Статья "Игры народов Севера в жизни ребенка". Сценарий спортивного праздника в подготовительной группе "Выручаем внучку Аркуту"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель статьи: cеверные народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

Исходя из вышеизложенного, я определила тему своей работы - знакомство детей с играми народов Севера. Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Проживая в экстремальных условиях, народы Крайнего севера научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как естественные факторы закаливания. Обучая детей народным подвижным играм северян, я стараюсь не только сохранить знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогатить физические навыки детей. Ведь интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать нового о своей малой Родине.

На мой взгляд, в детском саду вполне можно проводить многие игры регионального компонента, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов. Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Все игры коренных жителей Севера связаны с прыжками, метанием, бегом, способствуют упражнению детей в основных видах движения, формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости. Осуществляя работу инструктора по физической культуре, я пришла к выводу, что образно-двигательные движения в играх вызывают живой интерес детей, способствуют развитию смекалки и сообразительности, способности к импровизации. А, кроме того, развивают силу, ловкость, координацию движений, гибкость. Дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки двигаться в заданном ритме и темпе.

В планировании игр подбираю те игры, которые вызывают у них интерес и радость (особенно дети любят игру “Хейро”). Перед тем, как познакомить детей с новой игрой предварительно знакомлю с содержанием и правилами игры. При этом объяснение сочетаю с показом движений: как правильно бегать, прыгать, метать. В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг. Постепенно каждый ребенок приучается к совместным и согласованным действиям, выполнению правил. В таких играх дети любят отличиться, показать свои умения, навыки, приобретенные на занятиях.

На своих занятиях по физической культуре вовлекаю ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников, воспитываю детей физически и духовно здоровыми через игры народов Севера, национальную культуру.

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому стараюсь стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в повседневную жизнь ребенка.

Подвижные игры народов Севера играют большую роль в организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке. С их помощью воспитываю у детей положительное отношение к прогулке при низкой температуре и поддерживаю у детей бодрое настроение, активность. После занятий на воздухе у детей создается положительный настрой, поднимается настроение. Всегда говорю детям: “Мороз не заберется под шубу к тому, кто умеет бегать, прыгать, кататься на санках”.

Главная составляющая успеха в работе с детьми - это мотивация, а также правильно подобранные подвижные игры, атрибуты, что создают на занятии радостную, непринужденную остановку.

Проведение народных подвижных игр, на мой взгляд, способствует оздоровлению детей:

  • развивают способность приспосабливаться к внезапной изменяющейся нагрузке;
  • укрепляют дыхательную мускулатуру;
  • развивают и укрепляют все группы мышц.

Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физической культуре. Ребята на таких занятиях получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность.

Как показывает моя практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко используется наглядность. А представленный материал праздника “Спасаем внучку Аркуту”, развивают такие качества физического развития детей как: ловкость, глазомер, силу, выносливость, систематизируют знания об особенностях коренных жителей. Подобного рода мероприятия способствуют формированию у детей творческого самовыражения в двигательной активности.

Для эффективного использования подвижных игр народов Севера в целях формирования здоровья, хорошо изучаю их содержание, т.к. глубокие знания и свободное владение обширным игровым репертуаром является необходимым условием внедрения народных игр.

Используя презентации в своей работе как эмоционально-образное средство, пробуждаю у детей интерес, воображение, активность; привлекаю внимание детей к содержанию игр, вызываю интерес детей к этим играм путем ознакомления с жизнью, культурой и бытом коренных северян. Перед проведением игры предварительно рассказываю и показываю на слайдах жизнь, обычаи северного народа, историю, легенду возникновения игры.

Таким образом, северные народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей.

Хочется верить, что моя работа, поможет привить детям интерес и любовь к занятиям физической культурой.

Сценарий спортивного праздника
в подготовительной группе “Выручаем внучку Аркуту”.

Цель: повышать уровень физической и двигательной подготовленности у детей, используя инновационные технологии.

Программное содержание.

1. Формировать мышечно-двигательные навыки. Упражнять в равновесии, в метании в вертикальную цель, в прыжках, беге на скорость, подлезании.

2. Развивать основные физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений).

3. Развивать волевые качества (выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах).

4. Систематизировать знания детей о традициях Севера, особенностях коренных народов; 

5. Воспитывать честность, упорство, взаимовыручку, интерес к играм народов Севера, организованность.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы (сказки, рассказы о Севере);
  • беседы о жизни коренных народов, о климатических особенностях Севера;
  • рассматривание иллюстраций растительного и животного мира;
  • разучивание стихов, игр народов севера;
  • экскурсия в этнографический музей.

