Развитие творческих способностей учащихся исследовательской деятельностью на уроках географии и во внеклассной работе

Разделы: География


Всякая попытка воспитателя-учителя "внести" в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личных свойств и качеств.

С.Л. Рубинштейн

К  исследовательской деятельности учащихся  побуждает четыре типа мотивов: стремление к результату; стремление к самой деятельности, независимо от результата; стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата; стремление получить общественную оценку своей деятельности.

Цель: создать условия для развития творческих способностей  учащихся через организацию исследовательской деятель­ности по географии. 

Задачи:

  • выявление талантливых, одаренных учащихся по географии;
  • привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности;
  • популяризация интеллектуально-творческой деятельности  школьников;
  • привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества.

Реализация этой цели и задач осуществляю через развитие на уроках географии  и во внеурочной деятельности индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить и т. д.; через формирование осознанного мотива, жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе отношение к людям.      

Принципы:

  • педагогическая  мобилизация  и  релаксация;  оптимизм  и  вера  в  исследовательские способности ученика;
  • уважение личности ученика в сочетании с разумной требовательностью;
  • оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  • воспитание  экологической  культуры.

Ожидаемые результаты: формирование личности, владеющей навыками саморазвития, проявляющей деятельную и творческую активность, географическую компетентность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с природно-экологической и социальной средой обитания,  повышение психологической устойчивости, укрепление здоровья учащихся.

Педагогическая технология исследовательской деятельности, которую я  использую в своей работе, по уровню применения является общепедагогической, по философской основе – гуманной, по ведущему фактору развития – социогенной  (направлена на выполнение социального заказа), по концепции усвоения – развивающей, по ориентации на личностные структуры – операционной  и эвристической, по характеру содержания и структуры – светской, общеобразовательной и гуманистической, по организационным формам – сочетание классно-урочной, индивидуальной и групповой. По типу управления познавательной деятельностью – дифференцированной, по подходу к ребёнку – гуманное личностно-ориентированное сотрудничество, содействие в реализации потребностей в своём развитии.

Я вырос в педагогической семье. Бабушка и мама были учителями биологии. Большую часть своего времени  проводил в природе. Любовь к своему селу, к природе воспитывалось у меня с раннего детства. После окончания пед. университета  работаю учителем географии в своем родном селе. Живя в селе, нельзя формировать познавательный интерес к предмету, не организуя исследовательскую деятельность  на уроках географии и во внеклассной работе.

Любое исследование, которое организую с учащимися, включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением (природным или созданным в ходе эксперимента), попытку его самостоятельного объяснения, знакомства с литературой, сравнение, анализ и выводы как суммарный результат общетеоретических знаний. Поэтому когда предлагаю ученикам тему или, что реже, ученик сам находит интересующий его предмет исследования, прежде всего,  продумываю, соответствует ли тема исследовательской работы некоторым общим требованиям.  Это требование обеспечивается через изучение и критический сопоставительный анализ учебной и научно-методической литературы по выбранному направлению или теме.

Исследовательская работа начинается с определения направления исследования. Оно предлагается либо мной или формироваться у школьника самостоятельно в ходе знакомства с теорией географической науки или в результате практических занятий. Общее направление исследования очерчивает область, в которой будет вестись работа, ограничивает в определенной мере объем материала, т.е. это выделение областей исследования. Выбор определяется, прежде всего, интересом ученика и его актуальностью. Актуальность этого вопроса необходимо учащимся обосновать. Нужно показать, что данный вопрос на каком-то уровне недостаточно раскрыт в теории науки и в практике. 

Последовательность исследовательской деятельности учеников может быть такой: составление списка литературы по изучаемой проблеме, изучение теории и истории рассматриваемой проблемы по литературным источникам, осмысление собранного материала и аналитическая обработка полученных результатов, текстовое оформление работы, выступление с результатами исследования или защита работы.
При организации исследовательской деятельности изменил формы, и частично содержание учебной деятельности.

Чтобы помочь ученикам в преодолении трудностей, я провожу анкетирование. Через анкеты в 2010 году опрошено 100 учащихся из 6-10 классов.
На вопросы анкеты получил ответы, которые представляю в  %.

