урожай, приплод скота, благополучие и радость в семье. Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки, длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня. В эти дни по деревням ходили процессии ряженых. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах КОЛЯДКИ. Второй за Святками большой праздник, во время которого также пелись песни, – Масленица. На уроках русского языка можно включить задание: списать песню, вставить пропущенные буквы

А мы Масленицу п . встр . чали,
Сыром гору наб . вали,
Масл . м гору пол . вали,
На ш . рок двор з .з ывали
Да бл . нали заедали.

Частушки. Приложение 2.

Самый любимый и самый распространенный вид народного фольклора – частушка. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома всем без исключения. Её поют просто так, " под язык", или в сопровождении балалайки, а чаще – гармонии. Частушки так же можно включить в урок русского языка.

Загадки. Приложение 3.

Загадка – это краткое образное и замысловатое описание какого-либо предмета или явления, имеющие сходные черты с другим предметом или явление, которое остаётся, скрытым и о котором нужно догадаться. Загадка побуждает человека подумать, порассуждать, сопоставить нередко трудно сопоставимое, перебрать множество предметов и явлений, их признаков и проявлений, чтобы обнаружить какое – либо сходство. Загадка развивает сообразительность, открывает в самих привычных и повседневных предметах и явлениях неожиданное, образно-поэтическое. В отличие от пословиц, которые заключают в себе суждение, обобщенную мысль, загадки предельно конкретны, они выражают определенный предмет, зачастую построены на описании его деталей, видовых и частных признаков, внешних качеств, свойств и назначения, иногда и происхождения. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода-охотника. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество – убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. С самых первых дней обучения детей в школе необходимо пробуждать у них интерес к изучению русского языка, вырабатывать чутьё к языку. Не секрет, что уроки русского языка многие дети считают скучными. Для повышения эффективности урока, развития интереса к русскому языку широкое применение на уроках нашли загадки.