Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе

Разделы: Администрирование школы, Коррекционная педагогика


"Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля".

Артур Шопенгауэр

В системе образования России на современном этапе происходят сложные и неоднозначные процессы обновления. Наряду с бесспорными достижениями, связанными с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения, появлением инновационных, альтернативных образовательных учреждений, в последние годы особое внимание уделяется вопросу здоровья школьников.

Слайд №3

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Слайд №4

Физическое здоровье – это функционирование всего организма, наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний.

Слайд №5

Психическое здоровье – это нормальное течение психических процессов. Оно включает в себя следующие компоненты:

– положительное отношение к себе;
– оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности;
– реалистичное восприятие окружающих людей, умение адекватно воздействовать на них.

Слайд №6

Социальный компонент здоровья – это осознание личностью себя в качестве субъекта мужского или женского пола и взаимодействие личности с окружающими. Он отражает способ общения и отношений с разными группами людей (сверстниками, коллегами, родителями, соседями), т.е. с обществом.

Слайд №7

Существуют факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье ребенка. К ним относятся эндогенные (возрастные, половые, наследственные), экзогенные (экологические, экономические, социальные), внутришкольные (педагогические, физиолого-гигиенические, социально-психологические).

Слайд №8

Проанализировав внутришкольные факторы риска по значимости и силе влияния, особо выделили следующие:

– интенсификация учебного процесса;
– стрессовая педагогическая тактика;
– несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
– нерациональная организация учебной деятельности;
– низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Образовательный процесс, в котором имеют место данные факторы, является здоровьезатратным.

Определяющим фактором в системе сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является здоровьеориентированный образовательный процесс в школе. Это организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Слайд №9

По слова профессора Н.К. Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся”.

Слайд №10

Здоровьесберегающая технология – это:

– условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
– рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
– соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
– необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Для осуществления коррекционно-педагогического процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить принципы, которые должны способствовать:

Слайд №11

Принципы здоровьесберегающих технологий должны способствовать

– профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе;
– развитию познавательной деятельности школьников;
– гуманизации образования.

Слайд №12

Принципы образуют систему, в которую входят общедидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

К общедидактическим принципам относятся:

Слайд №13

Общедидактические принципы:

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип активности – предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

К специфическим принципам относятся:

Слайд №14

Специфические принципы:

Принцип “Не навреди!” – все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

Принцип повторения умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принципа постепенности предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Слайд №15

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможностей организма школьника.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Слайд №16

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.

Слайд №17

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения:

– средства двигательной направленности;
– оздоровительные силы природы;
– гигиенические.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Слайд №18

– это движение;
– физические упражнения;
– физкультминутки и подвижные перемены;
– эмоциональные разрядки и “минутки покоя”;
– гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для бодрости);
– подвижные игры;
– специально организованная двигательная активность ребенка (занятия физкультурой, ритмика);
– массаж и самомассаж;
– психогимнастика и тренинги.

Слайд №19

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.

Слайд №20

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения относятся:

– выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
– личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
– проветривание и влажная уборка помещений;
– соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;
– привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.;
– обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
– организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;
– ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии.

Слайд №21

Основной формой обучения школьников остается урок. Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие его аспекты:

  1. Гигиенические условия в классе (кабинете).
  2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем (нормой считается 4-7 видов за урок).
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7-10 минут).
  4. Число использованных учителем видов преподавания (норма – не менее трех за урок).
  5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Слайд №22

  1. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
  2. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
  3. Физкультминутки и физкультпаузы (норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
  4. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Слайд №23

  1. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
  2. Благоприятный психологический климат на уроке.
  3. Преобладающее выражение лица учителя.
  4. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
  5. Темп и особенности окончания урока.
  6. Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

На уроке необходимо осуществлять профилактическую и коррекционную работу. В этой связи со всей остротой встает вопрос о такой организации общения и совместной деятельности учителя и учащихся, в процессе которой осуществляется взаимное личностное развитие участников педагогического взаимодействия. Такому контакту соответствует техника психотерапевтического педагогического воздействия, основанная на саногенном мышлении.

