КВН "Ты наш друг, родной язык"

Разделы: Коррекционная педагогика


Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Задачи обучения русскому языку детей имеющих нарушение интеллекта:

  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • выработать элементарные навыки грамотного письма.

Однако успешное решение этих задач существенно осложняются ввиду ряда психофизических причин, неполноценности психического развития данной категории детей. Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность, ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов.

Одним из эффективных средств обучения русскому языку является использование на уроках разнообразные формы и методы обучения.

Цель:

  • Создать условия для формирования умения подбирать проверочные слова; учить выделять из речи предложения, корригировать речь;
  • Развивать умение определять количество предложений в тексте;
  • Совершенствование мыслительной активности, воли, внимания.
  • Формировать коммуникативные функции. Учить овладевать словом как орудием коммуникации.
  • Воспитание самостоятельности, внимательного отношения к окружающим.

Оборудование: «домик», бумага, карандаши, авторучки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Звучит «Песня о КВН» (на мелодию песни «Улыбка» В. Шаинского).

Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.

Нам доверено с тобой
Провести удачно бой.
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык
Ты наш друг, а в это все мы будем верить.

– Команды «Слово» и «Предложение» приветствуют друг друга:

Команда «Слово».

Победу, а не пораженье
Мы вам желаем, «Предложение»!

Команда «Предложение».

У нас приветствие готово
Ребятам из команды «Слово»
«Соперник наш не позабудь!
К победе очень труден путь!»

Вместе команды приветствуют жюри и вручают судьям увеличенную копию своих эмблем.

Приветствие:

Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет!

Конкурс 1. Конкурс капитанов «В стране Непроверяемых написаний»

Диктую слова с непроверяемыми написаниями, а капитаны записывают их в домиках, нарисованных на доске:

Береза
Помидор
Суббота
Яблоко
Осина
погода
субботник
ягода

Конкурс 2. «Слова – змейки»

К доске вызываются один представитель от каждой команды. Учащиеся (представители команд) записывают на доске любое слово – имя существительное, затем придумывают слово, начинающее с последней буквы предыдущего. Через 2 минуты соревнующие прочитывают слова записанные вслух.

Вот как выглядит эта запись:

Тортабуреток – .......................................................
Рекакулатакаллеягненок – .................................

Конкурс 3. «Вспомним и запишем»

На одном из уроков русского языка вы выполняли упражнение, в котором требовалось списать стихотворение и проверить по книге, правильно ли оно написано.

Сейчас вам необходимо вспомнить по последним словам каждой строчки это стихотворение и без ошибок записать его. Если возникнут затруднения. То вы можете воспользоваться вашим другом– учебником: но я не называю страницы.

… … … воды,
… … … земля,
… … … заводы,
… … … поля.

Конкурс 4. Домашнее задание

Представитель команды «Слово» читает составленную в ходе подготовки «сказку про жи и ши», а представители команды «предложение» «Сказку про Ча и Ща». Обе сказки оформлены в виде книжек.

Содержание 1-й сказки:

«Один раз собралось в лесу много зверей. Вышел вперед медведь и сказал:
– Суйчас будут соревнования на знания жи и ши.
Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот и первое препятствие: стоят лы … А дальше точки. Нужно вставить какой -то слог. Лисенок дописал -жи. Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул – Лыже! Лыжи стоят, Бельчонок дописал жи Получилось лыжи! И лыжи поехали. Вот второе препятствие: впереди гало…А дальше? Лисенок и зайчонок сошли с дистанции, а бельчонок и тут дал правильный ответ: Галоши!» Он и получил главный приз: лыжи и галоши».

Содержание 2 сказки:

Жила-была девочка Надя. Она училась в школе. Учитель задал на дом правило о безударных гласных. Она забыла выучить это правило и получила двойку. Когда наступила ночь, ей приснился такой сон.
Безударные гласные гнались за ней. Она споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:
Почему ты не выучила о нас правило? Ведь ты же не сможешь теперь написать очень много слов, в которых мы встречаемся. А они так важны для грамотного и образованного человека. В наказание мы исчезнем из твоего имени. И Надя разучилась писать свое имя. На уроке письма дети писали свое имя, а девочка не смогла этого сделать и заплакала.
– Почему ты плачешь? – спросила ее учительница.
– Я не знаю, как пишется мое имя.
Учитель посмотрел с улыбкою и сказал:
– Ты не выучила правило о безударных гласных. Они обиделись и убежали от тебя. Выучи его. Девочка согласилась с учителем и с тех пор она знает, как пишется ее имя. А заодно она узнала, как пишутся и другие слова.

Конкурс 5. «Вспомни правило любое и примером подтверди»

Представители команд вспоминают некоторые правила, изученные, записывают на доске.

Конкурс 6. «Можем мы диктант писать на «4» и на «5»

Диктую текст. На отдельном листе бумаги каждый член команды записывают по одному слову. Например, первый член команды записывает только одно слово и передает лист для записи следующего слова второму члену команды, Получается своего рода эстафета.

Итог занятия

Жюри подводит итоги.
Оценка работы детей.

Используемая литература:

  1. Воспитательная работа в классах коррекции. 5–9 классы./М.: Глобус, 2007.
  2. Пчелкина Е.Л., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради № 2 «Я сам – головастый». – СПб.: Изд-во «Союз писателей», 2004.