Блочно-модульная технология как средство активизации познавательного интереса обучающихся

Разделы: Технология


АННОТАЦИЯ

Развитие способностей человека – это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, желающего реализовать свой внутренний потенциал.

Представители многих научных направлений, рассматривающие интеллектуальное развитие человека, развитие его личностных качеств, подтверждают, что продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельностного общения, которое затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. На своих уроках я предлагаю различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений и навыков, способности принимать решение, брать на себя ответственность. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний.

***

Основное общение учителя с учеником происходит на уроке и каждый урок должен быть построен таким образом, чтобы образование было направленно не на абстрактную гармонически развитую личность, а на конкретного ученика, которому учеба должна казаться увлекательным и желанным занятием.

Среди технологий, позволяющих организовать такие уроки, особое место занимают блочно-модульная технология.

Для изучения раздела материаловедения применяю блочно-модульную технологию с целью содействия самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов переработки учебного материала.

Выбрала эту технологию потому, что модульное обучение базируется на деятельностном принципе, при этом учебное содержание осознанно усваивается, так как становится предметом активных действий школьника.

Разрабатывая задания, я ориентирую своих учеников на цель учебной деятельности, мотивирую ее принятие, определяя систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс, который способствует познавательной деятельности в разных формах (индивидуальной, парной и групповой постоянного и сменного состава).

Результатом применения блочно-модульной педагогической технологии является:

– высокое качество знаний;
– четкость и логичность действий;
– активность и самостоятельность школьников;
– индивидуализированный темп работы;
– самоконтроль и взаимоконтроль;
– программный подход к любой деятельности.

В качестве примера предлагаю разработанные мной карточки задания для изучения темы “Химические волокна (искусственные и синтетические)”

В 7-м классе:

 Модуль 1–Модуль 3

Учебный элемент 0 (3 мин.). Установочная консультация

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:

– получить знания о классификации химических волокон;
– получить знания о сырье, из которого изготавливают химические волокна;
– получить знания о технологии производства химических волокон;
– учиться распознавать химические волокна по внешнему виду, на ощупь и по горению;
– развивать методический навык (самоконтроль, взаимоконтроль).

Учебный элемент 1 (3 мин.). Классификация волокон.

Цель: получить знания о классификации волокон.

  1. Прочитайте учебник стр. 84 и ответьте на вопросы: – как подразделяются химические текстильные волокна?
  2. Заполните таблицу.

  1. Проведите самоконтроль.
  2. Переходите к следующему учебному элементу.

Учебный элемент 2 (5 мин.).

Сырье для получения химических волокон.

Цель: получить знания о сырье, из которого изготавливают химические волокна.

  1. Прочитайте учебник стр. 84 и ответьте на вопросы:
    – какое сырье служит для получения искусственных волокон?
    – какое сырье служит для получения синтетических волокон?
  2. Заполните таблицу.

Исходное сырье для получения искусственных волокон.

Исходное сырье для получения синтетических волокон.

 

 
  1. Проведите самоконтроль.
  2. Обратите внимание на правильное написание новых слов: химические волокна, искусственные волокна, синтетические волокна, сырье, целлюлоза.
  3. Переходите к учебному элементу 3.

Учебный элемент 3 (10 мин.).

Технология производства химических волокон.

 

Цель: получить знания о технологии производства химических волокон.

  1. Прочитайте стр. 84 “Технология производства химических волокон” и продолжите начатые предложения.

– Процесс производства химических волокон включает три этапа:

1. ………………………………………………………………………………..
2. ………………………………………………………………………………..
3. ………………………………………………………………………………..

– Все химические волокна получают из ………………………….................

– Для получения искусственных волокон, подготовленную специальным образом целлюлозную массу растворяют в…………………………………

– Синтетические волокна получают путем……………………………………

– Для формования волокна вязкий раствор продавливается через мельчайшие отверстия колпачков, которые называются…………………………………

– Отделка волокон включает в себя:

1. ………………………………………………………………………………..
2. ………………………………………………………………………………..
3. ………………………………………………………………………………..
4. ………………………………………………………………………………..
5. ………………………………………………………………………………..
6. ………………………………………………………………………………..

  1. Проведите самоконтроль.

  2. Запомните новые слова: щелочь, фильера.

  3. Переходите к учебному элементу 4.

Учебный элемент 4 (5-7 мин.). Взаимоконтроль.

Цель: убедитесь в том, что три предыдущие учебные элементы были выполнены, верно.

  1. Поменяйтесь выполненными работами с другой группой.

  2. Проверьте работу другой группы и обсудите ее.

  3. Если вы обнаружили ошибки или недочеты, отметьте их.

  4. Сообщите о результатах вашей проверки. Как, по вашему мнению, группа справилась с работой?

  5. Переходите к учебному элементу 5.

Критерии оценки:

0 ошибок – оценка “5”.

1 ошибка – оценка “4”.

2 ошибки – оценка “3”.

3 и более ошибок – оценка “2”.

Учебный элемент 5 (30 мин.). Лабораторно – практическая работа.

Цель: научиться определять сырьевой состав текстильных материалов.

Инструменты и материалы: лоскутки тканей, стаканчики с водой, спички, тигели для поджигания нитей.

Задание 1.

  1. Изучите таблицу “Свойства химических волокон”.
  2. Познакомьтесь с коллекциями волокон и тканей.

Задание 2.

  1. Рассмотрите внешний вид предложенных материалов. Определите, у каких лоскутков поверхность блестящая, а у каких матовая.
  2. Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого лоскутка.
  3. Определите сминаемость лоскутков: зажмите каждый из них в кулаке, подержите так 30 сек., а затем раскройте ладонь.
  4. Выньте 2 нити из каждого лоскутка и намочите одну из них. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нити. Определите, меняется ли при этом прочность нити. То же проделайте с другими образцами.
  5. Выньте нить из каждого образца и подожгите. Проанализируйте вид пламени, запах и оставшиеся после горения пепел.
  6. Заполните таблицу.
  7. Обобщив полученные данные, определите сырьевой состав каждого образца.
  8. Переходите к учебному элементу 6.

Учебный элемент 6 (7 мин.). Вывод.

Цель: обобщить полученные знания, выделить главное.

  1. Повторите изученный на уроке материал.
  2. Составьте краткое сообщение (примерно 2 мин.) об искусственных волокнах.
  3. Расскажите классу.
  4. Поблагодарите друг друга за сотрудничество.

Спасибо за внимание!

Таблица для заполнения

№ образца ткани

1

2

3

4

5

6

Признаки тканей

Показатели признаков материала

Блеск            
Гладкость            
Мягкость            
Сминаемость            
Осыпаемость            
Прочность в мокром состоянии            
Горение            
Сырьевой состав материала            

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байбородова Л.В., Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Бурцева О.Ю. “Модульная технология обучения”, 1999 №5
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2001.
  5. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.
  6. Павлова М. Б., Сасова И. А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология 5 кл. – М.: Вентана – Граф.
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.