Интергированный урок: окружающий мир + русский язык (развитие речи) по теме: "Природные зоны России"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель урока: обобщить знания по разделу “Природа России”, подвести итоги изучения материала.

Задачи:

  • повторить и закрепить знания о природных зонах;
  • отрабатывать умение работать с картой и дополнительной литературой;
  • развивать и совершенствовать речь, умение анализировать, делать выводы, последовательно излагать свои суждения, обобщать мысли в письменной форме;
  • воспитывать чувство бережного отношения к природе, чувство гордости за нашу Родину;
  • совершенствовать умение работать в группах;
  • развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся.

Оборудование:

  • карта “Природные зоны России”,
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • тетради для письменной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Вводная часть:

Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтобы победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.

Но вот однажды случилась такая беда,
Спросила на уроке одного ученика:
“Где солнце, воздух, теплая вода,
Каких животных мы встретим наверняка?”
“Белого медведя, волка, моржа…”, -
Прозвучал ответ, не спеша.

Подумайте, прав ли ученик?

Какова была его ошибка в ответе? (Ответы учащихся)

2. Обобщение, закрепление изученного материала

Тема, цели урока:

Сегодня на уроке, а он у нас необычный, мы не только будем путешествовать по природным зонам России. Чем еще мы будем заниматься? (На доске словосочетания)

Повторять и углублять речь
Отрабатывать умения работать с картой
Делать знания
Совершенствовать, развивать свои мысли в сочинении
Последовательно излагать анализировать, рассуждать
умение работать в группах
выводы

Коллективная работа.

Составляем из этих словосочетаний предложения. Что это за предложения?

Да, это цели нашего урока.

Какая цель оказалась для вас загадочной? (Развивать речь, последовательно излагать свои мысли в письменной форме). Что она предполагает? (Составление рассказа).

Мы будем не только путешествовать, но и работать над составлением рассказа (сочинения о природных зонах России).

Работа в группах.

Работать будем группами. Каждая группа представляет определенную природную зону. А какую? Вы узнаете, если правильно используете опорные слова (у каждой группы своя карточка с определением природной зоны):

  • Царство льда и снега. (Арктика)
  • Безлесная заболоченная равнина. (Тундра)
  • Ярко выражены все четыре времени года, богат растительный покров. (Лес)
  • Солнце воздух и вода! (Черноморское побережье)
  • На все стороны путь:
    Ни листочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! (Степь)
  • Отсутствие растительного покрова, поверхность глинистая, каменистая, песчаная. (Пустыни)

Прочитайте и запишите в тетрадях название вашей зоны. Покажите вашу природную зону на карте.

От чего зависит растительный и животный мир каждой природной зоны? (От климата)

На доске слова:

Холод (жара, зной).

Долгая (короткая).

День (ночь).

Суровая (теплая, мягкая).

Много (мало).

Коллективная и индивидуальная работа.

Подберите антонимы к этим словам. Используя эти слова, составьте 2-3 предложения о климате своей зоны (какая зима? лето? осадки? ветры?)

(Взаимопроверка в группах.)

Индивидуальная работа.

Какая растительность преобладает в природных зонах?

Викторина о растениях. (Записать в тетрадь растения вашей зоны)

  • Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники)
  • У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листы, плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб)
  • Это травянистое растение с корнем “метёлочкой”, узкими листьями и мягкими волосками (ковыль).
  • Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  • Это растение за год вырастает на толщину спички, похож на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель)
  • Есть ли трава, которая крепче деревьев? (Бамбук)
  • Какое дерево называют пионером леса? (Сосна, т.к. её сажают первой, чтобы укрепить почву)
  • Это растение является кормом для верблюдов. (Верблюжья колючка)
  • У этого растения каменный ствол, корни его уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожих на вязальные спицы. (Саксаул)
  • Я ростом не велик, мои листья зелёные веточки, своими корнями удерживают пески. (Джузгун)
  • Мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. (Снежные водоросли)
  • Высокое растение достигает в высоту 35 м, долгожитель. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)
  • Эти растения цветут ранней весной. После цветения листья и стебли отмирают, в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. (Тюльпан)

О каких растениях вы можете рассказать что-то интересное? (Рассказы детей)

Напишите, какие растения вашей природной зоны вы ещё знаете.

Физкультминутка

Коллективная работа.

С климатом и растительным миром тесно связан животный мир природной зоны.(на доске слова).

Найди лишнее. Докажи. Определи животных своей зоны и запиши.

Дрофа, степной орел, пустельга, белка.

Лось, летяга, морж, бурундук.

Белый медведь, суслик, тюлень, кайра.

Лемминг, кречет, дельфин, песец.

Песчанки, корсак, дрофа, верблюд.

Косуля, богомол, сайгак, дельфины.

О каких животных вы можете рассказать? (Рассказы детей)

Напишите, каких вы еще знаете животных своей природной зоны.

Вывод.

  • От чего зависит климат, растительный мир, животный мир каждой зоны?
  • От положения к экватору, к Северному полюсу.
  • От высоты Солнца над горизонтом.

3. Развитие речи (составление рассказа).

А сейчас, используя план - опорные слова в тетрадях, составьте рассказ о своей природной зоне так, чтобы мы захотели побывать там (составление рассказа в письменной форме).

4. Итог урока (чтение рассказов).

Вот и закончилось наше путешествие по природным зонам России. Ваши рассказы подтверждают, что вы прекрасно изучили природные зоны.

Каждый уголок России по-своему прекрасен.

  • Зависит ли состояние природы от человека?
  • Кем должен быть человек по отношению к природе, сыном ее или покорителем?

Недаром говорится:
“Люби, оберегай природу –
Будешь вечно мил народу!”.