Прогулки со старшими детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


В каждом времени года есть своя красота: золотая осень, кружевная зима, цветущая весна, ягодное лето. Все нюансы, переходы от одного периода к другому можно увидеть в наблюдении за природой, чтении книг, рассматривании картин. Но наиболее эффективным является наблюдение на прогулках.

У нас на Кольском полуострове, в Мурманске очень сложно пронаблюдать раннюю осень переходящую в золотую, потом в позднюю и наконец в зиму. Все происходит быстро. Часто засыпая с зелеными еще деревьями, просыпаешься с золотыми или опавшими листьями, как-то резко наступает зима, а в январе может все растаять или пойти дождь. Поэтому каждая прогулка является источником знаний о нашей. Северной, заполярной природе, о природных явлениях.

Наш детский сад работает по программе «Детство» и у воспитателей  наиболее популярны карточки прогулок, которые можно взять с собой на улицу, при желании заменить, в них отражены все части. Художественное слово и народные приметы, различные виды игр и трудовая деятельность соответствуют тематике наблюдений.

Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов осенних и зимних прогулок в старшей группе.

Осенние прогулки

№ 1.

Наблюдение за изменением освещенности в течении дня, продолжительности дня, изменением температуры воздуха (работа с термометром). Сравнение одежды взрослых и детей осенью и летом. Формирование об осени как времени года (похолодание, сокращенность светового дня, холодные затяжные осадки).

Если встанешь на заре –                                         А в обед совсем теплынь –
Крыши в сером серебре…                                      Пахнет горькая полынь,
Длинно тень ложится,                                            Тянет медом, мятой
Долго лист кружится.                                              И травой помятой.
Если выйдешь по утру –                                         Только этому не верь…
Галки стынут на ветру…                                        Осень все-таки теперь!
Вьются над парами                                                 Солнышко бледнее,
Вслед за тракторами.                                               Небо холоднее.
Разгуляется денек, –                                                Если выйдешь ввечеру –
В полдень сядешь на пенек,                                   Галки стынут на ветру,
Смотришь – на припеке                                          Длинно тень ложится,
Прыгают сороки.                                                     Долго лист кружится.

Е. Благинина

Подвижная игра «День и ночь»

Основные движения: прыжки на двух ногах с продвижением вперед, прыжки в длину с места и с разбега (цель: упражнять детей в разных видах прыжка).

Игра малой подвижности «Летает – не летает».

Трудовые поручения: помочь воспитателю ясельной группы довести детей до детского сада (цель: развивать умение проявлять заботу о малышах, оказывать им помощь)

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (цель: развивать самостоятельность в развитии сюжета задуманной игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками).

№ 2.

Наблюдение за деревьями и кустарником (цель: продолжать учить узнавать деревья и кустарники по стволам, веткам, остаткам плодов и листьев).

Осень!.. осыпается весь наш бедный сад.
Листья, пожелтевшие, по ветру летят.
Лишь вдали красуются – там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А.К. Толстой

Игра «Узнай по описанию»

Воспитатель описывает растение. А дети должны подойти к описываемому растению (цель: закрепить знания детей о деревьях и кустарниках произрастающих на территории детского сада).

Подвижная игра «У медведя во бору»

Основные движения: ходьба приставным шагом по бревну (цель: упражнять детей в равновесии) игровое упражнение «Лошадки» (цель: упражнять детей в прямом голопе).

Трудовые поручения: предложить детям листья и отобрать наиболее подходящие для засушивания (цель: закрепить знания детей о названии деревьев, продолжать воспитывать желание детей помогать взрослым и подготавливать материал для будущих поделок).

Сюжетно-ролевая игра «Строители» (цель: продолжать учить детей использовать в игре природный материал, строить из него постройки).

№ 3.

Наблюдение за сезонными изменениями происходящими в природе осенью – исчезновение насекомых, отлет насекомоядных птиц, прекращение роста и отмирание верхних частей растений (цель: уточнить знания детей об основных признаках осени и осенних изменениях в природе и животном мире).

