Классный час для учащихся 9–11-х классов. Тема: "Д.С. Лихачев. Человек и Гражданин"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу.
Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим,
если будешь ему верен.
Д.С. Лихачев. “Письма о добром и прекрасном”, письмо 46.

Цель: на примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадет примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности.

Оборудование классного часа.

Портрет Д.С. Лихачева, компьютер, фото Соловецких островов, мультимедийный проектор, выставка книг Д.С. Лихачева; заранее заготовленные конверты с письмами (по книге “Письма о добром и прекрасном”), видеосюжет “Блокадный Ленинград”; 3 ватмана, фотовыставка рисунков Д.С. Лихачева с видами Новгорода (см. Рисунки № 1, № 2, № 3, № 4), диск с записью классической музыки, раздаточный материал на каждый стол – “10 заповедей человечности Д.С. Лихачева” (см. Приложение 1), аудиокнига Д.С. Лихачева “Воспоминания”. – Издательство аудиокниг Вира-М.

Классный час предусматривает предварительную подготовку группы старшеклассников. Кроме этого, на стенах кабинета (помимо фото) вывешиваются 3 ватмана, на которых помещены заголовки: “О добре”, “О толерантности”, “О нравственности”. В конце классного часа, с целью подведения итогов, учащиеся должны будут поместить на данных ватманах выписки из писем Лихачева в соответствии с их заглавием.

Ход классного часа

Учитель.

Ребята, сегодня наш классный час будет посвящен Человеку и Гражданину, известному российскому ученому Д.С. Лихачеву.

Краткий рассказ-справка о жизни и деятельности Д.С. Лихачева.

1-й кадет.

Дмитрий Сергеевич Лихачев – российский ученый-литературовед, историк культуры и общественный деятель, академик РАН родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1906 года, в Санкт-Петербурге. Детство Д.С. Лихачева пришлось на ту короткую, но блестящую пору в истории русской культуры, которую принято называть Серебряным веком. Родители Д.С. Лихачева не принадлежали к литературной или артистической среде (его отец был инженером), тем не менее, эта эпоха затронула и их семейство. Большим увлечением родителей Лихачева был балет. Вместе с родителями с четырехлетнего возраста театр посещал и маленький Дмитрий. Летом семья отправлялась на дачу в Куоккалу. Здесь отдыхали многие представители артистического и литературного мира Петербурга. На дорожках местного парка можно было встретить И.Е. Репина, К.И. Чуковского, Ф.И. Шаляпина, Вс. Мейерхольда, М. Горького, Л. Андреева и других писателей, художников, артистов, музыкантов. Некоторые из них выступали в любительском дачном театре с чтением стихов, воспоминаний. “Люди искусства стали для нас всех если не знакомыми, то легко узнаваемыми, близкими, встречаемыми”, – рассказывал в “Воспоминаниях” Д.С. Лихачев.

2-й кадет.

В 1914, в год начала Первой мировой войны, Митя Лихачев пошел в школу. Сначала он учился в Гимназии Человеколюбивого Общества (1914–1915), потом – в Гимназии и реальном училище К.И. Мая (1915–1917), и наконец, – в школе им. Л. Лентовской (1918–1923). Сейчас эта школа № 47 носит имя Д.С. Лихачева. Перешагнув восьмидесятилетний рубеж жизни, Д.С. Лихачев напишет: “…человека создает средняя школа, высшая дает специальность”. Интересны воспоминания самого Лихачева о времени своего обучения.

Далее идет прослушивание материалов аудиокниги Д.С. Лихачева “Воспоминания”, часть “Гимназия Человеколюбивого общества”. Читает Заслуженный артист России Леонид Мозговой.

3-й кадет.

20-е годы XX века были временем расцвета гуманитарных наук в России. Д.С. Лихачев имел все основания говорить: “Ленинградский университет в 1920-е годы по гуманитарным наукам был лучшим университетом в мире. Такой профессуры, какой обладал тогда Ленинградский университет, не было ни в одном университете ни до того времени, ни после” [1]. Среди преподавателей было много выдающихся ученых: В.М. Жирмунский, Л.В. Щерба, Д.И. Абрамович (у него Д.С. Лихачев писал дипломную работу по повестям о патриархе Никоне) и др. Но, как мы знаем из истории России, усиливались преследования старой интеллигенции. Люди приучались жить в ожидании ареста. Не прекращались гонения на Церковь. Именно о них Д.С. Лихачев вспоминает с особой болью: “Молодость всегда вспоминаешь добром. Но есть у меня, да и у других моих товарищей по школе, университету и кружкам нечто, что вспоминать больно, что жалит мою память и что было самым тяжелым в мои молодые годы. Это разрушение России и русской Церкви, происходившее на наших глазах с убийственной жестокостью и не оставлявшее, казалось, никаких надежд на возрождение” [1].Однако гонения на Церковь, приводили не к уменьшению, а к усилению религиозности. В те годы, когда, по словам Д.С. Лихачева, “церкви закрывались и осквернялись, богослужения прерывались подъезжавшими к церквам грузовиками с игравшими на них духовыми оркестрами или самодеятельными хорами комсомольцев”, в храмы пошла образованная молодежь. В это время Д.С. Лихачев участвовал в кружке, – Космической Академии Наук. Деятельность этой академии, состоявшая из написания и обсуждения полусерьезных научных докладов, прогулок в Царское Село и дружеских розыгрышей, привлекла внимание властей, и члены ее были арестованы. День ареста – 8 февраля 1928 г. – стал началом новой страницы в жизни Д.С. Лихачева. После полугодового следствия он был приговорен к пяти годам лагерей. Через несколько месяцев после окончания Ленинградского университета (1927 г.) его отправили на Соловки, которые Лихачев назовет своим “вторым, и главным, университетом” [1].

