Возможности интегрирования преподавания различных школьных предметов и деятельности психолога (на примере преподавания биологии в 8-м классе и психологии)

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


На современном динамичном этапе развития школы, возникает большое количество трудностей, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним, прежде всего следует отнести активное использование И.К.Т. ресурсов, обширный информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций у всех участников образовательного процесса, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций. которые необходимо формировать у своих воспитанников. И это еще не полный, но уже достаточный список проблем, требующих настоятельной интеграции всех участников образовательного процесса в школе.

Зададимся вопросом – что принципиально нового мы хотим получить в процессе данной интеграции, и какие конкретные задачи она позволит решить. Для начала мы провели небольшой опрос среди преподавателей нашей гимназии, предложив им небольшую анкету.

Анкета.

Уважаемый коллега!

Выберите, на ваш взгляд, наиболее явные проблемы, затрудняющие осуществление собственной деятельности:

1. Нехватка времени.
2. Сложность и чрезмерная насыщенность программ.
3. Эмоциональное выгорание.
4. Снижение мотивации к учебе у современных учеников
5. Увеличение проблем со здоровьем, снижение стрессоустойчивости у всех участников образовательного процесса. После обработки анкет, мы выяснили, что эти пять пунктов практически в равной степени беспокоят современных преподавателей. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации является система интеграции деятельности преподавательского состава школы.

Потенциал интегрирования:

  1. Супервизия (школьная), рассматриваемая нами как форма поддержки психологом учителя и наоборот, в рамках которой они обсуждают свою работу, обладая при этом различным опытом (учитель и психолог могут выступить по отношению друг к другу как специалисты, дающие оценку работы с классом, вследствие чего могут быть выбраны новые способы работы с классом, перестроены отдельные составляющие урока, подобраны индивидуальные способы работы с отстающими или способными детьми, проанализирован ход урока в целом).
  2. Экономия времени.
  3. Различный поход к работе в классе, возможности использования индивидуальных особенностей учеников.
  4. Возможность качественного анализа научного и популярного материала, используемого на уроке.
  5. Активизация проектной деятельности.
  6. Комплексная оценка способностей учащихся (мы можем сравнить степень активности учащихся на уроках по различным предметам и при необходимости, помочь учащемуся слабо успевающему по ряду предметов исправить ситуацию).
  7. Непосредственно для психолога данный вид деятельности ещё значим в силу того, что психология как предмет не преподается в большинстве учебных заведений, а понять проблемы коллектива, отдельных участников образовательного процесса и иметь возможность работы с целым классом порой бывает неразрешимой проблемой.

Для начального этапа нашей работы мы выбрали два урока из курса биологии 8 класса по темам:

  1. Особенности Высшей Нервной Деятельности (ВНД) человека. Речь, мышление, внимание, память.
  2. Воля, эмоции, характер и темперамент. Представляем возможный сценарий второго урока.

Цель: раскрыть понятия темперамента, характера, воли и эмоций, проанализировать собственные индивидуальные особенности.

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщить знания учащихся об особенностях ВНД. Перейти к рассмотрению зависимости темперамента от координат типа нервной системы.
  • Ввести понятия воли и эмоций. Характера и темперамента.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки работы в группе.
  • Воспитывать стремление к самопознанию, рефлексии собственной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников.
  • Развивать навыки самоанализа.
  • Формировать и развивать умения анализировать факты и делать выводы, схематически представлять полученную информацию.
  • Развитие творческого потенциала каждого учащегося при изучении биологии и психологии.

Оборудование.

  • Мультимедийный проектор, ноутбуки с электронным учебником «Профессия и карьера» Г.В.Резапкиной (1 часть « Познай свои возможности»).
  • Учебник, тетради.
  • Листы бумаги форматом А3. Маркеры, ножницы, клей, цветная бумага.
  • Карточки с тестовыми заданиями.
  • Различные журналы, фото, открытки для изготовления коллажей.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и психолога

Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока. В беседе с учащимися формулирует задачи и объясняет ход урока.

На экране выводятся таблицы «Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы» и «Соотношение типов нервной системы и темперамента»

Учитель и психолог в режиме переклички (можно использовать несколько приемов – биолог начинает фразу, психолог заканчивает, либо один педагог задает вопрос – другой отвечает, возможно представить информацию в виде спора представителей различных наук – биологии и психологии) дают учащимся научную информацию об основных понятиях урока.

2. Работа в группах (5–7 человек, распределяются учителем до урока): учащиеся должны, используя тексты, определить о каком типе темперамента идет речь. Предположить к какому типу темперамента принадлежат участники рабочей группы.

На экране выводятся таблицы « Выразительные признаки характера», « Формирование характера» – пояснения дает учитель биологии.

3. Работа с учебником (5 минут). Ребята читают текст учебника, уточняют понятия, задают учителю и психологу вопросы по тексту параграфа.

Далее психолог акцентирует внимание учащихся на том, что тема изучения имеет не только теоретическое, но и очень большое практическое значение для самопознания, умения выстраивать отношения с другими людьми, при выборе будущей профессии.

Ребятам предоставляется возможность проведения самодиагностики с помощью теста в электронном учебнике Г.В.Резапкиной «Профессия и карьера» – индивидуальная работа на ноутбуках. Результат учащиеся получают сразу после заполнения вопросов личностного опросника Айзенка (Определение темперамента – сокращенный вариант). Затем ребята читают текст «Что я знаю о своих возможностях?», рассматривают рисунки Бидструпа, характеристики известных представителей различных типов темперамента.

На экране выводится диаграмма «Два основных измерения личности» (по Айзенку) – пояснения дает психолог, углубляя понимание учащимися таких характеристик, как интроверсия и экстраверсия.

Внимание учащихся привлекается к следующим схемам.

На экране выводятся: Схематические изображения эмоций человека, « Схема этапов волевого действия» Пояснения дают учитель и психолог в режиме диалога друг с другом.

Работа в группах. Учащимся дается комплект карточек с изображением различных эмоциональных состояний, каждый участник группы по очереди берет карточку не показывая другим и пытается без слов изобразить увиденную эмоцию , участники группы должны её узнать .

Педагоги помогают и наблюдают за работой групп.

После окончания работы групп, учитель и психолог обобщают полученную информацию с помощью наводящих вопросов:

1. Существуют ли темпераменты в «чистом» виде?
2. Можно ли выделить «хорошие и плохие» темпераменты?
3. Может ли измениться темперамент в течении жизни?
4. Меняются ли черты характера человека и почему?
5. Как называется болезненное безволие?
6. Что такое волевое усилие?
7. Какова роль чувств в познавательной и практической деятельности человека?

4. Работа в группах – каждая группа делает коллаж по выбранному в ходе жеребьевки типу темперамента.

Презентация результатов работы групп, в ходе которого происходит закрепление изученного материала. Обсуждение. 10 мин.

5. Подведение итогов урока

Литература и источники:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998.
  2. Резапкина Г.В. Электронный учебник «Профессия и карьера».
  3. Драгомилов А.Г, Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса, ч.2. – М., 2005.