Оборудование: письмо-снежинка, чум, нарты, фигура оленя, мячи, макет солнца, корзина с ягодами, тоннель, модули, корзинки со снежками флажки, конусы. Музыкальное сопровождение, экран, проектор. Костюмы: шамана, девочки, охотника.

Ход праздника

Зал украшен на северный мотив. Дети под музыку (“Увезу тебя я в тундру”) входят в зал.
Инструктор по физо:

- Ребята, посмотрите, какая красивая снежинка залетела к нам в окно, когда я проветривала зал. Она необычная, оказывается - это письмо, послушайте.

Инструктор читает письмо.
“Здравствуйте, ребята!

Я слышала, что вы умные, ловкие смелые. Поэтому прошу Вас помочь спасти мою внучку Аркуту. Ее похитил злой шаман. Путь предстоит нелегкий, много испытаний встретите на своем пути. Поторопитесь, без маленькой Аркуты не наступит праздник Солнца.

Бабушка Олом - мать всех матерей”

 
Инструктор: Ну, что, ребята, не боитесь трудностей? (Ответы детей). Тогда в путь. В одну колонну, становись! Слайд №2

Построение в колонну.

Инструктор:

Сначала мы пойдем пешком
В царстве холода и стужи
Все кругом сковали льды,
Серебристые метели,
Запорошили следы.

Воет ветер, злится вьюга
Заметая все кругом
И осыпана округа
Белоснежным серебром.

В белой тундре, где снега,
Он растит свои рога –
Гордый северный олень!
Царь всех северных зверей!

А белые медведи немного косолапы,
Белые медведи немного толстопяты.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.

Лыжи с палками возьмём
И на лыжах и мы пойдём

Вьюга да метелица
По дорожке стелется…

Ох, нелёгок этот путь,
Надо дети, отдохнуть.

Ходьба обычная.

 

 

Ходьба на носках.

Боковой галоп.

 

 

 

 

Ходьба с высоким подниманием колена.

 

Ходьба скрестным шагом.

Ходьба скользящим шагом. Бег змейкой.

Упражнение на восстановление дыхания.

Инструктор: Первое испытание мы преодолели. Куда же нам дальше идти? (Выходит охотник).  
Охотник: Здравствуйте! Куда путь держите? (Ответы детей)

Инструктор: Мы идем спасать внучку Аркуту. Подскажи нам дорогу дальше.

Охотник: Покажу, но сначала покажите свою ловкость. Я вам буду показывать на экране животное, а вы выполнять упражнение. Согласны?

 
ОРУ (показ слайда, дети выполняют упражнение).  
“Сова” И.п.: ОС, руки в стороны

1-руки вверх, голову вправо

2-и.п.

3- руки вверх, голову влево

“Заяц” И.п.: О.С, руки на поясе

1-2-3- присесть, пятки от пола, спина ровная

4-5-6-и.п. 8 раз

“Северный олень”

И.п.: У.С., руки скрещены над головой “рога”

1-наклон туловища вправо

2-и.п.

3-наклон туловища влево

4-и.п. по 5 раз в каждую сторону

“Песец” И.п.: стоя на четвереньках, ладони параллельно, голова опущена вниз.

1-2- прогнуться, голова вперед

3-4-и.п. 8 раз

“Волк” И.п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе

1-выпад правой ногой вперед, руки вперед

2-и.п.

3- выпад левой ногой вперед, руки вперед

4-и.п. по 5 раз каждой ногой

“Белка” И.п.: руки вместе, руки на поясе, прыжки ноги вместе, руки в стороны, ноги врозь, руки вниз.

Слайд №3

По 4 раза в каждую сторону.

 

 

Слайд №4

 

 

Слайд №5

 

 

 

 

 

Слайд №6

 

 

Слайд №7

 

 

 

 

Слайд №8

3 раза по 10 прыжков

Охотник: Ловкие, умелые у вас ребята. Покажу вам дорогу к шаману.

- Проползете через снежные лабиринты.

- Перепрыгнете через снежные сугробы.

- Наполните корзину снежками.

Дети поточным способом преодолевают препятствия:

“снежный лабиринт” - тоннель;

“снежные сугробы” - прыжки через модули;

“бросание снежков в цель” - метание в корзину.

(Инструктор подводит детей к чуму).

Инструктор: Ребята, как называется жилище коренных жителей Севера? (Ответы детей). Правильно чум, а из чего он сделан? (Оленьи шкуры).

Связали шест с другим шестом,
Потом ещё с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов ненецкий дом.

Мы чумом этот дом зовём,
Он дарит нас своим теплом 
Зимой суровой, хмурой.

Выходит шаман.

Шаман: Зачем пожаловали? (Ответы детей)

- Мы пришли за внучкой Аркутой. Отдавай нам ее.

Шаман: Хорошо, отгадайте мои загадки, отдам вам Аркуту.

