Литературная игра по творчеству С.Я. Маршака "Поле чудес"

Разделы: Внеклассная работа


Статья посвящена жизни и творчеству С.Я. Маршака. Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – С.Я. Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил детей с поэзией, научил их радоваться красоте поэтического слова.

Цели:

- знакомство с творчеством С.Я.Маршака;

- развитие логического мышления при отгадывании загадок;

- привитие интереса к чтению детских книг.

Группа учащихся:

- учащиеся начальной школы.

Оформление:

- портрет писателя;

- книжная выставка “В гостях у С.Я. Маршака”;

- шары, цветы.

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник - в гостях у нас детская книга. Да не одна, а много книг. И у всех у них один автор – Самуил Яковлевич Маршак. Садитесь удобнее и послушайте, что за человек был Самуил Яковлевич Маршак.

Ведущий 2: Самуил Яковлевич Маршак родился в далеком 1887 году, в маленьком городке Острогожске в большой и дружной семье. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырех лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация. Неожиданно судьба его изменилась: он оказался в Петергурге, где познакомился со многими известными писателями, музыкантами, художниками. Но из-за слабого здоровья ему пришлось покинуть северную столицу. Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Дружба Маршака с детьми началась в трудное для России время. И тогда он понял, что его настоящее дело в жизни – работать для детей, писать для них книжки, учить их, помогать им расти, радовать их. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и просвещенными людьми, чтобы они любили книгу, и книга помогала им жить.

Ведущий 1: Чтобы ближе познакомиться с творчеством С.Я. Маршака я предлагаю вам принять участие в литературной игре по творчеству писателя “Поле чудес”.

Правила игры:

- игра проводится в 3 тура;

- в каждом туре принимают участие 3 игрока, и среди них выбирается победитель;

- победители 3 туров примут участие в 4 заключительном туре;

- каждый тур включает 6 вопросов по творчеству и биографии писателя;

- игроки вращают барабан и на выпавший вопрос дают ответ;

- жюри в протоколе игры фиксируют правильные ответы игроков;

- по количеству правильных ответов определяется победитель.

А оценивать ваши ответы будет жюри в составе (состав жюри).

Ведущий 2: Перед игрой предлагаю небольшую игру-разминку “Доскажи словечко”. Давайте вспомним песенку, которую пела девочка, укладывая спать котенка в стихотворении “Усатый - полосатый”. Вам нужно будет досказать слово.

- Вот тебе под спинку
Мягкую … (перинку).

- Сверху на перинку
Чистую … (простынку).

- Вот тебе под ушки
Белые … (подушки).

- Одеяльце на пуху
И платочек … (наверху).

Ведущий 1: Молодцы, ребята! А теперь приступаем к игре “Поле чудес”.

Ведущий 2: В 1 туре принимают участие учащиеся 4 “А” класса. Прошу вас занять места у барабана. Начинаем нашу игру.

(Вопросы 1 тура – см. приложение 1).

Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.

Ведущий 2: Приступаем к выбору игроков для участия во 2 туре. Во второй тур выйдут те из вас, кто назовет пьесы Самуила Яковлевича Маршака. (“12 месяцев”, “Теремок”, “Горя бояться – счастья не видать”, “Петрушка - иностранец”).

Ведущий 1: Прошу вас занять места у барабана. Продолжаем нашу игру.

(Вопросы 2 тура – см. приложение 1).

Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.

Ведущий 2: В 3 туре примут участие те из вас, кто расскажет отрывок из стихотворения С.Я. Маршака.

(Дети читают стихи С.Я. Маршака)

(Вопросы 3 тура – см. приложение 1).

Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.

Ведущий 1: А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть и отгадать загадки.

(См. приложение 2).

Ведущий 2: Вот и настал самый захватывающий момент нашей игры – 4 заключительный тур. В нем примут участие победители первых трех туров. Прошу, ребята, занять свои места у барабана.

(Вопросы 4 тура – см. приложение 1).

Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.

Ведущий 1: Молодцы, ребята! Прошу всех участников игры выйти к барабану. Всем вам вручаются дипломы. А победитель нашей игры получает приз.

