Урок по теме "Антарктида"

Разделы: География


Цель: сформировать знания о материке, представление о своеобразии, уникальности природы материка.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности физико-географического положения материка.
  2. Раскрыть особенности исследования материка.
  3. Дать представление о правовом статусе Антарктиды.
  4. Выявить причины своеобразия природы материка.
  5. Выявить роль материка для человечества.
  6. Совершенствовать умения работать и анализировать различные источники географической информации.

Оборудование:

  • настенная физическая карта «Антарктида»;
  • атласы для 7-го класса;
  • мультимедийное оборудование;
  • опорный конспект ученика (Приложение №3).

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, контроль отсутствующих.

II. Изучение нового материала.

Материк безмолвный белый
Под ногами толстый лёд
Круглый год мороз суровый
Солнце яркое плывет.
Не растут на нём деревья,
Люди тоже не живут.
Лишь пингвины здесь гуляют,
Да моржи зимуют тут.
Защищают Антарктиду
Голубые глыбы льда
Да киты как стражи моря
Мать их синяя вода.
Ветры вольные бушуют
На просторах ледяных.
Антарктида, ты загадка
Для меня и для других.

(Ученица 7-го класса Проскурякова В.)

- Вы догадались, что тема нашего урока «Антарктида». (Приложение №1. Слайд 2)

- В географии есть два понятия «Антарктида» и «Антарктика».

- Как соотносятся эти два понятия? (Стр. 192. учебника.) (Антарктида – материк, Антарктика – Антарктида + острова + Южный океан.) (Приложение №1. Слайд 3)

- Что значит Антарктида? (От греческого слова «анти» – против, т.е. лежащая против полярной области земного шара – Арктики.)

- Природа Антарктиды совершенно отличается от ранее нами изученных материков. Это обусловлено особенностями географического положения Антарктиды.

- Каковы основные особенности географического положения Антарктиды?

(Фронтальная работа.)

  1. Материк почти весь расположен в пределах Южного полярного круга.
  2. Южный полюс лежит в центральной части материка.
  3. В Антарктиде все берега северные.
  4. Одна крайняя точка – северная – Антарктический полуостров (крайней южной точкой можно считать южный полюс, невозможно определить крайнюю западную и восточную точки).
  5. Антарктида лежит в пределах холодного теплового пояса.
  6. Большая часть Антарктиды расположена к востоку от линии меридиана 0° – 180°.
  7. Антарктида удалена от всех материков, кроме Южной Америки.
  8. По площади Антарктида больше Австралии. (Приложение №1. Слайд 4)

Вывод: природа Антарктиды суровая.

- Экспедиция в Антарктиду – это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи всех сил, способностей, знаний. Материк был открыт последним из всех материков Земли. Как это было? (Приложение №1. Слайд 4-5)

(Сообщения и заполнение таблицы.) (Приложение №2)

История открытия материка (Приложение №1. Слайд 6)

Путешественники и исследователи Годы Результат
Абель Тасман 1642 Отверг, что Австралия соединяется с таинственным континентом
Джеймс Кук 1775 Отверг существование Южного материка
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

Михаил Петрович Лазарев

1820 Открыли Антарктиду
Руаль Амудсен 1911 Покорил Южный полюс
Роберт Скотт 1912 Покорил Южный полюс

- Со времени открытия Антарктиды прошло более190 лет. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе и приветливее. И сегодня плавания в ёе прибрежных водах сопряжены с большими трудностями риском.

- Кому принадлежит шестой континент?

(Сообщение учащегося.) (Приложение №4)

Физкультурная минутка (1 минута).

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.

1-2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс.
3-4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо.
5-6. Правую руку вверх, левую руку вверх.
7-8. Сделать два хлопка руками над головой.
9-10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо.
11-12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс.
13-14. Сделать два хлопка руками по бедрам.

Повторить 4-6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

- Главная особенность природы Антарктиды – наличие льдов. Сколько льда в Антарктиде? (Учебник стр. 195.) (Средняя толщина льда – 2000 метров, максимальная – 4500 метров.) (Приложение №1. Слайд 7)

- Современные исследования позволили получить чёткое представление о подлёдном рельефе материка. Используя карту школьного атласа стр. 50-51 дайте описание рельефа материка по плану (работа в паре):

  1. Какая форма рельефа преобладает?
  2. Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?
  3. Каковы наибольшая и преобладающие высоты?