Учитель.

Работа с презентацией (фото Соловецких островов, монастыря и фото Соловков советского периода).

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения. В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 был учрежден Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения – СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключенных составляли “политические” – духовенство, офицеры белого движения, дворяне, эсеры, интеллигенция. Здесь Лихачев работал пильщиком, грузчиком, электромонтером, коровником, “вридлом” (вридло – временно исполняющий должность лошади, так на Соловках называли заключенных, которых впрягали в телеги и сани вместо лошадей), жил в бараке, где по ночам тела скрывались под ровным слоем копошащихся вшей, умирал от тифа. На этом этапе ему во многом помогают друзья. Они добиваются, чтобы будущего ученого перевели в Криминологический кабинет, занимавшийся организацией детской колонии. На новой работе он получил возможность много сделать для спасения “вшивок” – подростков, проигравших с себя в карты всю одежду, живших в бараках под нарами и обреченных на голодную смерть. Удивительный случай произошел с Лихачевым в 1929 году. Его должны были расстрелять в числе трехсот человек осенью 1929-го, во время приезда на Соловки родителей. Но их приезд и оказался спасительным. Тогда удалось спрятаться, и жребий пал на другого. Лихачев, находившийся на свидании с родителями, узнав, что за ним приходили, не стал возвращаться в барак и всю ночь просидел за поленницей, прислушиваясь к выстрелам. События той страшной ночи произвели переворот в его душе. Позже он напишет: “Я понял следующее: каждый день – подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете. И еще – так как расстрел и в этот раз производился для острастки, то, как я потом узнал: было расстреляно какое-то ровное число: не то триста, не то четыреста человек, вместе с последовавшими вскоре. Ясно, что вместо меня был „взят“ кто-то другой. И жить мне надо за двоих. Чтобы перед тем, которого взяли за меня, не было стыдно!” [1]. В 1931 г. Д.С. Лихачева переводят с Соловков на Беломоро-Балтийский канал, а 8 августа 1932 г. он освобождается из заключения и возвращается в Ленинград. Заканчивается та эпоха в его биографии, о которой он в 1966 г. сказал: “Пребывание на Соловках было для меня самым значительным периодом жизни… На Соловках я понял, что каждый человек – человек…”.

4-й кадет.

Вернувшись в родной город, Д.С. Лихачев долго не мог устроиться на работу: мешала судимость. Здоровье его было подорвано Соловками. У него открылась желудочная язва, случались сильные кровотечения. Несмотря на тяжелую болезнь, Д.С. Лихачев находит в себе силы и возвращается к научной деятельности, а также работает научным корректором в издательстве Академии Наук.

В 1935 г. Д.С. Лихачев женился на Зинаиде Александровне Макаровой, а в 1937 г. у них родились две девочки – близнецы Вера и Людмила. В 1937 Д.С. Лихачев выполнил на маленьких отрывных листах в блокноте с грифом Ленинградского отделения издательства Академии Наук СССР, где тогда он работал, рисунки с видом Новгорода. Рисовал Д.С. Лихачев для себя, но теперь эти рисунки имеют вполне определенную историческую ценность (Рисунок № 1, № 2, № 3, № 4). На них Новгород запечатлен таким, каким его уже никто не может увидеть после Великой Отечественной войны: в войну пострадали не только жители этого славного города, но и многие знаменитые памятники новгородской архитектуры. Сейчас их можно увидеть в “Новгородском альбоме” и на нашей импровизированной выставке. В 1938 г. Д.С. Лихачев поступил на работу в Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, где 11 июня 1941 г. защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук по теме “Новгородские летописные своды XII века”.

Через одиннадцать дней после защиты началась Великая Отечественная война. По состоянию здоровья Д.С. Лихачев не был призван на фронт и до июня 1942 г. оставался в блокадном Ленинграде. Он вспоминает, как проходил день в их семье. С утра топили книгами буржуйку, потом вместе с детьми молились, готовили скудную пищу (толченые кости, вываренные на много раз, суп из столярного клея и т.п.). Уже в шесть часов вечера ложились, стараясь накидать на себя как можно больше всего теплого. Поразительно, что в такой обстановке Д.С. Лихачев не оставлял занятий наукой. Пережив тяжелейшую блокадную зиму, весной 1942 г. он начал собирать материалы по поэтике древнерусской литературы и подготовил (в соавторстве с М.А. Тихановой) исследование “Оборона древнерусских городов”. Эта вышедшая в 1942 г. книга стала первой книгой, изданной Д.С. Лихачевым.