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф. Тютчев

Подвижная игра «Перелет птиц»

Основные движения: подлезание между реек лестницы (цель: упражнять детей в подлезании между реек боком), ходьба приставным шагом по гимнастической лестнице (цель: упражнять детей в ходьбе приставным шагом по гимнастической лестнице, сохранять равновесие).

Игра малой подвижности «Угадай, чей голосок?»

Трудовые поручения: предложить детям помочь малышам убрать участок от опавших листьев (цель: воспитывать у детей желание оказывать помощь малышам, формировать умение взаимодействия с младшими дошкольниками).

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин» (цель: формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игр, использовать природный материал, развивать умение понимать эмоциональное состояние сверстников по мимике, жестами, интонациям голоса).

№ 4

Наблюдение за осадками происходящими осенью – дождь, туман, первые заморозки (цель: уточнить знания детей об осенних осадках, познакомить с народным творчеством – приметами, пословицами).

Приметы:

  • Гром в сентябре предвещает теплую осень.
  • Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
  • В лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало –сухая.
  • Весной дождь парит, осенью мочит.
  • Ноябрь без топора мосты наводит.
  • Пословицы:
  • Весна да осень – на дню погод восемь.
  • В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

Подвижная игра «Ловишки парами»

Игра малой подвижности «Тихо – громко»

Основные движения: прыжки через предметы (цель: тренировать детей в перепрыгивании предметов, развивать равновесие), ходьба с зажатыми между коленями мешочками (цель: тренировать детей в умении выполнять движение с предметами, развивать равновесие).

Трудовые поручения: предложить детям убрать опавшие листья и ветки (цель: воспитывать желание помогать друг другу, взрослым).

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей (цель: стимулировать интерес детей к событиям из своего детства, к своему будущему, оценка настоящего).

№ 5

Наблюдение за деревьями (цель: уточнить представления о функциях растений – питание, дыхание, движение, рост и развитие).

Унылая пара! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

А.С. Пушкин

Приметы:

  • У дуба и осины самый поздний листопад.
  • Если в осень лист с березы и дуба опадает нечисто – жди суровой зимы.
  • Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
  • Осина и без ветра шумит.
  • В октябре и лист на дереве не держится.

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Игра малой подвижности «С какой ветки детки»

Основные движения: метание маленьких мячей в баскетбольный щит (цель: тренировать детей в метании предметов в вертикальную цель, развивать глазомер), ходьба по колесам (цель: развивать у детей равновесие).

Трудовые поручения: собрать игрушки и очистить их от песка (цель: воспитывать желание помогать взрослым и сверстникам, продолжать учить детей приводить в порядок игрушки после игр с пеком).

Сюжетно-ролевые игры с выносным материалом (цель: развивать самостоятельность в организации игр, развивать представление о труде и жизни людей в родном городе).

Зимние прогулки.

№1

Наблюдение за восходом и заходом солнца (цель: уточнить знания детей о длительности дня, продолжительности светлой части суток; закрепить понятие «полярная ночь», знания о том, что полярная ночь бывает на территориях близких к полюсам).

Вот утро севера – сонливое, скупое –
Лениво смотрит в окно волоковое;
В печи трещит огонь – и серый дым ковром
Тихонько стелется над кровлею с коньком.

А.А.Фет

Приметы:

  • Солнце – на лето, зима – на мороз.
  • По С.Покровскому «Зима» (отрывок):
  • «По календарю зима начинается 1 декабря. Ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.
  • А в природе зима наступает каждый год в разные сроки.
  • Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0 – замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.»

Подвижная игра «Мороз Красный нос»

Игра малой подвижности «Карусель»

Основные движения: метание снежков в даль (цель: упражнять детей в метании предметов одной рукой из-за головы), перепрыгивание через снежки (цель: упражнять детей в прыжках в высоту).

