Воспитательное значение возрождения народных культурных традиций в семье

Разделы: Внеклассная работа


«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение, у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д.С. Лихачев.

«Праздник это не праздность, а труд души»
А.М. Мехнецов

Психологи давно установили, что именно в младшем школьном возрасте таятся большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, потому что именно этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте моя задача помочь развиться в детях всему хорошему, что заложено в ребенке природой, сформировать основы нравственного самосознания, ответственности, нравственных позиций, обучить культуре поведения, воспитать толерантность и т.д.

Сформировать у детей представления о нравственных ценностях, о межличностных отношениях, решать многие другие воспитательные задачи нам помогает народная педагогика – мудрая и добрая помощница в воспитании детей. В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в настоящее время прорастут и дадут добрые всходы.

Я стараюсь пробуждать у наших воспитанников и их родителей интерес и уважение к своим истокам – к родной земле, ее истории, природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков.

Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социокультурного творчества. Фольклор, прикладное народное творчество, ремесла, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни, и жить без них противоестественно.

Одна из особенностей народной педагогики заключена в событийности, т.е. каждое дело, встреча, действие посвящается конкретным праздничным датам, событиям нашей жизни, творческой деятельности. И их совместное проживание, переживание детьми и родителями имеет неоценимое воспитательное значение.

Не назидания и поучения, а совместный творческий труд, игра, песня, хоровод, устное народное творчество (пословицы, поговорки, сказки) воспитывают по- настоящему, формируют у детей высокие гражданские качества, патриотическое отношение к родной земле, уважение к народным традициям, обычаям и укладу жизни.

Такими событийными мероприятиями являются праздники (особенно по народному календарю), которые включают в себя богатейший спектр средств выявления человеческих возможностей, способностей, качеств. И, являясь равноправными их участниками, дети и родители помогают друг другу стать лучше, осваивают культурные традиции народов России, приобщаются к различным жанрам художественного творчества.

Любой праздник в большей или в меньшей степени является результатом педагогической организации досуговой деятельности.

Моя задача как педагога-организатора – ориентировать родителей на совместную творческую деятельность с детьми, в которой укрепляются взаимопонимание, духовное единение разных людей и разных поколений, которая способствует развитию позитивных детско-родительских отношений.

Средством приобщения детей, а через них и их родителей, к забытым народным праздникам и обычаям служат календарно-обрядовые праздники, являющиеся способом выражения нерасторжимых связей между человеком и природой, между людьми в обществе и семье.

Одним из таких календарно-обрядовых праздников, которые я использую в работе с семьями наших воспитанников является праздник Пасхи.

Пасха – праздник праздников христианских, т.е. самый важный и главный. Он отмечается наиболее торжественно.

У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Дети обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

Слово «Пасха» – еврейское; означает оно: прохождение и избавление. Во время службы священнослужители приветствовали во храме: «Христос Воскресе!» – и народ отвечал: «Воистину Воскресе!».

Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.

На пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху повсюду разрешается всем звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

К празднику Светлого Воскресения пекут куличи, красят яйца и готовят специальное сладкое кушанье, называемое пасхой.

Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись заранее специальные желобки, а яйца выбирались опытными игроками особой формы – чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось целое.

Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п.) загодя вкапывали столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели.

С Пасхи гуляния молодежи переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы.

Познавательная цель: Знакомство с историей народа, с его обычаями, традициями.

Воспитательные цели:

  • Духовно-нравственное воспитание через приобщение к народным традициям;
  • Воспитание чувства любви к своей Родине, уважения к прошлому народа, к его истории; воспитание любви к ближнему, доброты, жизнелюбия;
  • Формирование чувство прекрасного;
  • Укрепление семейных отношений через совместный творческий досуг.

Развивающие цели:

  • Развитие творческих способностей детей и взрослых;
  • Развитие интереса к истории России.

Подготовительная работа:

  1. Подбор музыкального оформления.
  2. Подбор и подготовка с детьми стихов.
  3. Подготовка детьми и родителями плакатов с поговорками.
  4. Подготовка элементов костюмов.
  5. Подготовка реквизита.

Оформление:

Стена оформлена декорацией деревенского окна. Перед окном оформлен стол /самовар, расписанные чаши с конфетами, сдобой, крашеными яйцами/, над столом «пасхальный венок».

Столы в зале украшены чашами с зелёной травой и писанками.

Ход праздника

Ведущий: Христос Воскрес! Я поздравляю Вас с самым светлым и радостным праздником – Пасхой. Как вы знаете, Пасхальные празднества продолжаются неделю и заканчиваются народным праздником – Красная горка. Пусть звенят колокола, пусть звучат песни, пусть наполнится светлой радостью.

(Звучит перезвон колоколов.)

На сегодняшней встрече, мы с вами узнаем много об этом празднике. Он всегда был всенародно любимым и поэтому в России его называли Велик день или Светлый день. У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. Многие старались подкараулить это мгновенье и обратиться к солнцу:

Дети:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное нарядись!