Приложение 1

Вопросы I тура:

  1. Кого приглашала мышка-мать в няньки своему мышонку? (Утку, жабу, лошадь, свинку, курицу, щуку, кошку)
  2. Какое стихотворение С.Я. Маршака помогает детям выучить цифры? (“Веселый счет”)
  3. Куда собирались лодыри и куда они попали?
    (“Собирались лодыри
    На урок,
    А попали лодыри
    На каток”)
  4. На какой улице жил человек рассеянный?
    (“Жил человек рассеянный
    На улице Бассейной”)
  5. Назовите новогоднюю пьесу С.Я. Маршака. (“12 месяцев”)
  6. В какой город ехала дама в стихотворении “Багаж”. (Житомир)

Вопросы II тура:

  1. Из какой пьесы эти слова
    “Ты катись, катись, колечко
    На весеннее крылечко,
    В летние сени,
    В теремок осенний
    Да по зимнему ковру
    К Новогоднему костру”? (“12 месяцев”)
  2. Как зовут братьев в стихотворении “Вакса - клякса”?  (Коля и Вася)
  3. Кого обхитрили Петя и Сережа в стихотворении “Где тут Петя, где Сережа”? (Перепелкина Гришку)
  4. Какое стихотворение С.Я. Маршака помогает детям выучить алфавит? (“Веселая азбука”)
  5. Какие знаки препинания принимали участие вспорео том, кто из них важнее? (Восклицательный знак, вопросительный знак, запятые, двоеточие, многоточие, точка с запятой, точка)
  6. Что надел вместо шапки человек рассеянный с улицы бассейной? (“Вместо шапки на ходу
    Он надел сковороду”)

Вопросы III тура:

  1. Что пожелала в канун Нового года королева – героиня пьесы “12 месяцев”? (Чтобы во дворец доставили корзину подснежников).
  2. Что сдавала дама в багаж?
    (“Дама сдавала в багаж Диван,
    Чемодан,
    Саквояж,
    Картину,
    Корзину,
    Картонку
    И маленькую собачонку”).
  3. Какой породы была собака Вакса-клякса? (Такса)
  4. Назовите фамилию братьев Пети и Сережи? (Комаровы)
  5. Кто в стихотворении “Рассказ о неизвестном герое” ищет, но не может найти парня какого-то лет двадцати?
    (“Ищут пожарные,
    Ищет милиция,
    Ищут фотографы
    В нашей столице…
    Ищут давно,
    Но не могут найти
    Парня какого-то
    Лет двадцати”)
  6. В каком классе учатся братья Коля и Вася? (Коля – в 5 классе, Вася – в 3 классе)

Вопросы IV тура:

  1. Кому принадлежат слова:
    “И красив я, лодыри,
    И умен,
    А письму и грамоте
    Не учен”? (Коту)
  2. С каким домашним животным не смогла подружиться собака Вакса-Клякса? (С заморским котом)
  3. Что подарил на память падчерице месяц Апрель? (Колечко)
  4. Когда родился Самуил Яковлевич Маршак? (В 1887 году)
  5. Какой подвиг совершил герой стихотворения “Рассказ о неизвестном герое”? (Спас девочку из горящей квартиры)
  6. Как называется сборникстихов С.Я. Маршака, куда вошли стихи о зверятах из зоологического сада? (“Детки в клетке”)

Приложение 2

Загадки

  1. Шумит он в поле и в саду,
    А в дом не попадет.
    И никуда я не иду,
    Покуда он идет. (Дождь)
  2. Под Новый год пришел он в дом
    Таким румяным толстяком.
    Но с каждым днем терял он вес
    И наконец совсем исчез. (Календарь)
  3. Мы ходим ночью,
    Ходим днем,
    Но никуда
    Мы не уйдем.
    Мы бьем исправно
    Каждый час.
    А вы, друзья,
    Не бейте нас! (Часы)
  4. Всегда шагаем мы вдвоем,
    Похожие, как братья.
    Мы за обедом – под столом,
    А ночью – под кроватью. (Сапоги)
  5. В Полотняной стране
    По реке Простыне
    Плывет пароход
    То назад, то вперед.
    А за ним такая гладь –
    Ни морщинки не видать! (Утюг)
  6. Принялась она за дело,
    Завизжала и запела.
    Ела, ела
    Дуб, дуб,
    Поломала
    Зуб, зуб. (Пила)
  7. Держусь я только на ходу,
    А если стану, упаду. (Велосипед)
  8. Бьют его рукой и палкой.
    Никому его не жалко.
    А за что беднягу бьют?
    А за то, что он надут! (Мяч)

Приложение 3

Протокол
литературной игры по творчеству С.Я. Маршака “Поле чудес”

I тур


п/п

Фамилия, имя
участника

Вопросы

Победитель

1

2

3

4

5

6

 

1

               

2

               

3

               

II тур


п/п

Фамилия, имя
участника

Вопросы

Победитель

1

2

3

4

5

6

 

1

               

2

               

3

               

III тур


п/п

Фамилия, имя
участника

Вопросы

Победитель

1

2

3

4

5

6

 

1

               

2

               

3

               

IV тур


п/п

Фамилия, имя
участника

Вопросы

Победитель

1

2

3

4

5

6

 

1

               

2

               

3