Формирование общеучебных умений и навыков в процессе обучения математике

Разделы: Математика


Как много-много лет назад, так и сегодня перед учителем стоит вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, тянут руки, просят, чтобы их спросили, а через несколько лет этот огонек постепенно угасает? Вероятно, у каждого учителя на этот вопрос найдется свой ответ, который приходит не вдруг и не сейчас, а с годами, вместе с опытом.

Главные задачи учителя – вызвать интерес к процессу познания и научить добывать знания. И решать эти задачи нужно в единстве: стремление к знаниям не возникнет, если не научить учиться. Поэтому акцент при обучении математике был сделан мною на формировании у учащихся общеучебных умений и навыков учебной деятельности, таких умений, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получить радость от процесса обучения.

В методической и педагогической литературе приводится несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Я в своей работе придерживаюсь классификации педагога-психолога Лошкаревой Н.А.:

1) учебно-организационные,
2) учебно-интеллектуальные,
3) учебно-информационные,
4) учебно-коммуникативные.

Учебно-организационные умения и навыки:

  • организация рабочего места;
  • выполнение правил гигиены учебного труда;
  • принятие учебной цели;
  • выбор способов деятельности;
  • работа консультантом;
  • планирование организации контроля труда.

При формировании умений и навыков данной группы я учитываю, что навыки организации рабочего места и выполнения правил гигиены труда достаточно развиты у учащихся в начальной школе. Основное внимание на первых уроках уделяется мною обучению постановки учебной цели, выбору способов деятельности, осуществлению самоконтроля.

Так, при обучении целеполаганию предлагаю сначала детям выбрать «свою» цель из списка: «Я на уроке хочу

  • узнать что-то новое,
  • почитать стихи,
  • посмотреть, как другие работают,
  • получить аттестат,
  • закрепить умение решать, выполнять…».

Включение в этот список целей, напрямую не относящихся к уроку, лишь стимулирует мыслительную деятельность учащихся. А рассуждения по поводу «получить аттестат» помогают им всерьёз задуматься и спланировать свою деятельность не только на этот урок, но и на перспективу. На последующих уроках предлагаю детям дополнить список, затем предлагаю только глаголы, а после этого приучаю детей к самостоятельному формулированию цели. Одновременно с этим детям предлагается выбрать способ деятельности на урок с учётом поставленных целей.

Работу в качестве консультанта учащиеся «примеряют на себя» постепенно, по желанию. Но приучать к этой роли стараюсь всех, специально организуя уроки, на которых в качестве консультанта работают все. В начале 20 столетия в России появился способ обучения, который был назван коллективным. Основой этого способа является методика работы учащихся друг с другом в парах сменного состава. Специфика этого способа такова, что полностью он не может быть применим при традиционном обучении, но отдельные элементы этой формы обучения используются во многих школах.

Я в своей деятельности использую работу пар сменного состава по принципу «маленького ручейка».

1 позиция 2 позиция 3 позиция

7
5
3
1

8
6
4
2

5
3
1
7

8
6
4
2

3
1
7
5

8
6
4
2

Здесь коллективная деятельность представлена внутри одного ряда. Для организации такой работы на уроке закрепления знаний по теме «Решение уравнений» были заготовлены карточки по числу учащихся одного ряда, отличающиеся друг от друга. Сначала каждый учащийся выполнил свое задание, записывая решение в тетрадь. Затем рядом сидящие ученики обменялись карточками и каждый выполнил задание соседа. После этого дети проверили и обсудили решение в паре. По команде учителя движение по классу осуществляли учащиеся, сидящие слева (см. схему). Образовывались новые пары, в которых проходила та же работа. После ее завершения проводился анализ деятельности: как работал, какие задания выполнил верно, какие были трудности, кто помогал, как оцениваю свою работу.

Учебно-интеллектуальные умения и навыки

  • сравнение;
  • анализ;
  • систематизация;
  • обобщение;
  • абстрагирование;
  • моделирование;
  • классификация;
  • причинно-следственные связи;
  • мысленный эксперимент.

Предмет математики так устроен, что выполнение большинства задач, упражнений позволяет формировать и сравнение, и анализ, и причинно-следственные связи, и другие интеллектуальные умения и навыки. Но учитель не должен полагаться только на авторов учебников и предложенную подборку заданий. Важно не упускать предложенную возможность, не увлечься количеством выполненного, а использовать возможности каждого задания для развития интеллекта учащихся.

Для развития навыка сравнения мною используются задания на сравнение решений одной и той же задачи различными способами, сравнение решений одного и того же упражнения разными учащимися, сравнение письменных ответов на вопросы по геометрии с текстом учебника (при этом ещё и формируется навык контроля и самоконтроля, учебно-коммуникативные навыки).

