Совместная деятельность детского сада и семьи по использованию компьютерных технологий для развития познавательно-речевых способностей у детей

Разделы: Работа с родителями


Пояснительная записка

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.
Л.С. Выготский

На сегодняшний день мы не можем себе представить жизнь без информационно-коммуникативных технологий. Мир информации, компьютеров, мобильной связи, спутникового и цифрового телевидения прочно расставляет свою сетевую паутину. И завтра все может измениться до неузнаваемости. В этом стремительно меняющемся мире живут наши дети. Чтобы не запутаться в информационной паутине, им необходимо научиться ориентироваться в неустанно растущем потоке информации, искать пути разрешения различных ситуаций. И всему должны научить их мы, взрослые. Это возможно при условии организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Далеко не все дошкольные учреждения могут создать для ребенка качественные и доступные условия для формирования компьютерной грамотности. Отсутствие материальных средств не позволяет дошкольным учреждениям оборудовать компьютерные кабинеты в соответствии с нормативными требованиями, создать полный и разнообразный фонд электронных материалов. Но в то же время заметен интерес педагогов и родителей к применению компьютерных ресурсов в развитии детей. И в настоящее время у всех участников образовательного процесса имеется уникальная возможность организовать развитие ребёнка средствами компьютерных технологий при условии организации совместной деятельности детского сада и семьи.

Актуальным остается вопрос развивающего обучения детей средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Исследователи М.М. Безруких, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова утверждают, что дети дошкольного возраста проявляют яркий интерес к компьютеру, как современной технической игрушке, как средству деятельности (обучения, работы, игры), объекту познания (привлекает процесс рассматривания, экспериментирования, виртуальный мир игры). [1], [5], [21] Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова) [21]

Проблема особенностей развития познавательно речевой активности и создание эффективных условий, благотворно влияющих на развитие способностей детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, и др.), так и зарубежные (Д. Брунер, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.) [24]. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательно-речевого развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.) [17], особенности проявления познавательно-речевой потребности у детей (Т Гризик, B.C. Юркевич) [8], возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, Г. Лямина) [18]. Во многих исследованиях развитие познавательных способностей связывается с развитием психических процессов: памятью, вниманием, мышлением, воображением.

Исследователи (В.В.Давыдов, Л. В. Кузнецова, Н.Н Поддьяков, А.П.Усова и др.) отмечают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают новые мотивы поведения, связанные с растущей направленностью на учение, стремлением к серьезной, ответственной деятельности; возникает и актуализируется осознание собственной личности. [23], [25], [27] Учение при этом принимается как серьезный и интересный вид деятельности, поощряемый и положительно оцениваемый педагогами и родителями.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в условиях семьи требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. К сожалению, не в каждой семье дети знают и соблюдают правила пользования компьютером. От того, насколько правильно они будут выполняться, зависит многое, и в первую очередь здоровье ребенка, так как негативные факторы оказывают гораздо большее влияние на неокрепший детский организм, чем на взрослого. Поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним. А начинать обучение надо с обучения взрослых.

Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, детский сад ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к образовательному процессу, формирование интереса к нему, что, в конечном счете, меняет отношение родителей к дошкольному образованию. Вовлеченность родителей в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для развития познавательно-речевых способностей ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс. А.С. Макаренко писал: «Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».

Данная проблема существует и в нашем учреждении. Беседы с детьми на тему «Как я провел выходной» (см. Приложение 1), позволили мне сделать вывод о том, что «лучшим другом» ребенка в выходные дни становится телевизор или компьютер (85 % опрошенных детей). Опрос детей на тему «Я и компьютер» (см. Приложение 4) показал, что 70 % детей проводят длительное время за компьютером, и только 15 % детей родители ограничивают во времени.

Экспрес-опрос, проводимый с родителями по проблеме «Что я знаю о компьютерных играх?» (см. Приложение 6), выявил:

  • родители не владеют компьютерной грамотностью;
  • родители не ограничивают для ребенка время игры на компьютере;
  • родители не отбирают игры на основании ведущей функции;
  • родители не знают, как с помощью компьютера воздействовать на развитие ребенка.

Таким образом, встал вопрос, о том, как родителей научить рационально использовать ИКТ в домашних условиях для организации совместной деятельности с ребенком по развитию его познавательно-речевых способностей с учетом задач детского сада. Я решила познакомить родителей с технологией создания мультимедиа презентаций, т.к. считаю, что данная технология наиболее эффективна для решения данной проблемы. Для этого необходимо было провести с родителями ряд обучающих мероприятий – консультации, «Круглый стол», деловые игры, семинары и другое.

Работу построила в режиме проектной деятельности, алгоритм реализации которого представлен следующим образом.

Продолжение статьи смотреть в Приложении