Урок для 9–10-х классов "Современная демографическая политика Российской Федерации"

Разделы: География


Цель: сформировать представление о демографической политике, способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемому предмету.

Задачи:

  • Образовательные: формирование представления о демографической политике; выявить особенности демографической ситуации в России, на основе статистических данных дать оценку состояния естественных факторов демографической ситуации в настоящее время.
  • Развивающие: развитие мышления, коммуникативных умений и речи;
  • Воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения, обучение рефлексии учебной деятельности.

Оборудование: концепция демографической политики РФ в период до 2015 года, инструктивные карты, словарь терминов.

Ход занятия

Эпиграф к уроку:

"У России великое прошлое и большое будущее, если бы не настоящее".

- Ребята, а как вы думаете, существует ли наука о прошлом? Как она называется?

- Раз есть наука о прошлом - история, то должна быть наука и о будущем. Её назвали футурологией. Но оказалось, что такой науки не может быть, поскольку будущее в принципе знать нельзя. Но его можно изменить. Мы живём в мире двух времён: прошлого и будущего. Причём будущее беспрестанно перетекает в прошлое через условную линию настоящего: начало нашего занятия уже прошлое, а конец - будущее. В 20-х годах прошлого столетия экономист Владимир Базаров - Руднев сделал научное открытие: нельзя предсказать будущее, которое можно изменить решением. Например, погоду мы не можем изменить решением, поэтому её предсказываем. Но представьте, если бы был отдел управления погодой. Тогда какой смысл в её предсказании?

Базаров-Руднев выработал принципы технологического прогнозирования, которые призваны не предсказывать, а изучать проблему, чем мы и будем сегодня на уроке заниматься. Работать вы будете в группах.

- Перед вами документ "Концепция демографической политики РФ на период до 2015 года". В задачу каждой группы входит изучение главы 2-й в соответствии с инструктивной картой №1 (Приложения 1,2,3). Результаты вы должны оформить на листах (которые размещены на доске) как можно более кратко. Концепция демографической политики РФ на период до 2015 года содержит специфические термины, с которыми вы можете ознакомиться в словаре терминов. (Приложение 4)

- На работу групп отводиться по 5 минут и 1 минута на представление полученных результатов.

- Сейчас каждая группа дала оценку по своему направлению. А теперь внимание! Какова же демографическая ситуация сегодня в России и какова проблема, стоящая перед нашим государством?

- Может ли государство управлять демографической ситуацией? Посредством чего?

- На листах №2 (Приложение 5) приведены определения демографической политики из разных источников. Прочитайте определения и выделите наиболее существенные, главные слова, отражающие суть этого понятия.

- Каким образом государство может управлять демографической ситуацией?

- Какова цель демографической политики РФ Сегодня? Ответьте на вопрос, ознакомившись с главой 4 Концепции демографической политики РФ на период до 2015 года.

- Ознакомьтесь с главными задачами демографической политики РФ и сформулируйте их кратко, одной фразой.

- Каковы главные приоритеты демографической политики РФ в области стимулирования рождаемости, укрепления здоровья населения и регулирования миграционных потоков, вы сможете выполнив задания на инструктивных картах №2 (приложения 6,7,8).

- Что говориться в Концепции демографической политики РФ на период до 2015года о том, на каких уровнях власти данные приоритеты будут реализовываться?

- Можно ли решить демографическую проблему только за счёт укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни?

- Можно ли решить демографическую проблему только путём повышения рождаемости?

- Можно ли решить демографическую проблему только за счёт мигрантов?

Сделайте вывод: может ли государство управлять демографической ситуацией и при каких условиях.