Трудовые поручения: уборка участка после снегопада (цель: закрепить представления детей о рациональных способах выполнения труда в природе).

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (цель: углублять представления о родственных отношениях – брат, сестра; систематизация правил вежливого поведения).

№ 2.

Наблюдение за сезонными осадками – снег, хлопья, крупа; явлениями природы – метель, вьюга, поземка (цель: уточнить знания детей, что снег имеет разные состояния в зависимости от температуры воздуха, от ветра).

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

А.А.Фет

Загадки:

  • Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты.
  • Мы, как серебряные пчелки, уселись на колючей елке.
  • Мы полетели на поля, и стала белою земля.
  • Бел, а не сахар, ног нет, а идет.

Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки»

Игра малой подвижности «Найдем зайчонка». На площадке в разных местах отмечаются следы зайца. Дети водят хоровод вокруг снежной горки или снеговика, а затем им предлагают обойти все места, чтобы найти следы зайца. Тот, кто первым обнаружит следы зайца, объявляется победителем (цель: развивать внимание, восстановить дыхание после подвижной игры).

Основные движения: лыжная подготовка. Выполнение полуприседа – пружинка; поочередное поднимание правой и левой лыжи. Ходьба на лыжах скользящим шагом – 50 метров (цель: продолжать учить правильно держать корпус – с небольшим наклоном вперед, согласовывать движение рук и ног).

Трудовые поручения: постройка горки или снеговика по выбору детей (цель: учить способам распределения коллективной работы, уточнить представления о роли современной техники в трудовой деятельности взрослых).

Сюжетно-ролевые игры: игры со снегом и выносным материалом (цель: активизировать добрые, чуткие, отзывчивые отношения между детьми, учить видеть негативные последствия для других своих неосторожных действий).

№ 3

Наблюдение за деревьями (цель: продолжать учить различать деревья и кустарники по коре стволов, расположению ветвей, оставшимся на ветках плодам).

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

А.А.Фет

Приметы:

  • Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.
  • Ель – не сосна, шумит неспроста.
  • Много еловых шишек – к урожаю хлеба.
  • Это интересно: вечнозеленые растения, так же как и все другие, меняют листву. У сосны листья-хвоинки живут 2-3 года.

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Игра малой подвижности «Найдем зайчонка»

Основные движения: пройдем по мосточку (цель: упражнять в ходьбе по снежному валу, в равновесии), лыжная подготовка (цель: упражнять детей в поворотах переступанием на месте вправо и влево).

Трудовые поручения: постройка снеговика для детей ясельной группы (цель: развивать понимание того, что маленькие дети нуждаются в заботе и внимание старших детей).

Сюжетно-ролевые игры по выбору детей,  катание на санках (цель: развивать гибкое ролевое поведение при развертывании игр).

№ 4

Наблюдение: иней, мороз (цель: дать детям знания, что иней образуется из водяных паров при сильном охлаждении, иней – это кристаллы воды. При слабом морозе на окнах появляются узоры – теплые пары воды оседают на холодных стеклах и превращаются в кристаллы льда).

Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет,
А против мерзлого окна,
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана,
Стоит кудрявая береза…

С. Дрожжин

Приметы:

  • Дым столбом – к морозу.
  • Если ночью был иней, днем снег выпадет.
  • Пословицы:
  • Спасибо, мороз, что снегу нанес.
  • Январю – морозы, февралю – метели.

Подвижная игра «Два Мороза»

Игра малой подвижности «Совушка»

Основные движения: между снежками( цель: упражнять в ходьбе и беге змейкой), кто дальше бросит (цель: упражнять в метании предметов в даль).

Трудовые поручения: очистить постройки от снега (цель: развивать стремление принимать участие в трудовой деятельности взрослых, оказывать посильную помощь).

Сюжетно-ролевые игры: игры со снегом (цель: закреплять знания детей о состояниях снега, его свойствах)