1. Нравится ли вам заниматься исследовательской деятельностью?
да ответили –  87%.
нет – 13%.
2. Что вас привлекает в этой работе?
желание открыть для себя что-либо         – 53%
индивидуальная работа                             – 2%
коллективная работа                                  – 23%
работа с дополнительной литературой    –  10% 
оформление работы                                    –  3%
желание поделиться результатами работы со сверстниками  – 9%.
3. Какие уроки использованием исследовательской деятельности тебе нравятся?
Уроки – нетрадиционные
Уроки – практические работы
Уроки – экскурсии
Развитие познавательного интереса к выполнению исследовательской деятельности через различные формы деятельности

Формы Практическая работа Экскурсия Нетрадиционные уроки
7 класс 24% 35% 40%
8 класс 45% 53% 62%
9 класс 72% 81% 100%
10класс 100% 94% 100%

Особое внимание при организации исследовательской работы уделяю самооценке и эмоциональной оценке работ. Эмоциональная составляющая выступает в качестве ведущего компонента. Важно при этом идти от цели к этапам деятельности и к реальному результату. Этапы рефлексии и самооценки помогают мне осознать, куда движется познавательный процесс, вовремя провести необходимую коррекцию в планировании дальнейшей деятельности, чтобы получить намеченный результат. Через различные формы деятельности в 6-10 классах на уроках географии и во внеклассной работе через различные виды эмоций, возникающих при выполнении работы, создается положительная мотивация к дальнейшей исследовательской деятельности.  Элементы исследовательской деятельности использую на всех типах уроков, но полностью разрабатываю уроки на основе исследовательского метода такие как уроки-экскурсии, уроки-практикумы, нетрадиционные уроки.

Географическое исследование, организуемое мной на уроках-практикумах всегда комплексное. Ребята описывают природные объекты и явления, внимательно наблюдая за ними. Основной методической задачей практикума в 6 классе  –  привитие навыков описания природных объектов с использованием качественных и количественных характеристик.    На уроках практикумах в 7, 8 классах учащиеся исследуют проблемные
задания с помощью атласов, карт. Изучение географических карт перед выходом  в природу – необходимое условие для успешных исследовательских работ.  Карты – конечный итог работ, они отражают взаиморасположение и структуру изученных объектов, показывают их взаимосвязи. В результате выполнения практических работ в 9 классе учащиеся приходят к научному видению проблемы взаимодействия человеческого общества и природы.

Часто провожу нетрадиционные уроки различные по форме с использованием метода исследования.

Классификация типов уроков нетрадиционной формы с использованием метода исследования.

Ф
О
Р
М
Ы
Уроки формирования  новых знаний Уроки обучения умениям и навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений Уроки проверки и учета знаний и умений
У
Р
О
К
О
В
Уроки – экскурсии, экспедиции, уроки-путешествия, уроки-исследования Практикумы практических работ, уроки с ролевой, деловой игрой Игровые: КВН, Что? Где? Когда, уроки-конкурсы, уроки-соревнования Защита творческих работ,  творческие отчеты

На уроках-экскурсиях, ребята исследуют причины изменения рельефа, экологические проблемы природных объектов окрестностей села Сростки, описывают природные ресурсы, полезные ископаемые села. Экскурсии провожу в весеннее, осеннее время года.

При проведении урока – экскурсии (урок новых знаний)   в 8 классе: «Экологические проблемы правого берега реки Катуни, окрестностей села Сростки» использовал на уроке исследовательский метод, и работу в группах.

Цель: создать условия для развития творческих способностей через изучение экологических проблем, правого берега реки Катуни окрестностей села Сростки.

Задачи:

  • научить создавать и трансформировать карту берега реки Катуни;
  • выявить экологические проблемы берега;
  • научить определять рекреационное значение данной территории;
  • освоить метод географического  прогнозирования;
  • помочь в создании творческого проета с презентацией.

Оргмомент

Класс делится на 5 групп.

Постановка общей задачи – обсудить в своей группе методом «мозговой атаки» возможные способы, поставленной перед вами задачи, выдвинуть гипотезы, определить методы  исследования. Необходимо распределить роли в группе и кто за что будет отвечать.  Тот, кому предстоит описать работу, участвует в создании коллективного проекта.

Задания:

1 группа  работает над созданием карты – схемы берега реки Катуни, окрестностей села Сростки; 
2 группа занимается изучением экологических проблем правого берега реки Катуни;
3 группа проводит работу по географическому прогнозированию;
4 группа определяет рекреационное значение территории;
5 группа снимает фильм «Природный комплекс правого берега реки Катуни».

В результате собранного материала был создан проект «Экологические проблемы правого берега реки Катуни,  окрестностей села Сростки».

Подобные уроки-экскурсии провожу при изучении  природных комплексов горы Пикет, припойменного луга реки Федуловки.

Проведение разных типов уроков с использованием исследовательского метода, позволяет формировать мне такие качества школьников, как умение принимать самостоятельные решения; проявлять собственное мнение; подвергать критике высказывания товарищей; выводить свои доказательства на основе сопоставления. У учащихся вырабатывается компетентность по выполнению работ на основе исследовательской деятельности. Все перечисленное указывает на необходимость включения в учебный процесс исследовательской работы на базе географической  науки.
Учащиеся 9 классов выбирают ежегодно экзамен по географии и успешно его сдают. Более 70% учащихся сдают экзамены по исследовательским проектам по различным темам.