Посреди болота женщина в желтом платке сидит (морошка).

Под листиком на каждой ветке сидят маленькие детки (голубика).

У неё особый вкус: то ли кислый, то ли нет. Сколько ты ее ни пробуй, не найдешь на то ответ (брусника).

В это время воспитатель готовит препятствия: тоннель, модули, корзины со снежками.

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают чум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После того, как дети отгадают загадку, на экране показывается.

Слайд №9

Шаман: В тундре зимой без нее ни на шаг

С места рванем - только ветер в ушах (оленья упряжка, нарты).

 
Шаман: Северный народ очень ловкий и сильный: любит состязаться между собой. Кто желает попробовать свои силы?

“Прыжки через нарты”.

Первые участники перепрыгивают через модели нарт на двух ногах, затем бежит до стойки, возвращается, передает эстафету следующему (можно использовать модули).

 

 

Слайд №10

Шаман: Ребята, какими традиционными промыслами занима-ются северные народы (оленеводство, рыболовство, охота).  
Шаман: Ещё одно испытание приготовил для вас. Есть ли среди вас ловкие оленеводы? (Ответы детей).

“Ловкий оленевод”.

Ставится фигура оленя. Дети располагаются в шеренгу, лицом к оленю на 3-4 метра. По очереди бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За удачный выстрел оленевод получает флажок.

 

 

Слайд №11

Шаман: Молодцы, справились вы со всеми заданиями. Все ловкие и быстрые, а главное - дружные ребята. Так и быть, отдаю вам внучку Аркуту.

Шаман уходит в чум.

Выходит девочка в национальном костюме.

 
Аркута: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что помогли мне вернуться. За это хочу подарить вам свой танец и мои подарки.

“Северный танец”.

Аркута дарит всем макет солнца и корзину с ягодами. Слайд №12
Инструктор: Спасибо Аркута за замечательный танец и твои подарки. Ребята, на Севере длинные, полярные ночи, поэтому мало тепла и света. Люди скучают по солнцу и придумали игру “Хейро”, что означает “Солнце”. Давайте, поиграем в нее.

Подвижная игра “Хейро”.

Играющие идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий- солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”.

 

 

 

 

Слайд №13

Инструктор:

Намела зима сугробов белых,
А нам до них нет дела.
Кто умеет веселиться,
Тот мороза не боится.

Подвижная игра “Льдинка, ветер и мороз”.

(Участники встают парами, лицом друг к друг и хлопают в ладоши, приговаривая: “Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь-дзинь”, пока не услышат сигнал “Ветер!”. Дети — “льдинки” разбегаются в разные стороны. На сигнал “Мороз!” дети возвращаются в пары и берутся за руки).

 

 

 

 

Слайд №14

Инструктор: Народы севера любят свой край с его неповторимым животным и растительными миром с его традициями, песнями и танцами. Наши девочки приготовили танец “Северное сияние”. Девочки исполняют танец “Северное сияние”.

Слайд №15

Инструктор: Спасибо, девочки за прекрасный танец.  
- Сегодня, ребята, мы вспомнили, какие животные обитают в тундре, поиграли в народные игры, вспомнили традиции народов севера.  
- Пора заканчивать путешествие. В группе вас ждет угощение: морс из брусники и пирог из ягод. Дети строятся в одну колонну и уходят в группу.

Литература

  1. Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. “Игры и состязания и самобытные физические упражнения народов Севера”.
  2. Кенеман А.В. “Детские подвижные игры народов СССР” М.: Просвещение. 1989 г.
  3. Строкач Ю.Б. “Народные традиции и подготовка современных промыслово-сельскохяйственных кадров” Новосибирск, 1956 г.
  4. Журналы “Северные просторы”, №1, 3-4, 2003, № 3-2/2001, № 6 1987. № 2/1989
  5. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2003.
  6. Шарманова С.Б., Федоров А.И., Калугина Г.К. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: УралГАФК, 1999.
  7. Из опыта работы Роженцева Л. А. г.Югорск, ХМАО.
  8. Из опыта работы Максимцовой Н.С. г.Ноябрьск, ЯНАО.
  9. Из опыта работы Гаряевой Э.И. г.Новый Уренгой, ЯНАО.
  10. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М.“Ненцы: уроки предков” СПб.:ООО “Миралл”, 2005 г.
  11. http://katemur.mindmix.ru/9.html
  12. http://nv86.ru/news/list/index.php?PAGEN_2=20&PAGEN_1=43
  13. http://www.kolyma.ru/index.php?newsid=11236
  14. http://clubs.ya.ru/4611686018427394791/posts.xml?tb=110
  15. http://smotret-mir.ru/planeta-zemlya/zhivotnye-tundry.html
  16. 93_34.jpg