В 7–11-х классах я использую работу на уроке с различными учебными пособиями для изучения какой-либо темы урока. В моем кабинете всегда есть учебники разных авторов, справочники, словари и другая учебная литература. Учащиеся работают в парах, группах с различными источниками, результаты изучения теоретического материала выносится на общее обсуждение, сравниваются, делается вывод, записи в справочники и т.д. Совершенно очевидно, что при этом идет развитие как учебно-интеллектуальных умений и навыков, так и учебно-информационных, учебно-коммуникативных.

Учебно-информационные умения и навыки

  • чтение текста;
  • работа с учебником;
  • практическая работа;
  • работа с дополнительной литературой;
  • работа со справочной литературой;
  • выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.

Работе с текстом учебника и с самим учебником приучаю детей с первых уроков в 5 классе. Провожу ознакомление с «устройством» учебника через оглавление, затем рассматриваем, как устроены главы, параграфы, пункты. Особое внимание обращаем на представленную систему упражнений. В учебниках А.Ш.Алимова она представлена разными цветами по уровню сложности, в учебниках Н.Я.Виленкина, Л.С.Атанасяна и др. свои принятые обозначения. Сразу же выясняем, какие из упражнений выполняются для закрепления нового материала сразу после изучения теории, какие имеют повышенный уровень сложности. Впоследствии учащиеся используют это при планировании деятельности на уроке: они сами предлагают порядок выполнения упражнений, выбирают упражнения для домашней работы.

Работе с дополнительной литературой обучаю постепенно, в рамках дифференцированного обучения. Учащимся с повышенными учебными возможностями предлагаю сборники задач, справочники, учебники других авторов при подготовке сообщений, для дополнительных занятий, при подготовке к олимпиаде, к неделе математики. Постепенно в эту работу оказываются вовлечены практически все. В 10-11 классе учащиеся неплохо ориентируются в учебной литературе, могут сами выбрать необходимый источник для различных целей.

В связи с оснащением школы современной компьютерной техникой появилась возможность использования на уроках возможностей интерактивного оборудования. При подготовке к урокам презентаций, сообщений учащиеся развивают навыки работы с дополнительными источниками информации, преобразования информации в схемы, таблицы.

Учебно-коммуникативные умения и навыки

  1. письменная речь: конспектирование, умение писать сочинения, правильно оформлять работу;
  2. устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.;
  3. учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…;
  4. владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

На уроках я стараюсь включать учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника. Начиная с 5 класса обучаю детей написанию конспекта. Строгих правил конспектирования не даю – каждый выбирает свои. Однако есть некоторые рекомендации, которые предлагаю ученикам:

  • собираясь конспектировать, внимательно прочитайте работу целиком, отмечая основные положения автора, важные, на ваш взгляд, мысли и факты;
  • вторично прочитайте статью, перескажите своими словами ее положения и доводы, процитируйте наиболее важные формулировки;
  • законспектируйте статью; прочитайте ее еще раз, сопоставляя с вашими записями (если пропустили что-то важное, внесите соответствующие дополнения).

При конспектировании рекомендую учащимся использовать сокращения слов.

Для развития учебно-коммуникативных умений и навыков использую групповой метод обучения. Главными особенностями группового способа работы учащихся на уроке являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого.

При использовании группового способа обучения я стараюсь подбирать состав групп по принципу объединения школьников разного уровня обученности по предмету, что позволяет им взаимно дополнять друг друга. При групповом способе возрастает ответственность всех и индивидуальная помощь каждому.

В моей практике групповой способ был использован, например, при проведении уроков решения задач после изучения теоретического материала по теме «Логарифмы и их свойства» большим блоком. Каждая группа была разноуровневой по составу, задания группы получили однотипные, что позволило лидерам общаться друг с другом при возникновении затруднений.

При этом лидер также получал помощь, поскольку в совместной работе его знания актуализировались, приобрели гибкость, закрепились именно при объяснении решения задач одноклассникам.

Карточка 1

1) Сформулируйте свойства логарифмов друг другу.
2) Рассмотрите в тексте учебника примеры применения свойств.
3) Выполните упражнения №№ из учебника, используя примеры из текста.
4) Проверьте понимание выполненной работы каждым учащимся вашей группы.
5) Подготовьтесь к объяснению решения любой задачи классу.

Иногда, в зависимости от целей и содержания изучаемого материала, я предлагаю для работы групп приготовить карточки с заданиями самим, что вызывает неподдельный интерес учащихся, а мне позволяет продолжать развитие общеучебных умений и навыков учащихся.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно описать все приёмы формирования общеучебных умений и навыков. Однако хочется отметить главное – работа эта должна быть систематической и по всем предметам. Только в этом случае может быть решена задача увеличения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.