Результаты работ учащихся показывают, что применение исследовательского метода дает хороший результат в учебной деятельности.

Учащиеся, увлеченные географией не только компетентны в освоении учебной программы, но и получают большую информацию через работу с дополнительными источниками по предмету.

Организую исследовательскую работу по социокультурному  практикуму, согласно программе по географии. Успешность моей работы зависит и от работы с социумом села. Учащиеся школы изучают экономику, население, культурно – исторические памятники с Сростки.. Пишут рефераты, создают проекты, презентации, фильмы, с которыми выступают на уроках, научно – практических конференциях, во всероссиийских конкурсах  добиваются высоких результатов.

Провел вечер на основе собранного учащимися 9 класса исследовательского материала –  «Трудовая слава школы».

Разрабатываю маршруты экскурсий, туристических походов по теме «В.М. Шукшин и природа».

В 2006г. создал авторский элективный курс «Село мое сибирское…».

Потребность общения с природой остается одной из острейших у человека современной эпохи. Уроки доброты по отношению к природе воспитываются с детства. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней. Ее облагораживающее влияние будет сказываться потом на характере человека всю жизнь. Проводя уроки в природе отмечаю ,что все ученики на основе положитеьных эмоций стараются выполнить предложенные задания с особым азартом. Получая свой результат, они убедительно доказывают, представляя  отчет в различных формах. Именно через такие занятия открываются индивидуальные творческие способности у ребят.

Самостоятельная деятельность учащихся  содействует развитию исследовательских и прогностических умений. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с биогеоценозами окружающими село, учатся  составлять карты – схемы,  определять рельеф, плотность и численность популяций растений и животных на исследуемых территориях.

Этот курс актуален с позиции формирования естественнонаучного и гуманистического мировоззрения и с позиции воспитания  географической и экологической культуры. При изучении  важное место  отводится патриотическому воспитанию.  Особое внимание в курсе уделено изучению влияния антропогенных  факторов на природные комплексы окрестностей села.

Формы проведения: экскурсии, экспедиции, практические работы.

В преподавании географии краеведение одно из основных средств осуществления воспитывающего обучения. Материал о природе, полезных ископаемых, особенностях рельефа родного села,края использую на уроках.

Два года провожу в школе «День туриста» в самом живописном уголке природы окрестностей села Сростки. Включаю в программу проверку умений ребят полученных в результате исследовательской деятельности на уроках географии. Результат – радость, масса положительных эмоций, овладение знаниями, умениями, навыками, туристической и географической компетентностью, но самое главное это укрепление здоровья учащихся. Вместе с ребятами фотографируем природу, снимаем фильмы с внеклассных мероприятий, походов, слетов, создаем фильмы, участвуем в Всероссийских конкурсах получаем дипломы.

Организую в школе исследовательскую работу через занятия туристического клуба «Форсаж».

Цель: создать необходимые условия для личного роста ребенка через туристо – краеведческую деятельность.

Ожидаемый результат:

  • повышение уровня коммуникативной культуры;
  • высокий уровень развития творческих способностей;
  • сохранение и укрепление здоровья через положительные эмоции.

Организую исследовательскую деятельность с учащимися не только в окрестностях села, но и в многодневных походах по Алтайскому краю и  Горному Алтаю. Команды школы являются оними из лучших   в крае по туризму. Занимают призовые места в конкурсах по краеведению.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу  «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому».

При организации исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной работе я использую элементы КВН. Организую этот вид деятельности через постановку проблемного вопроса и созданием творческого КВН конечного продукта. Это помогало  мне в течении двух лет отобрать талантливых и творческих ребят, которые вошли в команду КВН Алтайского края  и приняли участие в работе КВН смены в Всероссийском лагере «Океан». В 2007году команда «Батаны», которую подготовил, стала лауреатом в номинации «Школьный КВН»,  в 2008году  заняла 3 место в группе ПЕРСПЕКТИВА. Мы были награждены 23 грамотами и дипломами.

Любая деятельность, но в большей степени исследовательская побуждается определенными мотивами, направленными на удовлетворение потребностей учащихся. Через данный вид деятельности формируется сознание и поведение, нравственного убеждения в единстве. Формируются эмоции и чувства. Эта деятельность вводит каждого ученика в социальную среду. Здесь формируются качества, как скромность, честность, организованность, дисциплинированность, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, принципиальность, дружба, ответственность, аккуратность, трудолюбие и др..  В данном виде работы происходит удовлетворение личной потребности, которая сливается с выполнением общественной обязанности. Все это делается добровольно, под влиянием внутренней потребности действовать сообща, в условиях простора для инициативы и самодеятельности. Каждый выполняет свой долг и на этой основе возникают отношения товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, формируется любовь к Родине. Воспитываются организаторские и творческие качества у ребят.