Ведущий: Молодёжь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко. На Пасху отовсюду слышались поздравления друг друга с Воскресеньем Христовым.

Дети:

– Христос Воскрес!
– Воистину Воскрес!

Ведущий: Такими словами люди приветствуют друг друга и троекратно целуются в знак доброго расположения. И сама природа, кажется, ликовала с ними…

Ребёнок:

Сердце с бедами свыкается –
Но когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеёй,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьёй.
Рано утром разговеемся
По укладу стариков.
И любить и жить надеемся
Ещё тысячу веков.
Соберемся, не рассоримся,
Есть надежда – будем жить! ...
Пахнет терпкая акация,
Звон плывёт в родном краю…
Возвращайся, празднуй, нация,
Пасху русскую свою.

Ведущий: Действительно, за века этот праздник глубоко вошёл в жизнь, и родились присказки, поговорки, связанные с ним.

Дети: «И дурак знает, что в Пасху праздник!» – это намёк на что-то очевидное, что не хочет брать в расчёт собеседник.

Дети: «Дорого яичко к Христову дню» – так говорят, когда хотят подчеркнуть, что всякому делу свой срок.

Ведущий: Одним из символов праздника является яйцо. Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. В древности сложилась такая легенда: «Был вначале род человеческий заключён в яйце. Был он семенем не проращенным, почкой нераскрывшейся, но конец пришёл заточению. Род родил любовь – Ладу Матушку. И любовью мир наполнился. Но почему всё-таки крашеные яйца символ Пасхи? Как вы думаете?

(Участники отвечают.)

Ведущий:

  1. Наверное, потому-то в яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение Живородного гроба.
  2. С другой стороны, Воскресенское яйцо своим цветом напоминает кровь Христа.
  3. Давным-давно яйцо было знаком весеннего возрождения солнца, и многие полагали, что мир произошёл из яйца. Вылупился как цыплёнок!

Ведущий: Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху можно встретить в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к 10 веку. Традиция обмена крашеными яйцами на пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные, расписанные и резные, костяные, фарфоровые, стеклянные и из камня.

Ведущий: А сколько было игр с яйцами! Например, соревновались, чьё яйцо дольше всех будет крутиться.

(По команде дети и взрослые раскручивают свои крашенки.)

Чьё яйцо дольше крутиться, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

(Проходит игра.)

Много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Для игры необходим деревянный или картонный «каток». Чьё яйцо дальше укатиться, тот и победитель.

(Катание яиц.)

А вот ещё одна игра. На столе расставлены призы: свистульки, игрушки, куколки, конфеты. Задача играющих – своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать нужно по очереди. Начали! Каждый играющий получает тот приз, который он выбил со стола своим яйцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все призы.

(Дети и взрослые выбивают призы.)

Раскладывают на столе принесенные яйца и накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми ничего нет. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры в это время находится вне комнаты. Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь?». Водящий поднимает шапку и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра продолжается до тех пор, пока крашенки не разберут. Кто удачливее, тот домой целую шапку яиц унесет.

(Игра с шапками.)

Также играющие могут сесть у стен комнаты друг против друга и катать крашенки. Крашенки сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот отдает его сопернику. А ещё на Пасху играли в прятки.Кто-нибудь из взрослых рано утром выходил в сад с большой сумкой подарков, а возвращался с пустыми руками… Как вы думаете почему? Правильно. Развешивал подарки в саду. Праздничным воскресным утром, едва открыв глаза, дети бежали в сад. Спешно делились на команды и вперёд! Кто больше найдёт подарков! Мы тоже приготовили вам сюрприз. В зале спрятаны подарки. Всем даётся 2 минуты на их поиск. Кто найдёт больше спрятанных подарков, тот и победитель! Начали!

(Поиск клада.)

Ведущий: И на Пасху, конечно же, пекли вкусную, сладкую сдобу: булки, расстегаи, куличи. Мы с вами тоже не будем отходить от традиции русского народа и попьём чай со сладостями!

(Чаепитие.)

Приложение.

«Игры с крашенками».

Вариант 1. Соревнуются, чье яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутиться, тот и победитель, он и забирает яйцо проигравшего.

Вариант 2. Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают яйца крашеные, затем они сталкиваются. Чье яйцо разбивается, тот отдает сопернику.

Вариант 3. Крашеные яйца катают с горки. Чье яйцо дольше укатиться, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных.

Вариант 4. Ребята раскладывают на столе принесённые яйца и накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми ничего нет. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры в это время находится вне комнаты. Его вызывают и спрашивают: "Где коки паришь?". Водящий поднимает шапку и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра продолжается до тех пор, пока все крашенки не разберут.

Вариант 5. Играющие выкрикивают: "Бой яйцами! Раз, два, три! Ну-ка, яйцо окрепни! К бою готов!" Игроки бьются крашенками любой стороной. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот проигравший.

Вариант 6. Бьем твердым яйцом по медным лбам и по тем, кто зазевается!