Мастер-класс "Проблема кнута и пряника в воспитании и образовании современного школьника"

Разделы: Внеклассная работа


Оборудование: распечатанные статьи «Как выглядят кнут и пряник в согодняшней педагогике», «Телесные наказания детей в России», репродукция картины Решетников «Опять двойка», сладкий приз, ремень, реквизит для актеров, сертификаты.

Ход занятия

1. Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые. Мы начинаем мастер-класс (название написано на доске) с блиц-опроса. Я попрошу вас ответить только на один вопрос: «Что эффективнее в воспитании: кнут, пряник, кнут и пряник?»

Итак, голоса разделились. А как об этом размышляли до нас? Давайте заглянем в историю вопроса. Я приглашаю помощника. Историческая справка о телесных наказаниях в России. (См. Приложение 1)

2. Всем известна репродукция картины Решетников «Опять двойка». Посмотрите, у матери опускаются руки, а сын очень переживает. Какова реакция современных родителей на двойку? Предлагаю ролевую игру. Актеров попрошу представить амплуа:

– злой, уставший папа;
– добрая, довольная мама;
– ребенок-хам;
– ребенок-паинька. (Хам играет в телефон, паинька читает учебник.)

Сценка с доброй мамой и уставшим папой. Голос за кадром читает ремарки для актеров.

Папа злой, уставший

Вы устали на работе, нет сил. Денег платят мало, хотят – много. Начальник – болван. Дома работы невпроворот. А тут опять у ребенка двойка по алгебре…

Мама добрая, довольная

Вы идете домой в хорошем настроении: вас ценят на работе, вы достаточно зарабатываете, чтобы не думать о долгах. Дома вас ждут замечательные дети. Даже вторая двойка ребенка по алгебре не испортит вашего настроения.

Выводы ролевой игры:

  1. мудрая мама не потеряла взаимопонимания с ребенком-паинькой, избежала ссоры с хамом;
  2. уставший отец довел до слез послушного ребенка, поссорился с наглецом. Тот ушел в себя, у него внутренний протест.
  3. Многое в воспитании зависит от ситуации, от взгляда на нее, положение можно усугубить кнутом, нормализовать пряником. Выбирайте!

3. А нужны ли двойки детям? (Высказывания взрослых и детей.) Оказывается, «2»– своеобразный стимул, если рассматривать ее как оценку труда, а не человека. Однажды мне, тогда еще молодому педагогу, задала вопрос моя ученица: «Почему вы редко ставите двойки, ведь без них неинтересно учиться, не нужно стараться что-то исправить?» Устами младенца глаголет истина: есть мнение ученых, что «некоторые педагоги обесценивают свои оценки их постоянным завышением. Пятерки таких учителей утрачивают свою функцию стимулирования. Современная педагогика разрабатывает методы положительного подкрепления (т.е. пряника) как более прогрессивные и эффективные.

Уважаемые взрослые в материалах статьи найдут информацию о приемах поощрения. Я же предлагаю свои «пряничные приемы»:

10. балльная шкала оценивания. Дети, поделитесь впечатлениями от полученных «6», «7», «8», «9», «10». (Высказывания детей.);

  • приз победителю конкурса. Давайте посмотрим, как это работает. Я попрошу наших гостей-пятиклассников прочесть выразительно басню. Лучший чтец получит сладкий приз.(Выступления детей.);
  • делегирование полномочий учителя лучшим в конкретной работе ученикам. Кто был в роли учителя, расскажите о ваших впечатлениях.(Высказывания учеников.);
  • в прошлом году по договоренности с родителями использовала сертификаты-эквиваленты денег для поощрения лучших, хорошо потрудившихся в четверти. Игра «Бонусы» дала возможность повысить классную успеваемость: стало больше ударников. Образцы сертификатов гости могут видеть на своих столах. По итогам года многие получили 900, 600, 300 рублей, конечно, они были довольны, ведь их старания не пропали даром.

Эти и другие методы поощрения работают, пока дети доверчивы и чисты. Если ребенок по каким-то причинам озлобился, стал грубияном, наглецом, один пряник не поможет. Нужна сила, сдержанность, тактичность, система наказаний, возможно. Но, самое главное, любовь, не к себе, к ребенку! Давайте послушаем стихотворение-крик души– неизвестного автора. Всем спасибо.

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье – короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!