Турнир знатоков русского языка

Разделы: Внеклассная работа


Цели: повышать грамотность школьников; прививать интерес к предмету; развивать речь, внимание, мышление и память.

Ход мероприятия

Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир – это состязание. Сегодня будет состязаться две команды. Первый конкурс называется «Вопрос-ответ». Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество очков, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов.

Конкурс 1. Разминка «Вопрос – ответ»

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6)
  3. Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (имя существительное)
  4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
  5. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
  6. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (подлежащие)
  7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (когда эти существительные женского рода)
  8. Как называется общая часть родственных слов? (корень)
  9. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
  10. Как определить род имён прилагательных? (род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, к которому оно относится)

Конкурс 2. «Собери пословицу»

Каждая команда получает конверт со словами, из данных слов нужно составить 4 пословицы о труде и лени.

  • Труд , лень, кормит, а, портит, человека.
  • Чтобы, в воду, надо, съесть, рыбку, лезть.
  • Хочешь, печи, есть, на, сиди, калачи, не.
  • Без, жить, небо, дела, только, коптить

ОТВЕТЫ:

  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Хочешь есть калачи- не сиди на печи.
  • Без дела жить – только небо коптить.

Конкурс 3. «Как правильно»

  1. Тюль (тонкий или тонкая)
  2. Кофе (сладкое или сладкий)
  3. Пенальти (точный или точное)
  4. Кашне (шёлковое или шёлковая)
  5. Мозоль (сухой или сухая)
  6. Салями (вкусная или вкусное)
  7. Желе (вкусный или вкусное)
  8. Шампунь (ароматный или ароматная)
  9. Бра (хрустальный или хрустальное)
  10. Моль (вредная или вредный)
  11. Бандероль (тяжёлый или тяжёлая)
  12. Олень (красивый или красивая)

Конкурс 4. Филфорд «Антонимы»

Нужно найти в филфорде антонимы (слова противополож- ные по смыслу) к данным словам.

  1. Встреча -…
  2. Друг – …
  3. Зло – …
  4. Мороз – …
  5. Польза – …
  6. Родина – …
  7. Шум – …
  8. Красота – …
  9. Тревога – …
  10. Начало – …
Щ Н Б Ч У Ю Ф В Е И
И Д О А Ж Б И К Т Н
К О О Р Ж А Н С И Ч
Ц Б Ш П А Р А Т Ш Р
В Р С О Р К В Р И В
А О Р К О Ь Д Е Н А
О И А В Й М В П В Т
В Н З Л У К А Т Р А
Т У Р К О Н Е Ц Е Г
С Д О Н О Г С У Ч З

Конкурс 5. Конкурс капитанов

Из букв слова «Грамматика» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто больше, тот и победил.

Подведение итогов и награждение победителей

Литература:

  1. АБВГД – сказки, игры и уроки, №3, 1999.
  2. АБВГД – сказки, игры и уроки. №4, 2003.
  3. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продлённого дня. – М.: ВАКО, 2008.