Транслируется видеосюжет “Блокадный Ленинград”.

Учитель.

После войны Д.С. Лихачев активно занимается наукой. В 1947 г. он защищает докторскую диссертацию “Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI веков”. В 1953 г. он избирается членом-корреспондентом Академии Наук СССР, а в 1970 г. – действительным членом Академии Наук СССР. Он становится одним из самых авторитетных в мире славистов. В 1980–1990-х годах особенно громко звучал голос Д.С. Лихачева-публициста. В своих статьях, интервью, выступлениях он поднимал такие темы, как охрана памятников культуры, экология культурного пространства, историческая память как нравственная категория и др. Много сил он отдавал работе в созданном по его инициативе Советском (с 1991 г. – Российском) фонде культуры. Духовный авторитет Д.С. Лихачева был так велик, что его справедливо называли “совестью нации”. Действительно, Д. С. Лихачеву обязаны своим спасением, квартира Марины Цветаевой в Москве, деревья пригородных парков, которые бездумно вырубались, Невский проспект, который хотели лишить “лица необщего выраженья” и сделать обычной центральной торговой улицей, где главное – магазины и офисы, и Александровский сад – к нему уже шли бульдозеры, чтобы превратить его в стройплощадку. Но всякий раз громко звучал тихий голос Дмитрия Сергеевича. И отступали архитекторы, уменьшался напор деловых людей, и первые лица города соглашались с доводами его Почетного гражданина. 30 сентября 1998 года Д.С. Лихачев был награжден старейшим и самым почетным из русских орденов – орденом Святого Апостола Андрея Первозванного, став первым его кавалером после возрождения этой награды. Ровно через год академика Лихачева не стало.

Скончался Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 г. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием (обращается внимание детей на выставку книг и статей Д.С. Лихачева), изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.

Вопросы для обсуждения темы классного часа.

  1. Как вы думаете, каким образом на юного Дмитрия Лихачева повлияло общение с известными людьми н. XX века?
  2. Почему, на ваш взгляд, Д.С. Лихачев не ожесточился на людей, жизнь и власть после отбывания срока на Соловках?
  3. Прав ли был Д.С. Лихачев, говоря, что “Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно “сыплющий” остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает, в конечном счете, потерю юмора”.
  4. Подумайте и приведите примеры к следующему высказыванию Д.С. Лихачева: “Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, – это и есть “духовная культура”.
  5. Прокомментируйте высказывание Д.С. Лихачева: “ПУТЕШЕСТВУЙТЕ! Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные. И второе: поездки воспитывают оседлость, оседлость нравственную, любовь к родному”. Какие места вы бы хотели посетить в России и за рубежом?
  6. Работаем с раздаточным материалом. Каким образом жизненный путь Д.С. Лихачева отразился на содержании “10 заповедей человечности”? Приведи примеры.

Учитель.

Ребята, как вы уже поняли, наследие Д.С. Лихачева трудно переоценить. Он прожил сложную и в то же время интересную, насыщенную событиями, жизнь. Дмитрий Сергеевич всегда старался оставаться Человеком с большой буквы. Особенно в самые трудные годы для нашей Родины: тридцатые, сороковые, включая ленинградскую блокаду, и в более поздние времена, когда приходилось терять близких людей, отстаивать гражданскую позицию или делать нелегкий выбор. В свое время Лихачев был одним из немногих, отказавшихся поставить подпись под позорным письмом академиков, осуждавших А. Д. Сахарова за его неприятие вторжения в Афганистан. Он всегда заступался за молодых ученых, библиотекарей, служителей музеев. Несмотря на то, что Д.С. Лихачева нет с нами вот уже 13 лет, его мысли, его пожелания живы. Каждому из вас он адресовал письмо (кадетам раздаются заготовленные письма с текстом, взятым из кн. Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”). Вы можете сейчас открыть письмо, прочитать его и выписать на ватманы выдержки, посвященные добру, толерантности, нравственности.

Пока учащиеся работают с письмами, учитель включает запись с классической музыкой.

Подведение итогов классного часа. Рефлексия.

Список использованной литературы.

  1. Священник Димитрий Долгушин, к.филолог.н.. БИОГРАФИЯ Дмитрий Сергеевич Лихачев (биографический очерк) 1906–1999. //Новосибирский Епархиальный вестник № 9 (57) сентябрь 2006 года.
  2. Луков Вл. А. “Академик Д. С. Лихачев и его концепция теоретической истории литературы – М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2011. – 116 с.
  3. Луков Вл. А. Д. С. Лихачев и его теоретическая история литературы // Знание. Понимание. Умение. – 2006. – № 4. – С. 124-134.
  4. Пивоваров А.Б. “Д.С. Лихачев и его “Письма о добром и прекрасном”. //Новосибирский Епархиальный вестник № 9 (57) сентябрь 2006 года.