Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в тексте" (с использованием краеведческого материала и произведений омских авторов)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Развивающие: развивать навыки и умения определять морфологические признаки прилагательных, их синтаксическую функцию в предложении, употреблять имена прилагательные в речи.
  • Образовательные: закрепить понятие имени прилагательного как части речи, научить определять роль прилагательных в тексте.
  • Воспитательные: прививать любовь к родному краю и уважительное отношение к истории своего города.

Оборудование: плакат с текстом стихотворения Т. Белозёрова «Город на Иртыше», распечатка текста И.Прусаковой «Весна в Омске» на каждого ученика, стеллаж с книгами об Омске и Омской области, имеющимися в школьной библиотеке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока (слово учителя)

– Сегодня на уроке мы будем не только продолжать знакомство с чудесными словами-волшебниками – именами прилагательными, но и поговорим о нашем родном Омском крае, где родились и выросли ваши родители и где родились и растёте вы. Ведь только через историю малой Родины можно прикоснуться к своим корням, к своим истокам. А нам сибирякам, омичам, есть чем гордиться!

III. Работа со стихотворением Т.Белозёрова «Город на Иртыше»

(Текст стихотворения написан на плакате и помещён на боковой части доски)

Город на Иртыше

На пустынное место
Ступил человек.
Вытер лоб рукавом,
Сбросил лёгкую кладь.
Под руками – двуречье,
Простор. Благодать!

И пошла по засекам
Упрямая весть:
– Место
Городу есть!
– Место
Крепости есть!

…Плыл
Размеренный век
По ступеням крыльца,
Люди в узел двух рек
Завязали
Сердца!

– Известный детский писатель, омич Тимофей Белозёров написал замечательное стихотворение о возникновении нашего города.

– Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

(Один из учащихся читает стихотворение вслух.)

– К какому стилю речи вы отнесёте этот текст? (художественный стиль.)

– Какие метафоры и эпитеты помогают создать яркую картину? (под руками – двуречье, размеренный век. упрямая весть, узел двух рек, завязали сердца.)

– О каком двуречье говорит поэт?

– Какой смысл вкладывает поэт в последние строки стихотворения? Как вы поняли эту фразу?

Задание: выпишите из текста прилагательные и подберите к ним синонимы.

(пустынный – пустой, дикий, безлюдный
лёгкий – невесомый
упрямый – настойчивый.)

IV. Диктант с грамматическим заданием.

Задание: запишите предложения, найдите в них прилагательные, определите их синтаксическую роль (учащиеся под диктовку записывают текст, самостоятельно выполняют задания).

Иван Дмитриевич Бухгольц основал наш город в 1716 году. Это была пятиугольная деревянная крепость. С этой маленькой крепости и ведёт свою родословную современный город Омск.

По названию реки Омь, возле устья которой высадился его отряд, новое поселение стало называться Омском

– Назовите прилагательные, которые встретились в тексте

– Какими членами предложения являются данные прилагательные? (Прилагательные могут выступать в роли определения и сказуемого.)

– На какие качества и свойства предмета указывают эти слова? Какова их роль? (Эти слова указывают на форму, размер предметов, на материал, из которого сделан предмет, прилагательные помогают более точно описать предмет, чтобы ясно и чётко его можно было представить.)

V. Работа с текстом (текст распечатан и есть у каждого ученика на парте)

– Ребята, имена прилагательные не только указывают на свойства и качества предметов, они могут выполнять в тексте и другую функцию. Для того, чтобы разобраться в этом, обратимся к тексту И.Прусаковой.

– Прочитайте внимательно текст и подготовьтесь к выразительному чтению. (После самостоятельного чтения один из учеников читает текст вслух.)

В Петербурге главное время года – осень, её всегда больше, потому что дожди льют и прохладным летом, и долгой весной.

А в Омске весна – три дня, и осень – одна ночь, зато зима – голубая, белая, мохнатая, и лето – лютое, как в Сахаре. Но эти три весенних дня – их не забыть! Вся сирень в крохотных палисадниках: белая, голубая, лиловая и розовая – вскипает за одну ночь и , томная от зрелости, возлежит на кустах. Её пышная пена скрывает чёрную бедность покосившихся домишек, и город в сиреневых кружевах делается сказочным.

К сирени присоединяется белая тугая боярка на бульваре, и акация, и яблоня – идёт торопливое, буйное, бесстыдное празднование новой жизни, идёт пир, а человек на нём – дальний гость…

– Какова тема текста? Как можно озаглавить текст?

– Почему зачин не совпадает с основной темой?

-Какова основная мысль этого текста? (Автор восхищается красотой весеннего города, такое буйное цветение растений свидетельствует о пробуждении природы и вызывает чувство восторга.)

– Прочитайте предложения, в которых передаются чувства автора, его отношение к весеннему городу?

– При помощи каких слов создаётся такая яркая и образная картина?

– Назовите слова в переносном значении? Какова их роль?

– Как вы поняли смысл последнего предложения?

– Так какую же ещё роль играют прилагательные в тексте? (Имена прилагательные выражают чувства человека, передают его впечатления, переживания, делают речь выразительной и красивой.)

VI. Задания к тексту:

  1. Выпишите три словосочетания прил. + сущ., определите род, число, падеж имён прилагательных.
  2. Выпишите прилагательные с суффиксами -н -, -ев -, -лив -.
  3. Выполните морфемный разбор слов -бесстыдное -, -торопливый -.
  4. Выпишите слова с орфограммой «З и С на конце приставок», графически обозначьте орфограмму

Задания 1, 2 проверяется фронтально, задания 3, 4 – у доски.

VII. Подведение итогов урока

Сделайте вывод о роли имён прилагательных в речи.

Что нового из истории нашего города вы сегодня узнали?

– А тем, кто захотел побольше узнать об истории Омского края, я хочу порекомендовать заглянуть в нашу школьную библиотеку и прочитать замечательные книги об истории возникновения нашего города и края. Некоторые из них представлены на стенде, после урока вы можете подойти и познакомиться с ними.

VIII. Заключительное слово учителя

– В заключение нашего урока хотелось бы вспомнить строки из стихотворения одного из омских поэтов (учитель читает стихотворение):

Теперь ты стал неузнаваем –
Гигант на древнем Иртыше,
Ты со своим огромным краем
Давно прославился уже.

Давно ли был ты деревянный,
Одноэтажный, земляной?
Зимою путь был только санный,
А транспорт только гужевой.

А ныне – небоскрёбы встали,
Дворцы, заводы и мосты,
Поток машин на магистрали,
Грохочет лайнер с высоты.

И всюду времени приметы –
Вот новый мост вступает в строй,
А завтра вскинет парапеты
Через Иртыш и метрострой…

Горит над корпусами утро,
Спешит к станкам рабочий люд.
Спокойно, слаженно и мудро
Вершится ежедневный труд.

IX. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Каким я вижу Омск будущего?», используя имена прилагательные, передающие чувства, впечатления и своё отношение к предмету описания.