Слайд №24

Под саногенным мышлением подразумевают мышление, способствующее поддержанию здоровья, погашающее внутренний конфликт, напряженность, позволяющее контролировать эмоции, потребности, желания и предотвращающее заболевания. Результат саногенного мышления находит свое отражение в поведении учителя, в характере и методике его профессионально-педагогической деятельности.

К примеру, учитель приходит на урок, испытывая сильную физическую боль или переживая крупные неприятности. Такое состояние педагога отражается на его внешнем облике и угнетающе действует на учеников. В результате их активность резко снижается, в классе создается отрицательный эмоциональный настрой.

Эффективность урока также будет страдать, если педагог часто бывает чрезмерно возбужденным, веселым. Подобная повышенная активность на учебном занятии может вызвать обратную реакцию учащихся. Эмоциональный настрой и физическое состояние учителя во многом определяют ход и результаты урока.

Слайд №25

Также в коррекционно-педагогическом процессе эффективно применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.

К нетрадиционным здоровьесберегающим технологиям мы относим такие технологии, как фитотерапия – метод оздоровления с использованием лекарственных трав и препаратов из них, соков фруктов и овощей; ароматерапия – используются эфирные масла определенных растений, так как способствуют гармонии тела, разума и души; арт-терапия (в образовании используют в качестве фактора социализации ученика, оптимизирующего педагогические условия формирования здоровой самоактуализирующейся личности).

Сущность арт-терапии в образовании состоит в поддерживающем, исцеляющем, возвышающем и развивающем воздействии искусства на ребенка, организованном учителем.

Различные виды искусства выступают в качестве профилактических, коррекционных средств:

– музыка – музыкотерапия,
– изобразительное искусство – изотерапия;
– театр, образ – имаготерапия
– литература, слово – библиотерапия;
– танец – танцетерапия;
– пластическое интонирование, движение, ритмическая пластика.

На положительный результат арт-терапевтической деятельности педагогу указывает снятие у школьника тревожности, преодоление им болезненных симптомов, оптимистичный взгляд на существующие проблемы, желание их преодолевать.

Использование арт-терапии в различных её формах для детей с ограничениями в развитии позволяет стабилизировать их эмоциональные состояния, развивает коммуникативные навыки, способствует формированию социально приемлемых допустимых форм отреагирования отрицательных эмоций.

Для сохранения здоровья школьников в коррекционно-педагогическом процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.

Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога

Слайд №26

Василия Александровича Сухомлинского: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

Так как в нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, которым трудно дается учеба. Приняв во внимание анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности наших детей, а также гигиенические требования к учебному процессу, администрация и педагоги приняли решение обеспечить школьникам возможность сохранения и укрепления здоровья на весь период обучения в школе. Были выделены задачи:

Слайд №27

– организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
– создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
– осознание школьником себя как ценности и ценности здоровья для собственной жизни, для взаимодействия с другими людьми;
– обучение ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения их впоследствии.

Педагоги стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения.

Слайд №28

Это выражается через:

– непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам – оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж);
– привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле);
– использование физкультминуток и подвижных перемен;
– проветривание, влажную уборку помещений;
– ароматерапию, витаминотерапию;
– использование функциональной музыки;
– чередование занятий с высокой и низкой активностью;
– специально организованную двигательную активность ребенка (занятия ритмикой, подвижные игры);
– комфортное начало и окончание урока;
– упорядочение системы домашних заданий;
– объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося;
– учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка;
– личный пример учителя;
– организацию саморефлексии;
– игровые методы психокоррекции;
– массовые оздоровительные мероприятия (тематические праздники здоровья, выход на природу).

Создавая здоровьесберегающую среду в школе, мы:

– сохраняем здоровье учащихся;
– добиваемся положительных результатов в учебном процессе.

Сегодня вы сможете сами увидеть работу наших учителей в русле здоровьесберегающей педагогики, посетив уроки и проанализировав их с точки зрения здоровъесбережения.

Слайд №29

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!

Презентация