(В рельефе Антарктиды преобладают равнины, потому что в основании материка лежит древняя Антарктическая платформа. На западе материка протянулись Трансантарктические горы, которые служат продолжением Анд Южной Америки. На востоке равнины чередуются с горными массивами: Вернадского, Гамбурцева. Наибольшая высота – 5140 м. Средняя высота материка – 2040 метров.)

- Чем объяснить различия в подледном рельефе Западной и Восточной Антарктиды? (Различия объясняются строением земной коры. В основании Западной Антарктиды – область кайнозойской складчатости, а в основании Восточной Антарктиды – древняя Антарктическая платформа.)

- Есть ли вулканы на материке? (На островах в море Росса есть действующий вулкан Эребус. Его высота 3794 метра. Эребус – активно действующий вулкан.)

Вывод: Антарктида – это самый высокий материк.

- Антарктида – это самый холодный материк. Справедливо ли утверждение? Приведите в доказательство аргументы (атлас стр. 51). (Средняя температура января от -8° на побережье и – 32° во внутренних районах; средняя температура июля от -16° на побережье и -64° и ниже во внутренних районах; минимальная температура – 89, 2° (станция Восток).)

- В чём причины столь суровых климатических условий материка?

(1. Малый угол падения солнечных лучей, что зависит от ГП материка.
2. Полярная ночь.
3. Ледяной покров, образовавшийся в период общего похолодания климата Земли.
4. Большая высота над уровнем океана.
5. Способность белого отражать солнечные лучи (90%).)
(Приложение №1. Слайд 8)

- Огромная разница температур во внутренних и прибрежных частях материка, в результате чего образуются стоковые течения, дующие со скоростью 360 км/ч. Ураганы поднимают 25 млн т. снега, они препятствуют образованию тёплых воздушных масс с океана на материк.

- Антарктида на первый взгляд безжизненна. Здесь находится Антарктическая пустыня. Но это только кажется. В Антарктиде среди сплошного льда встречаются пространства, лишённые льда, их называют Антарктическими ОАЗИСАМИ. Оазисы – это очаги тепла и жизни в ледяной пустыне. В них много озёр. Вода в них разноцветная: зелёная, жёлтая, коричневая – от разнообразия водорослей. Растительность представлена мхами и лишайниками, обнаружены бактерии.

Суровые ветра и низкие температуры сформировали и определенный вид животных в Антарктиде. Фауна этого континента не имеет аналогов в мире, она крайне бедна и своеобразна.

(Сообщения учащихся.) (Приложение №1. Слайд 9) (Приложение №5)

Материк остаётся загадкой для человека, тем и высок интерес к познанию Антарктиды.

- А каково будущее Антарктиды? (Приложение №1. Слайд 10)

(1. Освоение минеральных ресурсов.
2. Проектирование городов будущего.
3. Материк международного туризма.
4. Материк науки.)

III. Закрепление.

I вариант повторения:

  1. Назовите рекорды Антарктиды начав со слов «Самый, самый ...».
  2. В чём сходство и различие между пустынями Африки и Антарктиды?
  3. В Антарктиде практически отсутствуют высшие растения. Чем в таких условиях питаются животные?
  4. Какие изменения могут произойти на поверхности Земли, если в Антарктиде будут сильные извержения вулканов. Если начнёт быстро таять ледяной покров?

II вариант повторения: составьте хайку по теме (работа в паре). (Приложение №1. Слайд 11)

Краткие правила написания хайку:

  1. Три строчки и 17 слогов: 5 + 7 + 5.
  2. Должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или времени суток.
  3. Должно показывать и передавать, но не называть и не объяснять.
  4. Не должно быть рифмы.
  5. Повествование ведется в настоящем времени.

(Зима круглый год.
Бело, холод, простор, лёд.
Бушует ветер.)

IV. Домашнее задание.

  1. Параграф 48, 49.
  2. Контурная карта стр. 8 по заданию.