Формирование формул речевого этикета (работа с детьми и родителями)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)

Задачи:

  • Воспитывать в детях чувство тактичности в разных речевых ситуациях
  • Развивать навыки речевого этикета
  • Обучать детей грамотно оформлять свои речевые высказывания

ХОД РАБОТЫ

Предварительная работа – чтение сказки «Маша и медведи» (в интерпретации Л.Н. Толстого)

Воспитатель: Вы сейчас послушали сказку,  скажите, как она называется? А кто мне расскажет про кого она? (Ответы детей)

Воспитатель: Скажите, а разве можно без разрешения входить в чужой дом?  А давайте представим, что Маша пришла в гости к медведям, когда они были дома, только мы не просто будем фантазировать, а поиграем в эту сказку. Кто будет Михайло Ивановичем, Настасьей Петровной, Мишуткой и Машенькой?

Распределение ролей между детьми.

Воспитатель:  Итак, начинаем играть, а все остальные не просто смотрят, а подсказывают нашим героям как им лучше поступить. Представим, что Маша постучала в дверь к медведям.

Дети – герои инсценируют действия.

Воспитатель: Ей открыл дверь Михайло Иванович. Что должна сказать Маша?

Дети: (подсказывают героям) Надо поздороваться, сказать ЗДРАВСТВУЙТЕ

Воспитатель: Правильно, надо поздороваться.

Герои здороваются.

Воспитатель: Что потом должна сделать Маша, чтобы ей разрешили пройти?

Дети: Надо попросить разрешения войти, сказать можно пройти.

Воспитатель: Правильно, попросить разрешения пройти. Медведи приглашают Машу пройти в комнату и предлагают попить чаю, как они это делают? Правильно, они говорят «Проходите, пожалуйста за стол». Маша и медведи пьют чай. А давайте представим, что Маша случайно выронила чашку, и чашечка разбилась. Как должна поступить Маша в этой ситуации, кто может подсказать?

Дети: Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Конечно же, Машенька должна попросить прощения за случившееся, сказать «Извините, пожалуйста». Вот наши Маши и медведи попили чай с вареньем  и пришла пора Маше уходить домой, что должна сказать Маша перед уходом? Конечно же попрощаться с медведями. Но прежде чем попрощаться Маша должна поблагодарить медведей за гостеприимство. Как она должна это сделать?

Дети: Сазать огромное спасибо.

Воспитатель: Какие вы все молодцы, какую сказку мы с вами сочинили! А давайте вспомним, что надо сказать, когда вы приходите куда-то или встречаете знакомого вам человека?

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: А если вам нужно что-то попросить?

Дети: Необходимо сказать «волшебное слово» – пожалуйста.

Воспитатель: А после того как выполнили вашу просьбу что нужно сказать?

Дети: Спасибо.

Воспитатель: А когда уходите?

Дети: До свидания.

Рекомендации родителям:

1) Необходимо закреплять с детьми разные приемы приветствия: «Здравствуйте»,  «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер». Напоминайте детям, что используя при встрече слова  приветствия – «Здравствуйте» они желают человеку здоровья.

Каждое утро в семье должны звучать слова : «Доброе утро моя радость», «Пора вставать, мое солнышко». Эти слова настраивают на хороший удачный день, помогают ребенку проснуться в хорошем настроении.
Если при встрече с взрослыми ваш ребенок, по какой, либо причине не здоровается и молчит, нельзя требовать от него выполнения правил приветствия и тем более учить его при посторонних.  Напомнить приемы приветствия лучше, когда вы останетесь с ребенком вдвоем.

2) Уходя домой напоминайте детям слова прощания: «До свидания», «До новых встреч». Вечером,  перед сном не забывайте желать всем членам семьи «Спокойной ночи», слыша  постоянно от взрослых слова приветствия и прощания, дети сами начинают использовать их в речи без напоминания.

3) Учите детей быть вежливыми при обращении  друг к другу, к взрослым. Не забывать про слова благодарности и просьбы: «Спасибо», «Пожалуйста».  Рекомендуем посмотреть с ребенком и обсудить мультфильм «Приключения поросенка Чуни» (http://mults.spb.ru/mults/?id=1120)  Союзмультфильм 1968 год. 

Проигрывайте с детьми ситуации, в которых ребенок сам действующее лицо. Эти ситуации будут способствовать формированию и закреплению навыков речевого этикета. Создавайте для ребенка проблемные ситуации, в которых ему самому приходится находить выход из той или иной ситуации. (Пример: Как ты поступишь во время разговора двух взрослых? Вмешаешься в разговор и потребуешь его прекращения или остановишь разговор со словами: «Извините, что я вас перебиваю, но…»).

Ситуация в магазине игрушек.

Мама с дочкой Машей приходят в магазин игрушек.

Продавец: Здравствуйте.
Маша и мама: Здравствуйте. 
Продавец: Что вас интересует.
Маша:  Скажите, пожалуйста, есть ли в магазине куклы с синими глазами.
Продавец: Да на верхней полке.
Мама: Сколько стоит кукла в зеленом платье?
Продавец: 600 рублей.
Маша: Извините, что я вас перебиваю, но мне мама, нравиться кукла в красном платье и глаза у нее голубые, купи ее, пожалуйста.
Мама:  Хорошо, Машенька, мы ее купим.
Мама оплачивает на кассе покупку, Маша обращается к продавцу:
– Спасибо Вам. До свидания.
Продавец: До свидания.

Уважаемые родители, формируя у детей навыки речевого этикета, не забывайте о том, что ВЫ ПРИМЕР ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА.

Список литературы:

  1. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей.– М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 40с.
  2. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты по этической грамматике с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей иметодистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 112с.